Interested Article - Храм Ранганатхи в Шрирангаме

Храм Ранганатхи в Шрирангаме ( англ. Sri Ranganathaswamy Temple, Thiruvarangam ) — один из крупнейших в мире индуистских храмовых комплексов. Построен в дравидийском архитектурном стиле и посвящён божеству Ранганатхе Вишну , возлежащему на священном змее Ананта-Шеше . Расположен на речном острове Шрирангам в штате Тамилнад (Индия). На том же острове находится ещё один большой храмовый комплекс Джамбукешвара, построенный во II веке до н. э. в честь Шивы , а также многочисленные святыни и каменные гхаты для ритуального омовения в реке Кавери . III—VII веков свидетельствует о том, что Шрирангам был религиозным центром как для вайшнавов , так и для шиваитов . Однако после реформации Рамануджи в конце XI — начале XII века вайшнавизм в регионе стал преобладать .

Храм Ранганатхи особенно почитается последователями традиции шри-вайшнавизма , которые считают его первым и главным на Земле среди 108 основных святых мест паломничества ( дивьядешам ). Ежегодно в декабре сюда прибывают тысячи паломников на фестиваль в честь Вишну, называемый Вайкунтха-экадаши, когда отворяются «ворота во внутреннее святилище Господа» .

С 2014 года храм находится в предварительном списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО .

Храмовый город

План четырёх внутренних дворов храма Ранганатхи, 1910 год

Храм Ранганатхи представляет собой не просто большой храм, а целый храмовый город, уникальный по своей архитектуре. Он состоит из семи «пракар», то есть расположенных друг в друге корпусов с храмами, стенами и башнями. В центре расположен главный храм Ранганатхи, вокруг него находятся шесть концентрических прямоугольных ограждений в форме толстых каменных стен с башнями- гопурамами . Внутри каждой пракары есть постройки, связанные с деятельностью храмового комплекса. Внешний корпус, известный как «адаявалайнджан» ( adaiavalainjan ), не является пракарой, играя лишь роль внешних защитных стен. Внутренние пять корпусов стен комплекса образуют храм, в то время как два внешних корпуса действуют как поселение. В них находятся дома брахманов , небольшие святилища , гостевые дома и магазины для паломников. Таким образом, чёткое различие между храмом и поселением размыто. Подобная структура храмового комплекса уникальна для Южной Индии , храм Ранганатхи считается её выдающимся образцом .

Вид на храмовый город со стороны Тиручирапалли

Храм построен в дравидийском архитектурном стиле. Его площадь составляет 63,1 гектара. По оценкам учёных и ЮНЕСКО , комплекс представляет собой самый большой действующий храм в мире . По площади он уступает гигантскому комплексу Ангкор-Ват в Камбодже , также посвящённому Вишну. Однако в отличие от Ангкор-Вата, который давно заброшен, в храме Ранганатхи в настоящее время поддерживаются многовековые традиции и поклонение Вишну. По масштабам его сравнивают с крупнейшими религиозными центрами, включая царский дворец и буддийский храм Потала в Лхасе ( Тибет ), буддийский храм Боробудур на острове Ява ( Индонезия ), заброшенный город инков Мачу-Пикчу ( Перу ) и город-государство Ватикан .

Помимо упомянутых вложенных друг в друга строений, комплекс насчитывает 21 красочно оформленную башню-гопурам, 50 небольших святилищ, 9 священных прудов, позолоченную виману (купол) над главным святилищем и множество других достопримечательностей, таких как скульптуры и фрески. В гарбхагрихе основного храма находится скульптурное изображение Вишну в форме Ранганатхи, возлежащего вместе с Лакшми на тысячеголовом змее Ананта-Шеше . В комплексе поддерживается постоянная высокая активность, будни его жителей состоят из обслуживания паломников, проведения ежедневных ритуалов и религиозных фестивалей. Жизнь людей сосредоточена вокруг Храма Ранганатхи, находящегося в сердце храмового города .

Краткая история храма

Развитие храмового города

Первые упоминания о святом месте восходят к I веку нашей эры. Однако хроника храма XI—XII веков, называемая Koil Olugu , упоминает, что некая святыня, позднее разрушенная стихийным бедствием, существовала уже во II веке до н. э. Её возникновение связано с проникновением ведийских традиций Северной Индии в Южную Индию и на Шри-Ланку . В древнем сборнике тамильской любовной лирики «Аканануру» ( IAST : Akanaṉūṟu ) упоминается место Арангам, куда возлюбленный уехал в поисках заработка или богатства, а может быть, молить о благосостоянии. «Аканануру» датируется периодом между I и II веками, хотя стихи из сборника были сочинены, по всей видимости, раньше . , живший во II веке, в одном из пяти великих эпосов тамильской литературы «Силаппадикарам» ( Silappadikaram ) упоминает бога в Шрирангаме, покоящегося вместе с Лакшми на кольцах тысячеглавого змея .

Остров на реке Кавери, где расположен храмовый город, считается искусственным или частично искусственным. Раджендра I (1014/1016—1044), правитель государства Чола , велел создать остров для борьбы с паводковыми водами . Для строительства искусственного острова использовался труд пленных с покорённой Шри-Ланки . Комплекс сформировался под влиянием многократных достроек и перестроек в течение нескольких столетий. Он воплощает архитектурные стили, популярные при разных княжеских династиях. Местные правители помогали храму и стремились внести свой вклад в его развитие. В развитии комплекса участвовали раджи из ранних династий Чола (I век) из Урайюра (городок южнее острова Шрирангама ), раджи поздних династий Чола (XIII век) из Танджавура , раджи из Конгу Наду (государства на западе Тамилнада), южная династия Пандья (с VI по X и с XIII по XIV век), династия Хойсала (с X по XIV век), а также правители и наместники Виджаянагарской империи (XVI век). Считается, что храм достиг своего расцвета в период династии Чола (IX—XII века) . По мере достройки храмового комплекса возникали всё новые функциональные здания, залы с колоннами и павильоны для ритуалов ( мандапы ). Строительство последней храмовой башни завершилось только в 1987 году .

В XXI веке комплекс представляет собой крупнейший центр вайшнавизма , наиболее почитаемый в шри-вайшнавизме . С храмом Ранганатхи связана значительная часть жизни знаменитого Рамануджи теолога вишишта-адвайты . Здесь он преподавал теологию, участвовал в религиозных диспутах, принял санньясу . В комплексе расположен небольшой храм (место поклонения) Шри Раманудже ( Sri Ramanujar Sannadhi, 10°51′41″ с. ш. 78°41′27″ в. д. ), там же находится его древнее каменное мурти . Храм Ранганатха воспевали альвары , чьи статуи присутствуют в храме и чьи гимны до сих пор распевают перед божеством. Дважды в году (в январе и апреле) в храме проводится ратха-ятра , религиозный фестиваль, в ходе которого божество вывозят за пределы храма .

Фотографии храмового комплекса в 1870 и 1903 годах

Панорамный вид на комплекс Раджа-гопурам Храмовые брахманы и девадаси (храмовая танцовщица) Праздничная процессия со слоном

Храмовая организация до реформации Рамануджи

К X веку значение храмов Тамилнада вышло за пределы обычных мест религиозного поклонения. Они стали занимать важное положение в социально-политической структуре общества. Благодаря религиозной идеологии они не только оказывали влияние на умонастроение верующих, но и были землевладельцами, работодателями, школами, центрами культуры и искусства и, наконец, оплотами политической стабильности. Храм управлялся сабхой ( sabhā ), или общинным советом, опиравшимся на деревенские собрания. До сих пор нижняя (народная) палата парламента Индии носит название « Лок сабха ». Совет состоял из брахманов , бывших крупными землевладельцами, на чьи средства содержались храм и храмовый персонал. В сабхе заметную роль играли торговые сообщества, выступавшие крупными меценатами храма. Как следствие, членство в общинном совете носило преимущественно наследственный ( кастовый ) характер. К организации работы храма были причастны пять социальных групп, называвшихся «котту» ( kottu ) или «варьям» ( variyam ). К ним относились святые аскеты ( kovanavar ), игравшие роль духовных лидеров; брахманы , обеспечивающие божество и паломников едой ( kodavar ); охранники ( koduvaleduppar ); певцы, исполнявшие священные гимны ( paduvar ), садоводы, поставлявшие туласи и цветы для ритуалов ( talaiyiduvar ). Социальная структура храма сложилась уже к VIII веку и окончательно закрепилась в XI веке .

Вплоть до мусульманских военных кампаний 1311 и 1323 годов руководство храмом полностью находилось в руках религиозного авторитета, такого как ачарья . Мусульманская оккупация разрушила систему храмового управления и привела к прекращению богослужений. Порядок был восстановлен с приходом правителей династии Виджаянагара . Они не только отстроили храм, но и постепенно установили контроль над его администрацией. Правители назначали собственных уполномоченных для надзора за храмовыми делами .

Административная реформа Рамануджи

Рамануджа в храме, 1100 год. Иллюстрация из книги «История наций» от 1923 года

Рамануджа посвятил храму в Шрирангаме бо́льшую часть своей жизни. Он унаследовал руководство храмовой общиной по завещанию Ямуначарьи , который видел в нём будущего духовного лидера Шрирангама. Ко времени прибытия Рамануджи храм в Шрирангаме уже был известным и состоятельным. Он содержался за счёт средств деревенской общины, а также благодаря многочисленным дарам в виде золота, драгоценностей и сельскохозяйственных земель. К XII веку подарки поступали уже не через общинный совет, а отдельным брахманам и в храм напрямую, что могло вести к злоупотреблениям. Первым делом Рамануджа решил принять меры для предотвращения незаконного присвоения пожертвований. Он назначил доверенных вайшнавов, не относящихся к храмовому сообществу, в качестве финансистов для управления бюджетом, включая распределение даров (они получили название «тируппатьяр», ( tiruppatiyar )). На ключевые позиции храмовой администрации были выдвинуты его ученики, что позволяло Раманудже полностью контролировать храмовый бюджет. Один из последователей Рамануджи, Куратталаван ( Kurattalvan ), был назначен ответственным за храмовые правила, а родственник Рамануджи Мудальяндан ( Mudaliyandan ) — за организацию и обеспечение работы храма. Число социальных групп, занимавшихся обслуживанием храма, выросло с пяти до десяти, а кастовая принадлежность их членов расширилась. Появились новые профессии: содержание зернохранилищ, охрана ворот, учёт расходов, подношение кокосов, украшение колесниц для фестивалей, звуковое сопровождение ритуалов (на раковинах ), запечатывание дверей, исполнение музыки и танцев перед божеством и др. Обязанности и денежное вознаграждение каждой группы были чётко регламентированы .

Храмовые финансисты получили статус наивысшей социальной группы в храме. Рамануджа заменил аскетов — религиозных лидеров на своих учеников из числа домовладельцев (то есть представителей другой касты), а своего родственника Мудальяндана назначил сенапати дурантара , старшим смотрителем храма. Это не могло не вызвать недовольство в среде ортодоксальных брахманов, которые столетиями жили по другим, кастовым, порядкам. Рамануджа намеревался сделать храмовым счетоводом ещё одного своего ученика, Киранур Килавана, однако столкнулся с открытым сопротивлением брахманского сообщества. После покушения на свою жизнь Рамануджа был вынужден оставить храм и уйти в Тирувелларай, находившегося в нескольких часах пути от Шрирангама, где он проживал при храме Пундарикакша Перумал ( Pundarikakshan Perumal Temple , 10°58′ с. ш. 78°40′ в. д. ) в течение двух лет. Однако и после возвращения в Шрирангам Рамануджа был вынужден прибегать к предосторожностям. Во избежание отравления его родственник и ученик Кидамби Ачан ( Kidambi Acchan ) лично готовил ему еду .

Религиозная реформация Рамануджи

Кулоттунга I Чола наставляет землемеров, 1086 год. Иллюстрация из книги «История наций» от 1923 года

Раманудже удалось провести революционные изменения в ритуальном богослужении, в новой форме впоследствии ставшем каноном вайшнавизма. До Рамануджи правила богослужения основывались на обрядовой традиции вайкханаса . Брахманы вайкханаса следовали ведийским нормам, проводили яджны и были наследственными священниками храма. Никакого посвящения им не требовалось, так как считалось, что последователи вайкханасы получают инициацию ещё в утробе матери и являются храмовыми служителями по рождению. Рамануджа придерживался более либеральных взглядов на богослужение. Они были привиты ему семьёй и учителями, Ямуначарьей и Натхамуни , которые в качестве образца любви к Вишну почитали любовную поэзию альваров . Рамануджа был воспитан в традиции « Панчаратры », комбинировавшей ведийские и тантрические тексты . В рамках этой доктрины служителем храма мог стать любой, кто получит посвящение, даже если он не входит в касту брахманов. В мировоззрении Рамануджи не было кастовых ограничений, и пуджу (ритуал любви и преданности богу) мог проводить любой, включая женщин и даже представителей низшей касты . Пуджа с плодами и цветами пришла на смену огненному жертвоприношению. Рамануджа приближал вероисповедание к широким социальным слоям и предпочитал санскриту гимны на народном тамильском языке , в результате чего брахманы теряли своё уникальное положение посредников между человеком и богом. Идеи Рамануджи в сообществе вайкханаса считали еретическими . Они не могли быть приняты, поскольку разрушали привычные социальные связи .

Правитель Вишнувардхана Хойсала, обращённый Рамануджей в вайшнавизм. Барельеф храма Ченнакешава ( Белур , XII век)

Рамануджа лишил исконных привилегий брахманов традиции вайкханаса. Ответная реакция последовала в форме политических репрессий. Одним из наиболее загадочных и неясных эпизодов в жизни Рамануджи было его преследование правителем из династии Чола . Агиографии Рамануджи не упоминают имя правителя, однако историки сходятся во мнении, что им был Кулоттунга I Чола ( Kulottunga I , 1070—1122), один из принцев восточной династии Чалукья . Агиографии Рамануджи и храмовые хроники представляют его противника как фанатичного шайву , преследовавшего вайшнавов по религиозным мотивам. В действительности, по всей видимости, отношения между правителем и Рамануджей носили более сложный характер. Его предшественник, Ямуначарья, был близок царскому двору династии Чола и награждался за богословские способности, несмотря на свою религиозную принадлежность . Правители династии Чола вели себя предельно прагматично. Они не отличались щедростью или избирательностью к божествам. Их политика заключалась в том, чтобы патронировать конкретные святые места, как вайшнавов, так и шайвов, на завоёванных территориях. Таким образом они закрепляли свой авторитет, выставляли себя преемниками традиций и обретали местную поддержку. К примеру, царская семья Пандья , бывшая вассалами при Чола, ради поддержки одаривала одновременно крупные храмы в Чидамбарам , Каттуманнаркойле, Шрирангаме и Тируванайкойле (причём два последних находились на одном острове) .

Восхождение Кулоттунги I на престол сопровождалось восстаниями во многих частях страны. Правитель нуждался в союзниках и политических сторонниках, особенно на северо-западном рубеже, где находился пограничный Шрирангам. Такой опорой были местные лидеры, которые были фактически независимыми правителями при верховной власти Кулоттунги I. В ходе религиозной реформации ряд лидеров, терявших из-за Рамануджи часть власти и ресурсов, по всей видимости, обратились к Кулоттунге I для восстановления дхармы . Рамануджа был вынужден бежать в соседнее государство, находившееся под контролем династии Хойсала , заклятых врагов правителей Чола. Империей Хойсала в то время управлял Битти Хойсала ( Bitti , 1108—1152), который предоставил Раманудже убежище. Последний поселился в Мелукоте ( Карнатака ) при храме Челува-Нараяна ( Cheluvanarayana Swamy Temple , 12°39′33″ с. ш. 76°38′52″ в. д. ). Под его влиянием джайн Битти принял вайшнавизм и стал именоваться Вишнувардханой ( Vishnuvardhana ). Смена доминирующей религии в Хойсале произошла в период между 1100 и 1116 годами, то есть в первые годы изгнания Рамануджи и в начале правления Битти. Рамануджа, великий проповедник и реформатор, вернулся в Шрирангам с триумфом. Произошло это уже после смерти Кулоттунга I и принесения извинений его сыном .

Мурти Ранганатха и его ваханы

В центре образ Ранганатхи , лежащего на змее Ананта-Шеше , базальт , XVII—XVIII века, Индия. Над ним образы (слева направо) Шива , Лакшми и пара Шива-Парвати. Коллекция Музея Гиме ( Париж ).

Мурти (божество) Шри Ранганатха свами ( Sri Ranganatha swamy ) расположено в центре храмового комплекса. Оно представлено в образе человека, лежащего в полудрёме на тысячеголовом змее Ананта-Шеше . Мурти уникально тем, что сделано не из гранита , как во многих вайшнавских храмах. Его материал представляет собой особую цементную смесь из извести , камней и связующего раствора. Последний состоит из специальной пасты ( thailam ), сделанной из мускуса , камфоры , мёда , неочищенного пальмового сахара и сандаловой пасты. Супругу Ранганатхи ( Лакшми ) называют «Ранганаяки», «Шри-деви» и «Бху-деви». Только исповедующим индуизм разрешается входить в главное святилище, в котором находится божество храма .

В дни фестиваля специальное переносное мурти Ранганатхи (его называют «Алагья Манавалан» или «Нам Перумал») выносится за пределы храма, чтобы все желающие могли лицезреть божество. Его возят на колеснице в форме деревянной фигуры, « ваханы » — ездового животного или птицы Вишну. Колесницы хранятся на территории храма и доступны посетителям. Сами по себе фигуры животных являются образцами индийского искусства. На них вырезаются животные, экзотические птицы, солнце, луна, деревья и другие декоративные элементы. Фигуры покрыты тонким слоем золота или серебра .

Почтовая марка России с изображением алмаза «Орлов», 2017 год

В распоряжении Ранганатхи находится несколько колесниц: Гаруда ( Garuda vahana ), Лев ( Simha vahana ), Слон ( Yanai vahana ), Лошадь ( Kudirai vahana ), царь обезьян Хануман ( Hanumantha Vahana ), свирепое мифическое чудище Яли ( Yazhi vahana ), змей Ананта-Шеша ( Sesha vahana ), Лебедь ( Annapakshi Vahana ), Павлин ( Otrai vahana ) и Солнечная колесница ( Prabhai vahana ). Лицезрение Ранганатхи верхом на вахане среди моря преданных в ходе фестивальной процессии на улицах Шрирангама считается благоприятным и сравнимо с благословением. Во время тамильского месяца маргажи (декабрь — январь) в храме проходит религиозный фестиваль, длящийся 21 день, на который собирается около миллиона паломников .

С сокровищами Ранганатхи связана авантюрная история, подлинность которой проверить уже невозможно. Утверждается, что знаменитый бриллиант «Орлов» , украшающий императорский скипетр Екатерины Великой , когда-то принадлежал храму в Шрирангаме. История описана в книге «Драгоценные и благородные камни» француза Луи Дютана , изданной в 1783 году во Флоренции . Легенда гласит, что французский солдат, дезертировавший из индийской армии, принял индуизм, задумав ограбить храм. Глазницы Ранганатхи были инкрустированы крупными алмазами зеленовато-синего оттенка. В 1747 году алмаз был похищен псевдослужителем храма, а затем перепродан торговцам. Так он попал сначала в Мадрас , затем в Лондон и, наконец, в руки ювелира императрицы Екатерины Великой .

Даршан Ранганатхи

Время работы храма
Ритуалы Святилище Ранганатхи Святилище Лакшми (Ранганьяки)
Вишварупа-сева 6:00—7:15 6:30—8:00
Пуджа (закрыта для посетителей) 7:15—9:00 8:00—8:45
Даршан 9:00—12:00 8:45—13:00
Пуджа (закрыта для посетителей) 12:00—13:15 13:00—15:00
Даршан 13:15—17:45 15:00—18:00
Пуджа (закрыта для посетителей) 17:45—18:45 18:00—18:45
Даршан 18:45—20:45 18:45—21:00

Даршан , то есть лицезрение божества, доступен в течение дня в определённые часы, кроме праздников и фестивалей. Жилая часть комплекса открыта для всех желающих без ограничения. Нежилая часть комплекса, где сосредоточены святилища и находится главное божество, предназначена только для «hindu» , то есть исповедующих индуизм . За этим следят как брахманы , так и сами паломники. Однако ограничение не является строгим: для посетителей, относящихся с уважением и почтением к Ранганатхе и традициям, вход возможен (свидетельством чему является знак вайшнавской тилаки на лбу). Посетители должны соблюдать требования к внешнему виду и быть одеты в традиционную одежду . Женщины-посетители одеты в сари или шальвар-камиз , для мужчин обязательным является дхоти или саронг . Нижняя часть тела закрывается белым саронгом, верхняя может быть открыта или одета в белую рубашку (футболку) . Посещение храма в обуви запрещено, как и во всех индийских храмах. Фотографировать внутренние интерьеры храма и проносить мобильный телефон также не разрешается. Паломники для получения даршана выстраиваются в очередь, которая может состоять из тысяч желающих. Прохождение бесплатной очереди, в которой стоят бедные индийские семьи, преимущественно из деревень, может занимать несколько часов. Быстрый проход, позволяющий обойти часть общей очереди, называется «быстрый даршан» и позволяет сократить время ожидания до получаса или полутора часов . При приближении к главному святилищу посетители складывают ладони в приветственной мудре « намаскара ». Ранганатхе предлагают подношения в форме цветка (цветочной гирлянды), ароматических благовоний, кокоса, бананов. Стандартный набор для подношения является одним из основных товаров на территории храмового комплекса. Мурти божества обслуживает группа брахманов, которые взаимодействуют с паломниками и следят за общим порядком. У посетителей есть несколько секунд, чтобы приветствовать божество. Во избежание давки длительная задержка у мурти не допускается. Паломники могут предложить дакшину брахманам и взамен получить прасад — как правило, листья туласи , фрукты и цветы . Дежурный брахман раздаёт паломникам ложкой камфорную воду, которую пьют из ладони, а остатками воды смачивают голову. После даршана принято делать денежное пожертвование храму. На выходе из главного святилища индусы по традиции остаются сидеть возле него на несколько минут, пребывая в атмосфере святого места. После даршана Ранганатхи полагается делать обход второстепенных святынь. В определённые часы брахманы и их помощники раздают прасад в форме бесплатной еды .

Повседневная жизнь Шрирангама

Паломник в традиционной одежде в белом Женщины в Шрирангаме в традиционной одежде Вайшнавская тилака на лице паломника Перед входом в главное святилище Прасад из Шрирангама

Достопримечательности комплекса

Многие части храма замечательны в архитектурном отношении. Кроме святилища с основным божеством, частью комплекса являются множество других святилищ с разными формами Вишну: Сударшаной , Нарасимхой , Рамой , Хаягривой , Гопалой-Кришной , а также с мурти вайшнавских святых. Всего выделяется несколько достопримечательностей .

Зал тысячи колонн

Мандапы , или открытые павильоны для ритуалов . Храм знаменит многочисленными мандапами. Среди них самым прекрасным является «Зал тысячи колонн» (их в действительности насчитывается 953), построенный из гранита во время империи Виджаянагар (1336—1565 годы). Планировка Зала тысячи колонн напоминает театральную. Главный зал представляет собой один широкий проход в центре, вокруг которого стройными рядами возвышаются сотни каменных колонн. С каждой стороны к центру ведут семь боковых проходов, между которыми колонны равномерно распределены .

Мандапа Ананта-Шеши

Среди других мандап выделяется зал, посвящённый тысячеголовому змее Ананта-Шеше (Sesharayar Mandapam). Он был возведён на восточной стороне четвёртого ряда стен раджами династии Наяков. Зал известен своими 40 колоннами в форме статуй скачущих лошадей. Фактически они представляют собой монолитные столбы, из которых вырезаны каменные скульптуры лошадей, несущих на спинах наездников и топчущих копытами тигров .

Ещё одна примечательная мандапа посвящена ездовой птице Вишну, Гаруде (Garuda Mandapam). Она находится на южной стороне третьего ряда стен и тоже была построена при династии Наяков. Портретные скульптуры взяты из более ранних храмовых сооружений и встроены в колонны, идущие вдоль центрального прохода. В зале находится святилище с большой сидящей фигурой Гаруды, взор которого обращён к северу, в сторону главного святилища Вишну .

«Кили-мандапа» (Kili mandapam) расположена рядом с храмом Ранганатхи, внутри центрального корпуса. Балюстрада этой мандапы состоит из фигур слонов. По ней можно подняться на просторную открытую площадку. Она украшена тонкими декоративными колонами с изображениями животных. Четыре крупные колоны в середине обрамляют основное святилище зала .

Мандапа Ранга-Виласа

Популярная мандапа «Ранга-Виласа» ( Ranga Vilasa mandapam ) находится напротив входа в центральный храм. Она представляет собой протяжённую прямоугольную площадку, в тени которой собираются паломники отдохнуть и понаблюдать вокруг за бойкой торговлей религиозными принадлежностями. Мандапа Ранга-Виласа украшена скульптурами героев из « Рамаяны », а также изящными фресками .

Зернохранилища «коттарам» (kottaram) представляют собой огромные здания, которые свидетельствуют о стратегическом планировании продовольственной безопасности не только для храма, но и для населения всего храмового города в период Средневековья .

Маленькие святыни . Известная святыня «Вену-Гопала» (Venugopala) находится в юго-западном углу в четвёртом ряде стен и датируется 1674 годом. Небольшой храм имеет виману (купол) над главным святилищем и свою собственную мандапу. Её открытый зал оформлен рифлёными колонами, которые венчают цветы лотосов. С трёх сторон святилища на посетителей взирают скульптуры божеств .

Храмовые башни . Храм Ранганатхи известен своими башнями- гопурамами . Всего насчитывается 21 огромный гопурам. Башня, называемая «Раджа-гопурам» (Rajagopuram, «Королевская башня»), является второй по высоте храмовой башней в мире и достигает 72 метров в высоту. Строительство башни было завершено в 1987 году. Она уступает только гопураму храма Мурудешвара в честь Шивы ( Карнатака ), построенной в 2008 году .

Древние храмовые надписи. На стенах храма сохранились древние надписи, которые представляют большую ценность для эпиграфистов . Идентифицировано около 640 надписей, которые опубликованы и находятся в открытом доступе. Надписи сделаны как на каменных стенах, так и на медных памятных пластинах. Сборник «Археологический обзор Индии» ( Archaeological Survey of India ) посвятил им целый том (XXIV том) в серии о южноиндийских храмовых надписях. Известен лишь один храм, сопоставимый по богатству коллекции надписей, — храм Шивы в Танджавуре . Самая ранняя храмовая надпись датируется 17 годом правления Парунтака I ( Paruntaka I , 906—953) из династии Чола. Она описывает подарок правителя в размере 30 золотых монет для создания лампы, 30 монет на камфару и одной монеты на хлопковый фитиль (для лампы), а также дар в виде серебряного светильника. Подарок был принят сабхой, то есть советом, опекавшим храм . Надписи проливают свет на историю, культуру и экономику храмового города на протяжении более тысячи лет. Большинство надписей датируется годами процветания храма, в ранний период династии Чола и поздний период династии Наяков. Они свидетельствуют о дарах храму, ирригационных работах, землепользовании, налогообложении и названиях, которые имели деревни, принадлежавшие храму. К примеру, надпись от XV века свидетельствует об актах самосожжения нескольких храмовых служащих в знак протеста против взимания незаконных налогов с храмовых земель. Из храмовых надписей стало известно, что Храм Ранганатхи был одним из немногих в Средневековье , располагавшим оздоровительным центром и предоставлявшим медицинское обслуживание местным жителям .

Монументальная живопись и цветные фрески. Стены храмового комплекса украшены изысканными картинами с использованием растительных и естественных красителей. Все они посвящены индийской культуре, религии и традиции. Фигуры богов, богинь и эпических героев взирают на посетителей со стен храма, призывая их следовать дхарме и бхакти . Высокое качество средневековой живописи обеспечило сохранность картин до настоящего времени .

Храмовые пруды . В Средневековой Индии действовала развитая система водных накопителей, которые пополнялись от дождей. Они позволяли пережить засуху, служили ежедневным источником воды, а также предназначались для ритуалов. Перед входом в храм паломник обязан по меньшей мере помыть ноги. Глубоко верующие полностью моются в храмовом пруду, рассчитывая на физическое и духовное очищение. Последнее является обязательным для касты брахманов . Комплекс располагает двумя большими прудами: прудом Луны (Chandra Pushkarini) и прудом Солнца (Surya Pushkarini). Комплекс спроектирован таким образом, чтобы собранная в сезон дождей вода сливалась в пруды. Ёмкость каждого пруда составляет около 2 миллионов литров. Очищение воды происходит естественным образом за счёт рыб, которых разводят в пруду. Помимо основных прудов, в Шрирангаме есть ещё 10 прудов, находящихся под контролем и управлением храма. Избыток воды в сезон дождей поглощается открытыми пространствами вокруг храма, обильно посыпанными песком, а также «нандаванами» (цветочными садами), в которых выращивают туласи и цветы для Ранганатхи .

Местонахождение

Комплекс расположен на острове Шрирангам , омываемом реками Кавери и Коллидам (притоком Кавери) вблизи города Тируччираппалли (штат Тамилнад ). Тируччираппалли хорошо связан дорожным, железнодорожным и воздушным сообщением с крупными городами Южной Индии. До него можно добраться самолётом из Бангалора или Ченная . Храм находится в {{num 15|км}} от аэропорта Тируччираппалли . Большинство паломников остаётся на ночлег в Тируччираппалли с тем, чтобы днём добираться до храма на автобусе, моторикше или такси. На территории острова Шрирангам есть несколько гостиниц и гостевых домиков. Большинство паломников прибывает по железной дороге. Поезда идут из Ченная , Мадурая и Коимбатора . Храм находится в 9 км от железнодорожной станции ( Tiruchirappalli Rail Junction ). От железнодорожной станции до храма по маршруту № 1 круглосуточно ходит автобус .

Структура храмового города

Примечания

  1. Michell G. . Grove Dictionary of Art . Oxford University Press (2018).
  2. Дубянский А. М. Шрирангам // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. 467.
  3. .
  4. Jones V. Wonders of the World Dot-to-Dot. — New York: Sterling Publishing Co., Inc, 2004.
  5. Vater T. Moon Spotlight Angkor Wat. — USA: Perseus Books Group, 2010.
  6. . Wisdom Library (2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 18 августа 2018 года.
  7. , p. 2.
  8. , p. 478—479.
  9. , p. 10.
  10. , p. 480.
  11. , p. 481.
  12. , p. 476.
  13. Ray H. // The Journal of Hindu Studies. — 2009. — Т. 2 , № 1 . — P. 89.
  14. , p. 486.
  15. Singh S. India. — Oakland, CA: Lonely Planet Publications, 2005. — P. 75.
  16. , p. 106.
  17. . Sri Ranganatha Swamy Temple, Srirangam (2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 18 августа 2018 года.
  18. . TripAdvisor (2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 18 августа 2018 года.
  19. // The Hindu. — 2016. — 4 июня. 4 декабря 2017 года.
  20. Маха-прасад (сладости от имени божества) продаётся в Гаруда-мандапе.
  21. Rajan N. . Lonely Planet (июнь 2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 18 августа 2018 года.
  22. Nandakumar P. // The Hindu. — 2012. — 24 декабря. 31 августа 2014 года.
  23. (15 декабря 2012). Дата обращения: 30 июня 2018. Архивировано из 1 июля 2018 года.
  24. , p. 8.
  25. . Sri Ranganatha Swamy Temple, Srirangam (2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 9 ноября 2016 года.
  26. . Srirangaminfo.com (2018). Дата обращения: 18 августа 2018. 22 февраля 2018 года.
  27. , p. 111—120.

Литература

  • Aruniappan S. Srirangam: the Paradise on Earth. — Trichy: Arulmigu Ranganathaswami Etc Devasthanam, 1998.
  • Auboyer J. Sri Ranganathaswami: a Temple of Vishnu in Srirangam (Tamilnadu, India). — Srirangam: [O.V.], 2004.
  • Rao H. History of the Śrīangam Temple. — Tirupati: Sri Venkateswara University, 1976.
  • Rao H. . — Madras: Rochouse, 1961.
  • Rao H. . — Tirupati: Sri Venkateswara University, 1967.
  • Madhavan C. Srirangam: heaven on earth. — Chennai: Universal Publishing, 2017.
  • Michell G. . Grove Dictionary of Art . Oxford University Press (2018).
  • Parker S. Contemporary temple construction in South India: the Srirangam rajagopuram. — Res, 21, 1992.
  • // UNESCO Tentative List. — UNESCO World Heritage Centre, 2018.
  • Satyamurthi A. Lord Raṅganātha. — Śrīraṅgam, Tiruchi: Arulmiku Raṅganāthaswāmi Devasthānam, 1981.
  • Srivathsan A. (англ.) // The Indian Economic & Social History Review. — 1995. — Vol. 32 , no. 4 . — P. 475—487.
  • Somasundaram P. The island shrine of Sri Ranganatha. — Tiruchirappalli: St. Joseph’s Industrial School Press, 1965.
  • Streeter E. The Orloff // / Hatton J., Keane A. — London, 1882. — P. 103—115.

Ссылки

Источник —

Same as Храм Ранганатхи в Шрирангаме