Хорошие статьи
- 1 year ago
- 0
- 0
Зуфар Фаатович Гимаев ( тат. Зөфәр Фоат улы Гыймаев ; 9 января 1951 , Наманган , Наманганская область , Узбекская ССР , СССР — 15 февраля 2022 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский и российский татарский художник , портретист . Заслуженный художник Российской Федерации (2012). Народный художник Республики Татарстан (2017), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2002). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2005).
Родился в Узбекистане , затем вместе с семьёй переехал в Казань . Окончил Казанское художественное училище (1970), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1976), Казанскую творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР (1980). Учился у таких художников, как А. Зайцев и Х. Якупов . Начинал с различных живописных стилей , особого успеха достиг в жанровой картине , натюрморте , и в особенности — в портрете . Широкое признание получили и были похвально отмечены критикой его портреты Г. Тукая , С. Сайдашева , Т. Миннуллина , Х. Туфана , Б. Урманче , С. Гиззатуллиной-Волжской , других деятелей татарского искусства. Активно работал в деревне, известен пейзажами и портретами своими односельчан, назывался «художником-деревенщиком». Художественную работу сочетал с административной деятельностью в сфере искусства, в частности, в 2008—2020 годах был председателем . Скончался в 2022 году в возрасте 71 года от рака .
Зуфар Фаатович Гимаев родился 9 января 1951 года в Намангане Узбекской ССР . Он появился на свет в районе Терек-Сай, на безлюдной дороге в горах, за полдня пути до Наманганского роддома, причём роды принимал сам отец . Из семьи Фархиджамал Шайхиевны и Фаата Шайхелисламовича Гимаевых . Отец — ветеран войны , был сослан в Узбекистан вместе с семьёй . Зуфар был средним сыном в семье, у него было двое братьев — Фердинанд (род. 1947) и Шамиль (род. 1954) .
Через год после рождения Зуфара, срок ссылки отца кончился . В 1952 году семья переехала в Казань , после смерти жившего там дедушки со стороны отца . Отец трудился на табачной фабрике, мать работала дворником . Однажды, во время проводов своей сестры Гулбостан в Самарканд , Фархиджамал взяла детей с собой в аэропорт, где шестилетний Зуфар забрался в самолёт и улетел в Узбекистан, но вскоре был обнаружен и через несколько дней возвращён семье . Учился в , а также в детской художественной школе № 2 . Лето проводил в родной деревне матери — Шадки , а также в Кукеево по соседству . В детстве полюбил музыку и театр, стал увлекаться творчеством с подачи своего дяди, нередко приходившего в гости с другом — композитором С. Сайдашевым .
Выдержав большой конкурс, в 1966 году поступил в Казанское художественное училище , которое окончил в 1970 году . В детстве часто болел, в связи с чем начал заниматься йогой , спортом в целом. В частности, на третьем курсе учёбы в 1969 году стал чемпионом России по акробатике среди юниоров, имел разряд кандидата в мастера спорта . Предпочитал вольные упражнения, полагая, что таким образом через пластику тела можно выразить себя и свои эмоции; в дальнейшем также в этом плане занимался и пантомимой .
Окончив училище в год юбилея В. И. Ленина , в своей дипломной работе «В. Ульянов среди рабочих, 1887» показал выступление Ульянова зимой 1887 года в поддержку требований работников Алафузовского завода об улучшении условий труда. Взволнованная толпа внимательно слушает оратора на фабричной площади, на фоне вдалеке виднеющегося казанского кремля . Для придания эпичности картине Гимаев выбрал прямоугольный формат полотна, рабочие и ораторы у него отличаются убедительностью и правдивостью, характерностью поз, сложной пластикой, также художник провёл большую подготовительную работу — несколько раз бывал на табачной фабрике, на работе у отца, фотографировал рабочих, с которых в дальнейшем писал своих героев .
В 1970—1976 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , где специализировался на отделении станковой живописи по курсу мастерской А. Д. Зайцева , получив квалификации художника-живописца и педагога . В дипломной работе «Снова дома» (1976) изображены мать с сыном, вернувшимся домой — то ли из армии, то ли с учёбы, а может просто из города. Они сидят на лавке в избе, за окном которой открывается солнечный сельский пейзаж — в полном душевном согласии, без ненужных лишних слов или жестов . Во время учёбы также занимался пантомимой в одной из ленинградских студий, а также акробатикой в соответствующей секции при институте имени Лесгафта .
Хочу сказать людям — будьте добрее и честнее. Когда пишу, то пытаюсь передать свои эмоции, восхищение красотой мира и людьми. И если это получается, испытываю счастье.
Вернувшись из Ленинграда в Казань, в 1976—1978 годах преподавал в КХУ . В 1977—1980 годах обучался в творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Казани под руководством Х. А. Якупова . Одним из первых татарстанцев получил высшее художественное образование в Ленинграде , став также одним из четырёх художников первого «якуповского» выпуска . Младший брат Гимаева — (род. 1954) — также окончил ленинградский институт и стал художником, работы которого хорошо были встречены критикой .
Член Союза художников СССР (с 1980 года) , и России (с 1992 года) . С 1980 года работал в Татарском художественном фонде . В 1983 году стал членом правления, затем был заместителем председателя СХ ТАССР . Параллельно, в 1982—1984 годах снова преподавал в КХУ , а впоследствии являлся преподавателем и доцентом казанского филиала Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова . Также руководил созданной им студией пантомимы «Бип» при Дворце культуры железнодорожников (1978—1997), преподавал пантомиму в татарской гимназии № 2 (1997—1998), в Цирковой школе (1998—2001) . Был знаком с Л. Г. Енгибаровым и М. Марсо , у которых совершенствовался в искусстве пантомимы, оттачивая свою наблюдательность и выразительность ; впоследствии Гимаев отмечал, что ему «очень везло на людей» .
Я хочу отметить одну особенность творчества Зуфара Гимаева. Оно насквозь музыкально. Музыкально в том смысле, в котором все искусства родственны… Мы подходим к одному и тому же явлению с разных сторон, выражая нашу жизнь, её красоту, её трагедии и радости. Творчество Зуфара Гимаева удивительно пластично. Мы видим в его портретах, натюрмортах, картинах пластику движения, которую он, как один из родоначальников пантомимы в Казани, олицетворяет. Эта пластика, пронизывая сё его творчество, проникает в наши сердца. Семён Казачков , профессор Казанской консерватории .
С 2001 года активно работал в Союзе художников Республики Татарстан, его Художественном фонде . В 2008 году избран председателем и республиканского отделения Союза художников России . После банкротства организации и фактический катастрофы с творческим объединением, предпринял попытку объединить республиканское отделение Союза и до того независимый Союз художников Татарстана, однако в 2013 году они вновь разделились . В 2020 году оставил пост, после чего новым председателем избран .
Как прирождённый художник, чьё мастерство было обогащено академическим образованием, Гимаев отличался трудолюбием, острым умом, добросердечным отношением к людям, честностью и принципиальностью, преданностью своему делу, пониманием своего духовного и нравственного долга, как на ниве живописи, так в педагогической и общественной работе . Активно и прямолинейно высказывал своё, может быть и спорное, мнение по различным вопросам художественной жизни и творчества .
Да, искусство требует жертв. Настоящих художников, к сожалению, бывает совсем немного. наверное, так было во все времена. Поэтому, выбирая профессию художника, надо готовиться ко всему. Быть сильным духом. Иначе могут наступить творческое бесплодие и саморазрушение личности. И будет терзать обида на себя, на весь белый свет за неудавшуюся жизнь, неосуществлённые надежды… Зуфар Гимаев, 2006 год .
В частности, Гимаев указывал на то, что в результате перестройки и распада СССР наступил период кризиса, в том числе и творческого, так как художники — это чувствительные натуры, многие из которых не выдержали «борьбы за выживание». Много молодых художников погналось «за рублём», что, по его мнению, вело лишь к «творческой деградации», а иные после получения образования перестали возвращаться в Казань, начали уезжать за границу, где их труд оценивали намного выше. Своё внимание он акцентировал на желании некоторых художников «вертеться» около власти, на «тяжёлом застое» в татарстанском искусствоведении, на развале многих художественных фондов, что осложнило работу творческих союзов. В результате этого всего в целом, как указывал Гимаев, резко упал уровень изобразительного искусства, не только в Татарстане, но и во всей России .
В 2002 году получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан , в 2005 году удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая , в 2012 году стал заслуженным художником Российской Федерации , а в 2017 году — народным художником Республики Татарстан . В 2019 году в свет вышел альбом о творчестве Гимаева , а в 2021 году он отметил 70-летний юбилей . Жил и работал в Казани . Критиками оценивался как наиболее широко представленный публике современный художник Татарстана , один из ведущих портретистов республики , лучших мастеров как татарстанской , так и российской живописи .
Эта высокая награда дорога мне и потому, что я татарин, и потому, что поэзию Тукая впитал с детских лет. Образ этого великого поэта, гражданина и человека постарался воссоздать в двух картинах. Одну из них хочу подарить казанскому музею Тукая. Стать лауреатом такой премии, конечно, очень приятно, но награда для меня не главное. Главное — быть художником и расти творчески. Зуфар Гимаев о премии Тукая .
Зуфар Фаатович Гимаев скончался 15 февраля 2022 в Казани в возрасте 71 года после продолжительной болезни . На протяжении долгого времени боролся с онкологическим заболеванием , проходил курсы химиотерапии . Свои соболезнования выразило руководство Татарстана, в том числе президент Р. Минниханов . Прощание прошло у , после чего Гимаев был похоронен на кладбище «Курган» .
Рисовать начал с четырёх лет . В детстве любил читать иллюстрированные книги, что постепенно переросло в интерес к живописи и к созданию уже своих рисунков ; в дальнейшем особо интересовался Рембрандтом . Как указывали критики, живопись Гимаева нельзя причислить к какому-нибудь определённому течению и направлению искусства ; по другим же оценкам, он творил в рамках реализма , избегая «модных веяний» . Свою творческую карьеру начинал с различных художественных жанров , успешно работая как над тематической картиной, так и над портретами, пейзажами, натюрмортами . Уже с первых работ искусствоведы отмечали художественную индивидуальность, самостоятельность и гибкость мышления Гимаева как художника . Особенно ему удавалось отображение световоздушной среды , как например, в работе «Натюрморт с кофейником» (1977), пространство которой залито светом . Обогатившись в дальнейшем творческими связями и общением со столичными художниками, с молодых лет внёс «свежую струю» в развитие татарского искусства .
Пробовал свои силы в портретном жанре , который в дальнейшем стал наиболее сильной стороной его творчества . Портрет широко представлен у Гимаева как в рисунках и этюдах с натуры, так и в полноценных полотнах, индивидуальных, парных, групповых, а также в картинах бытового жанра, в которых заметно активное портретное и автопортретное начало . Помимо отображения внешнего сходства, он умело раскрывал внутреннюю сущность своего портретируемого современника, уделял внимание разработке сложного фона, чёткости и оригинальности композиции, отбору аксессуаров, прибегая к жанровости и не ограничиваясь камерной формой . Одним из наиболее ранних произведений такого рода является картина «Письмо» (1975), на котором Гимаев изобразил молодую татарку, крестьянку, которая своими чёрными блестящими глазами смотрит на зрителя из-под ветвей деревьев и с волнением прижимает к своей груди долгожданное письмо. Нежная, застенчивая девушка своим взглядом живо выражает свои чувства, душевное волнение, тогда как окружающая её атмосфера проникнута световыми рефлексами, отличается мягкой цветовой гаммой и бережными мазками художника, чем достигнута большая лирическая теплота картины .
Творчество — это не копия жизни и не фотография. Любой классик для меня учитель. Люблю Н. Фешина, Б. Урманче, И. Шишкина. Мне дороги и понятны художники самых разных направлений: импрессионисты, постимпрессионисты, экспрессионисты — всё то, где есть искусство, творчество, а не какое-либо одно направление. Зуфар Гимаев .
Другая лирическая картина о жизни деревни — «Фания — дежурная» (1977), представляет собой портрет комсомолки-колхозницы, сидящей на диспетчерском пункте в конторе, за окнами которой виднеются дороги, поля, сельский пейзаж, наполненный летним теплом и ярким солнечным светом. Своей живостью и выразительностью девушка напоминает « Девочку с персиками » В. А. Серова , а её лицо просто светится от радости, от готовности в любую минуту прийти на помощь людям, сделать что-то доброе и полезное. Букет цветов на столе у телефонов, обилие света в избе, скромная улыбка и обаяние девушки, по оценкам критики, характеризуют эту картину свежестью и непосредственностью, а Гимаева — как проникновенного портретиста . Многие женские и детские портреты Гимаева вообще довольно камерны, отличаются особенным лиризмом и поэтичностью ; в изображении женщин он также прибегал к жанру ню .
Будучи тесно связанным с татарской деревней, Гимаев избрал деревенскую тематику в качестве определяющей темы как в портрете, так и в жанровой картине. Как человек, родившийся в городе и проживший практически всю свою жизнь в городских условиях, Гимаев в таких работах пытался отобразить свою глубинную связь с деревней, свои детские эмоции и ощущения от возвращения на родину предков. Особенно это заметно в пейзажах с деревенскими видами, которые наполнены лиричностью и светлой меланхолией, в связи с чем Гимаева даже называли «художником-деревенщиком» . В частности, в ходе командировки воспитанников казанской мастерской АХ СССР в Кукеево в 1978—1979 годах им был написан ряд портретов жителей деревни, колхозников, своих родных и односельчан, стариков и детей, женщин всех возрастов, отличающихся ярко выраженным портретным сходством, а также ряд пейзажей, проникнутых атмосферой поэтической лиричности и светлой грусти . Пейзажные моменты Гимаев часто вводил в свои произведения на деревенскую тему; нередок у него также и «чистый» пейзаж, в котором передаётся лишь тонкое понимание природы и восхищение её красотой .
Картина «Бабушке письмо пришло» (1979) является наиболее глубоким по эмоциональности автобиографическим полотном, несущим серьёзный гуманистический посыл. С душевной теплотой и искренностью Гимаев изобразил добрую атмосферу деревенского дома, наполненного светом нравственности и чистоты. Подробно и с любовь запечатлена скромность и нарядность его предметного мира, окружающего бабушку — лоскутные одеяла, коврики и занавески ручной работы, шамаили , висящие на стене семейные фотографии. Гимаев отмечал, что, собственно, «сам себя и изобразил на картине — мальчиком, читающим вслух письмо». В целом, хоть сюжет довольно умилительный и считывается полностью с первого взгляда, он проводит мысль о нерушимости нравственных основ семьи, о важности бережной заботы о близких и уважения к старшим .
Когда я её писал, вспоминал своё детство, проведённое в деревне. Уже в 6 лет я умел сносно читать, поэтому все одинокие неграмотные бабушки приглашали меня к себе почитать письма от родственников. Почитаю, бывало, а они на радостях конфетку дадут! Обощённый образ этих бабушке я и нарисовал… Я и поныне люблю бывать в деревне, где по-прежнему много таких одиноких бабушек. У той бабушки было по меньшей мере 7—8 прототипов… За эту картину в своё время меня сильно критиковали: мол, современная деревня живёт совсем другими проблемами. Зуфар Гимаев о картине «Бабушке письмо пришло» .
Одной из первых сюжетно-тематических картин для Гимаева стало полотно «Акробаты Татарии» (1979), напоминающее работу « Гимнасты СССР » Д. Д. Жилинского . На условно-декоративный фон в виде зелёного ковра помещена группа красивых спортсменов — известных в республике мастеров и кандидатов в мастера спорта, форма которых выполнена в красно-белой гамме. В середине композиции тренер (А. Михайлов) в обычном чёрном классическом костюме наблюдает, как группа из четырёх человек («силовая четвёрка» — А. Горячев, В. Козырев, К. Хакимуллин, Р. Фатхуллин) исполняет классическую пирамиду. Пока все тренируются и готовятся выполнять свои упражнения, один из спортсменов стоит за тренером — спиной к зрителю в форме с надписью «СССР» — это чемпион СССР (Ю. Дулатов), которого Гимаев показал именно так, чтобы выделить самого сильнейшего члена команды. В критике указывается, что в сравнении «Акробаты» проигрывают в части недостаточной цельности, поверхностности характеров и цветового решения, однако по другим оценкам, несмотря на близость выбранной темы и схожесть некоторых композиционных приёмов, каждый спортсмен в картине Гимаева отличается индивидуальностью, узнаваемостью .
В числе других, знаковых, работ Гимаева отмечаются полотна «Бабай» (1977), «Вечер в Кукеево» (1978), «Мальчишка из деревни Кукеево» (1978), «Автопортрет» (1978), «Портрет мима Фарида Абдуллина» (1978), «Натюрморт с татарским полотенцем» (1978), «Строители КАМАЗа» (1979), «В вечернем автобусе» (1980), «Марш мира» (1980, в соавт. с ), «Осень в деревне Эмба» (1982), «Моя деревня» (1982), «Мои родители» (1986—1987), « Булгары . Ханская усыпальница» (1990), «Старая Казань. Улица Олькеницкого » (1994), « (1996), «Булгары. Малый минарет» (1996), «Три луны» (1997), «На реке Казанке . Казанский Кремль » (1997), «Озеро Яльчик » (1997), « Средиземноморье . Возле Анталии » (2000), «Весна. Дорога к Раифскому монастырю » (2002), «Отец солдата. Памяти дедов и отцов наших» (2005), «Завалинка. Село Тарханы . Чувашия » (2009), «Весна в Раифе» (2013), « Карпаты » (2016), « Крым . Алупка , Воронцовский дворец » (2017), « Цандрыпш . Абхазия » (2017), «Вечер в Снине » (2017) .
Широко известна выполненная Гимаевым серия портретов выдающихся деятелей культуры татарского народа — актёров, режиссёров, драматургов, писателей, поэтов, композиторов, художников. Не нагружая портреты излишней детализацией, он эффектно отображал душевное состояние своих героев, находя обычно какой-нибудь символический фоновый образ для передачи малейших нюансов их характеров, как-то плачущая театральная маска, крепкое дерево в окружении молодой поросли, белое одеяние или белый цветок. Усилению выразительности способствовало то, что Гимаев клал краски тонким прозрачным слоем и пользовался лессировкой , в результате чего создавался мягкий, тёплый колорит, а портрет как бы начинал светиться изнутри. Это всё дополнялось разнообразностью подходов к трактовке личности героев, оригинальностью образных характеристик и композиционных решений .
Сам я не считаю эти портреты особенно удачными. Просто это очень дорогие мне люди. В детстве в доме своей бабушки я не раз видел Салиха Сайдашева. Он действительно излучал доброту и человеческое тепло. Когда он гладил меня по голове, то было видно, что этот жест доставлял ему такую же радость, как и мне, ребенку… Таким же душевно щедрым человеком был и Баки Урманче. Он любил, когда вокруг него была молодёжь, и часто приглашал нас, молодых художников, к себе в гости. Так мы с ним подружились. Мне как художнику, конечно же, легко и радостно работать над портретами людей, которые заняли большое место в моей жизни. Но в чем-то, безусловно, и труднее. Зуфар Гимаев, 2001 год .
Среди такой портретной живописи Гимаева критикой отмечены — « Тази Гиззат » (1985), « Мирсай Амир » (1986), «Портрет первой татарской художницы Гайши Рахманкуловой » (1991), « Назиб Жиганов » (1991), « Салих Сайдашев » (1991), « Мансур Музафаров » (1991), « Фарид Яруллин » (1991), « Султан Габаши » (1991), « Александр Ключарёв » (1991), « Гаяз Исхаки » (1993), « » (1993), « Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская » (1993), « К. Тинчурин и С. Сайдашев» (1993), « » (1994), « Наки Исанбет » (1995), « Туфан Миннуллин » (1995), «Раздумье. Художник Баки Урманче » (1997), « » (1999), « » (1999), «Чай вдвоем. Писатель Фанис Яруллин и его жена Нурсия-ханум» (2000), «Салих Сайдашев» (2000), «Белый цветок. Хасан Туфан » (2000), « Владимир Федотов . Заслуженный артист России» (2000), « » (2001), « » (2002), « Ш. Сарымсаков » (2002), « Исламия Махмутова » (2003), « Ильдар Юзеев » (2004), « » (2004), « Рустем Яхин » (2005), «Татар моңы. Народный поэт Ильдар Юзеев» (2005), « » (2005), «Моңлы Казаным. Портрет Сары Садыковой » (2006), « Дания Нуруллина » (2006), « » (2006), «Режиссёр Марсель Салимжанов » (2006), « Булат Окуджава . Синий троллейбус» (2006), « Наиль Дунаев » (2006), «Татарский композитор Мирсаит Яруллин » (2006), «Литературный критик, писатель и публицист Рафаэль Мустафин » (2007), « В. П. Аксёнов » (2010), « Марина Цветаева » (2011), « » (2011), « Шаукат Биктемиров » (2012), «Народный артист РСФСР и РТ Фасиль Ахметов » (2014), « Рашид Калимуллин » (2015), « София Губайдуллина » (2016), « Разиль Валеев » (2017), « Хади Такташ » (2017), «Молодой Лев Толстой в Казани» (2018) .
Есть люди, которым доверяешься при первой же встрече, раскрываешь им свою душу. Зуфара бы я отнёс к числу таких. Когда он выразил желание сделать мой портрет, я не сразу согласился. А когда началась работа, я узнал Гимаева как целеустремлённого и своеобразного художника. Он смог вложить в портрет мои взгляды на жизнь, мои мысли. Исламская религия запрещает рисовать портреты. Считается, что портрет на том свете будет требовать твою душу. Возможно, это так, если художник не смог вложить в портрет душу портретируемого. Однако Зуфар в этот портрет вложил часть моей души. Такое дело я не считал бы греховным. Туфан Миннуллин о своём портрете .
Особо критиками выделяется художественное исследование Гимаевым жизни и творчества поэта Г. Тукая . Для работы над портретом «Габдулла Тукай» (1986), выполненным к 100-летию поэта, Гимаев собрал множество материалов, также ездил по родным местам Тукая для того, чтобы прочувствовать атмосферу и дух его времени. Также внимания заслуживают работы «Г. Тукай в Астрахани» (1996), «Портрет молодого Тукая» (2006—2007), «Портрет Тукая» (2011), «Габдулла Тукай» (2016). Тукай у Гимаев встречается в групповых портретах, в частности, на полотне «Труппа „Сайяр“» (2003), или в работе «На заре XX века» (2006) вместе с Г. Кариевым и С. Гиззатуллиной-Волжской . На тукаевскую тему известны и пейзажи Гимаева, например, «Из Кушлавуча » (2006) .
С 1970 года активно участвовал во всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских, а также международных выставках . В Казани также проходили и персональные выставки Гимаева в 1995, 2001, 2003, 2011, 2021 годах . Его произведения находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан , Татарского государственного академического театра имени Г. Камала , , Казанского (Приволжского) федерального университета , Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина , Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова , , , , , , Красноярского государственного художественного музея имени В. И. Сурикова , Пермской государственной художественной галереи , а также в частных собраниях за рубежом .
Мировая история искусств хранит лишь то, во что художник мастерски вкладывал подлинные чувства и переживания, во что он сумел вдохнуть свою неповторимую, творческую душу. Не зря ведь это искусство называется живописью. Солнце одинаково светит культурным растениям и сорнякам. Конечно, без вмешательства умного, дальновидного садовника сорняки могут заглушить всё лучшее и нежное, но у красивых цветов и ароматных плодов, я надеюсь, не переведутся заботливые поклонники. И, несмотря на библейскую истину о том, что «многие знания умножают печали», — солнце освещает работы Зуфара Гимаева. Иногда ярко, иногда с тихой лаской. Даже в пейзажах, написанных при пасмурной погоде, ощущается солнечная доброта их автора. , искусствовед .
Жена — (род. 1961), хоровой дирижёр , доцент Казанского университета . Двое детей — дочь Айгуль и сын Анвар .