Детская литература XX века
- 1 year ago
- 0
- 0
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей .
Помимо этого существует понятие «детское чтение », в сферу которого могут входить произведения, изначально предназначенные авторами для взрослых, такие как знаменитые сказки А. С. Пушкина , Шарля Перро , В. Гауфа , Х. К. Андерсена , братьев Гримм , а также « Робинзон Крузо » Даниэля Дефо , « Путешествие Гулливера » Джонатана Свифта и многие другие, причём для детей адаптируют и упрощённо пересказывают сложную литературу, подобную последним упомянутым примерам.
В Европе ранние произведения для детей состояли из устных рассказов, песен, стихотворений, рассказываемых с целью обучения, развлечения и наставления . Лишь в XVIII веке появилось представление об институте детства, что привело к выделению в литературе нового направления для детей со своими разделами и каноном .
В 1962 году французский историк Филипп Арьес в своей книге « » утверждает, что современное представление о детстве появилось лишь недавно. В прошлом дети не рассматривались отдельно от взрослых и не имели особенного к себе обращения . В доказательство этой гипотезы он приводит следующий довод: до XVIII века не существовало специализированной литературы для детей, кроме учебных и дидактических текстов клириков , вроде Эльфрика Грамматика и Беды Достопочтенного . Другие исследователи отмечают существование литературы, предназначенной для передачи ценностей, взглядов и информации детям, согласно их культуре (например, « Пещное действо » XII века) .
Жанр детской литературы начал складываться в Европе XVIII века с ростом среднего класса и популяризацией философии Джона Локка . В 1744 году Джон Ньюбери опубликовал первую развлекательную книгу для детей « Маленькая хорошенькая карманная книжечка » с рифмами, картинками, играми и яркой обложкой. Такую книгу преподносили в качестве подарка, она стала предвестником , популярных в XIX веке . Ньюбери считал необходимым распространение детских книг и был основным их издателем в своё время. Он публиковал как свои произведения, так и других авторов (например, Сэмюэла Джонсона и Оливера Голдсмита ) .
Другим философом, повлиявшим на развитие детской литературы, был Жан-Жак Руссо , который выразил идею воспитания сообразно с природными интересами детей . Известными примерами, поддержавшими идею Руссо, являются четырёхтомник « » (1783—1789) и «Практическое образование: история Гарри и Люси» (1780) Марии и Ричарда Лоуэлла Эджуортов . Более четырёхсот произведений для детей было написано Мэри Мартой Шервуд , которая пользовалась большим успехом вплоть до наступления Золотого века детской литературы .
Идеи Руссо нашли поддержку в немецкой среде филантропистов , желавших преобразования образования и детской литературы. Основатель течения Иоганн Бернхард Базедов издал популярную детскую книгу с « Elementarwerk » с иллюстрациями Даниеля Ходовецкого . Другой последователь Иоахим Генрих Кампе издал переложение « Робинзон Крузо », выдержавшее сотню переизданий .
В начале XIX века датский писатель и поэт Ханс Кристиан Андерсен совершил путешествие по Европе и собрал коллекцию известных народных сказок . Он последовал примеру братьев Гримм , собравших немецкие народные сказки . Они были настолько популярны в Германии, что на современную, реалистичную детскую литературу читатели смотрели свысока. Эта нелюбовь к нетрадиционным историям продолжалась там до начала следующего столетия . Как учёные, братья Гримм проявляли научный интерес к историям, стремясь точно записать их вариативность и источники .
Подобную инициативу также проявили норвежские учёные Петер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Му , собравшие и опубликовавшие « ». Их работа не только сохранила народный фольклор, но и помогла создать литературный норвежский язык .
В 1812 году в Швейцарии Йоханн Давид Висс выпустил робинзонаду « Швейцарский Робинзон », учащую детей семейным ценностям, ведению хозяйства, использованию даров природы и самостоятельности. Книга заслужила европейскую популярность после перевода её на французский язык Изабелью де Монтолье .
В 1816 году в сборнике историй для детей « Kinder-Märchen » появилась сказка Гофмана « Щелкунчик и Мышиный король », впервые наполненная причудливыми и гротескными элементами в предвосхищении книги Льюиса Кэрролла про Алису .
В XIX веке впервые отошёл от дидактизма предыдущих эпох. Появляются увлекательные, ориентированные на детское воображение произведения. Широкое распространение книгопечатания и грамотности среди разных слоёв населения привели к спросу на детскую литературу . Выход в 1865 году « Алисы в стране чудес » Льюиса Кэрролла возвестило о изменении стиля написания книг для детей и появления фэнтезийного жанра в детской литературе . Золотой век детской литературы с этого момента в Европе длился до 1900 года .
В 1883 году Карло Коллоди написал первую итальянскую фэнтезийную книгу для детей « Приключения Пиноккио. История деревянной куклы », переведённую на многие языки. В этом же году писатель приключенческой литературы Эмилио Сальгари создал своего самого известного персонажа пирата . В 1894 году вышла книга Редьярда Киплинга « Книга джунглей »; в 1880—1881 годах в Швейцарии Иоханна Спири издала повесть « Хайди »; в 1911 году Джеймс Мэтью Барри рассказал историю Питера Пэна в произведении « Питер и Венди » .
Активно развивается детская литература в Скандинавии . Особой популярности удостоились произведения Сельмы Лагерлёф (« Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями ») и Астрид Линдгрен (« Пеппи Длинныйчулок »).
Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII—XVIII веках были распространены сказки о Шемякином суде , о Ерше Ершовиче . В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как «Сказка о Еруслане Лазаревиче», «Сказка о Бове Королевиче », «Повесть о Петре — Златых Ключах». Детям нравилось слушать подобные истории, поэтому в XVI веке по летописям был составлен для детей « Царственный летописец », включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 год) изложено предание об Александре Македонском .
В XVI—XVIII веках большое место занимали книги духовного чтения: « Жития святых », « Священные писания », « Псалтырь ». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские буквари , по ним учились читать.
Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются « Юности честное зерцало », переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского .
В XVIII веке среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царём Индийским». Для лёгкого чтения детям распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни , баллады , легенды , повести , сказки , романы . Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа .
Вторая половина XVIII века — начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М. В. Ломоносов , А. П. Сумароков , Г. Р. Державин , Н. М. Карамзин , И. И. Дмитриев , И. И. Хемницер .
Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды , стихи .
В конце XVIII века состоялось первое издание сказок Шарля Перро в России: в 1768 г. под названием «Скаски о волшебницах с нравоучениями» его выпустил переводчик Лев Воинов. Хотя он посвятил свой труд семилетней Наталье Нарышкиной (1761—1819), дочери Л. А. Нарышкина , книга не предназначалась для детей. Специальное детское издание было выпущено в 1795 г, что прямо указывалось в названии книги — «Повести волшебныя съ нравоучениями, на Российскомъ и Французскомъ языкахъ, сочиненныя Господиномъ Перольтомъ для детей» .
В. А. Жуковский , став первым переводчиком на русский язык сказок братьев Гримм , живо заинтересовался русскими народными сказками, а затем начал сочинять свои, вдохновив на это и А. С. Пушкина . В 1831 году в Царском Селе прошёл «поединок сказочников», в котором состязались учитель и ученик. В результате Пушкин написал « Сказку о царе Салтане …», а Жуковский — три сказки: « Спящая царевна », « Сказка о царе Берендее » и «Война мышей и лягушек» .
Александр Николаевич Афанасьев собрал и издал в трёхтомнике «Народные русские сказки» в 1871 году. К 1850-м годам в детской литературе преобладали литературный реализм и нехудожественная направленность. В открывающихся школах учатся по книгам Константина Дмитриевича Ушинского и Льва Николаевича Толстого . Книги для девочек впервые появляются в 1870—1880-е годы. Евгения Тур писала о дочерях помещиков, Александра Никитична Анненская освещала непростую жизнь работящих мещанок. Вера Петровна Желиховская , Елизавета Николаевна Кондрашова , Надежда Александровна Лухманова много писали для девочек в конце XIX века. Их дело продолжили писательницы Лидия Алексеевна Чарская и Клавдия Владимировна Лукашевич . Реализм стал мрачным, часто показывая жестокое обращение с детьми из низших классов. Для мальчиков излюбленной темой были рассказы о Шерлоке Холмсе и подобные истории из детективных журналов .
Серебряный век (с 1892 по 1917 г.) оживил «разнообразные течения - реализм, символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянское течение и пр» и вызвал всплеск интереса к произведениям для детей. В этом жанре выступили такие выдающиеся писатели, как И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилёв, А. И. Куприн, А. Н. Толстой. В 1909 году Н. В. Чехов написал первый в России учебник «Детская литература» .
История российской детской журналистики ведёт отсчёт со дня выхода в свет 14 января 1785 года в Москве первого номера еженедельного « Детского чтения для сердца и разума » .
К концу XIX века число журналов достигло 61. В 1913—1914 годах была издана 10-томная детская энциклопедия. Василий Петрович Авенариус составил художественные биографии выдающихся граждан, таких как Н. Гоголя и А. Пушкина .
В начале XX в. в Российской империи выходили два детских журнала с периодичностью один раз в две недели: « » (1902—1918) и « » (1904—1918). Первый предназначался для детей 4-8 лет и был ориентирован на развлечение ребёнка, преподнесение ему жизненных уроков, стремился познакомить с явлениями природы и утвердить в религиозных истинах. Его редактором был А. А. Фёдоров-Давыдов . Он же выпускал и журнал для детей постарше: научно-литературный «Путеводный огонек» имел три раздела: «Из текущей жизни», «Из прошлого» и «По чужим краям», отличался весёлым и доброжелательным настроем. В 1914 г. в журнале появилась патриотическая тема, материалы о Первой мировой войне .
Ещё одно издание имело научно-популярный характер: журнал « » (1909—1918). Редактор И. И. Горбунов-Посадов стремился увлечь детей среднего и старшего возраста полезным и интересным чтением и «способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому». В журнале печаталось значительное число ребусов, шарад, головоломок и фокусов .
После Октябрьской революции советское государство всемерно развивало детское книгоиздание: вместе с ликвидацией неграмотности необходимость в качественной литературе только возрастала . Уже в 1919—1920 годах А. М. Горький начинает выпуск первого советского журнала « Северное сияние », задачу которого писатель обозначил так: «В предлагаемом журнале мы — по мере сил наших — будем стремиться воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым» .
Ведущими детскими писателями нового социалистического государства стали Максим Горький , Аркадий Гайдар , Борис Житков , Самуил Маршак , Владимир Маяковский . Принципы коммунизма , коллективизма и солидарности трудящихся стали важными темами детской литературы. Выходили художественные биографии революционных деятелей — Ленина , Павлика Морозова , — а также героев Гражданской войны . Писавший в 1920—1930 годы Александр Беляев стал первым советским писателем-фантастом .
С окончанием Второй мировой войны в детской литературе также наступили перемены. Затрагивается тема участия детей и подростков в Великой Отечественной войне (« Сын полка » В. Катаева, « Молодая гвардия » А. Фадеева, « Четвёртая высота » Е. Ильиной, « Васёк Трубачёв и его товарищи » В. Осеевой, «Иван» В. Богомолова ).
Предзакатный расцвет советской детской литературы пришёлся на 1960—1980-е годы.
Революция 1911 года и Вторая мировая война внесли политические и социальные коррективы, оказавшие влияние на детскую литературу в Китае . Западные науки, технологии и литература получили популярность. Первое современное издательство «Commercial Press» основало несколько детских журналов . Его редактор Сынь Юкси стал первым китайским детским писателем. Его рассказ «Царство без кота» было написано современным, а не классическим китайским языком. Сынь Юкси поддерживал Мао Дуня также писать для детей. Дунь адаптировал для детей 28 классических литературных китайских произведений. В 1932 году Чжан Тяньи опубликовал повесть-сказку «Линь большой и Линь маленький» , первое полноценное произведение для детей .
Китайская коммунистическая революция 1949 года вновь изменила китайскую детскую литературу. Многих детских авторов осудили, а Тяньи и продолжили писать для детей, согласно с принципами маоизма . Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 году в Китае вернулся интерес к писателям начала века. В 1990 году вышел 15-томный сборник детской литературы Китая, содержащий произведения, начиная с 1920-х годов .
В США развитие детской литературы выпало на период после Гражданской войны . написал более 100 произведений для мальчиков. В 1868 году под авторством Луизы Мэй Олкотт вышла книга для девочек с автобиографическим оттенком « Маленькие женщины », положившая основу жанра семейного реализма в США. В 1876 году Марк Твен представил миру « Приключения Тома Сойера »; в 1880 году — Джоэль Харрис адаптировал для детей афро-американские сказки, издав « Сказки дядюшки Римуса » . В 1900 году в свет вышла книга « Удивительный волшебник из страны Оз » Л. Ф. Баума , которая повествует о приключениях маленькой девочки Дороти Гейл в волшебной стране Оз . Книга стала настолько популярной, что Баум впоследствии написал ещё целый ряд продолжений.
Наиболее популярной детской книгой Канады является роман « Аня из Зелёных мезонинов » (1908) Люси Мод Монтгомери . Книга переведена на многие языки, была неоднократно экранизирована. В Канаде с 1965 года ежегодно по сюжету книги ставится мюзикл, ставший самым долгоиграющим в истории, а остров Принца Эдуарда (где жила автор, и разворачиваются события произведения) превратился в привлекательный туристический центр с главной достопримечательностью « » .
В Бразилии Монтейру Лобату в 1920—1940 годах создал серию из 23 детских книг под названием « ».
Литературный жанр , как литературная композиция определяется по технике исполнения, содержанию, размеру и теме. Нэнси Андерсон выделяет шесть категорий (с поджанрами) :
По возрастной категории книги подразделяются на :
В разных странах существуют несколько премий , касаемых детской литературы:
Международные премии :
В Интернете, в блогсфере за детские и подростковые книги присуждается онлайн-премия «Cybils Award» (или Children’s and Young Adult Bloggers' Literary Awards ).
|
Этот подраздел
ещё
не написан
.
|