Interested Article - Шараф-хан Бидлиси

Шараф-хан V бин Шамсаддин Бидлиси ( тур. Şerefhan Bitlisi ; курд. Şerefxanê Bedlîsî ; перс. شەرەفخانی بەدلیسی ‎; 20 марта 1543 — 1601/02) — основоположник курдской историографии , курдский османский историк конца XVI и начала XVII веков . Родился в семье, правившей Битлисским эмиратом . Вырос при дворе шаха Тахмаспа I с его детьми. Служил сефевидским шахам. Перешёл на службу к султану Мураду III и участвовал в его Закавказских кампаниях. Погиб в 1601/02 году в результате войны с бейлербеем Вана . Автор первого исторического сочинения, описывающего историю курдов, — Шараф-наме . Шараф-наме является ценным источником сведений о событиях, которым Шараф-хан был свидетелем в Персии и Османской империи второй половины XVI века.

Происхождение

«Место, [где расположен] Бидлис, представляет собой ущелье между Азербайджаном и Диарбекиром, [Дийяр]-Рабиа и Арменией , так что если паломники из Туркестана и Индии направятся на поклонение двум славным святыням (Мекке и Медине), если путешественники из Джидды и Зангибара, купцы Северного Китая и Хотана, России, славянских стран и Болгарии, торговцы арабские и персидские и странники с большей части света отправятся в путь, они непременно пройдут через Бидлисский туннель. Этот туннель расположен [на расстоянии] одного фарсаха к югу от Бидлиса» .

Шараф-хан происходил из старинной курдской семьи, правившей городом Битлис . Они считали, что их род происходит от Сасанидов . Шараф-хан утверждал, что к 1597 году Битлис принадлежал его предкам в течение 760 лет, основателем династии якобы был некий Зия-эд-Дин . Правители Битлиса были влиятельны в регионе. По сообщению Шарафаддина Язди , во всем Курдистане не было никого честнее и правдивее правителя Битлиса Хаджи Шарафа, это было оценено Тамерланом , который оставил править Шарафа в Битлисе, «надел на него царский златотканый халат, опоясал украшенным золотом поясом» . Шараф-хан описывает этот эпизод аналогично, тоже указывая, что Тамерлан осыпал «Шарафа милостями и щедротами, не знающими границ, обласкал его, отличил и вознес среди равных, [даровав ему] почетный расшитый золотом халат и портупею с золотым мечом». По словам Шараф-хана, Тамерлан не просто оставил Хаджи Шарафу его область, но присоединил к ней ещё Пасин (территории к востоку от Эрзурума ), Авник (крепость недалеко от Эрзурума) и Малазгирт . Искандер Мунши называет Шараф-хана первым среди вождей курдских племён . Потомки Шараф-хана тоже долгое время были богаты и влиятельны. Абдал-хан , внук Шараф-хана V , был женат на внучке султана Селима II (дочери Шах-султан ) . Богатства Абдал-хана удивляли современников . Через пятьдесят лет после смерти Шараф-хана через Битлис проезжал Тавернье . Он описывал богатство города, мощь крепости и настолько был введён ими в заблуждение, что считал город независимым от Османов и Сефевидов . «Бей Битлиса — могущественный», — сообщил он . Эвлия Челеби тоже поражался богатству правителя Битлиса . В XIX веке потомки Шараф-хана ещё жили в Битлисе, как писал , однако они уже не правили городом даже номинально и распоряжались скромной рентой, предложенной им за их владения султаном .

Географическое положение Битлиса обуславливало его значимость, как контролирующего пункта на торговых и военных путях. Замок Битлиса описал как неприступный португальский путешественник XVI века Местре Афонсо . В течение долгого периода дед и отец Шараф-хана, Шараф-хан IV и Шамседдин III соответственно, с переменным успехом пытались отстоять независимость Битлиса от османской экспансии. В 1533—1535 годах Сулейман I вторгcя в Азербайджан , покорил Тебриз и Багдад . В это время он занял и Битлис. Шараф-хан уклончиво пишет о смерти деда, Шараф-хана IV. Он упоминает, что «в этом [год 940 (1538)] году был убит правитель Бидлиса Шараф-хан» , «эмир Шараф в Татиге испил напиток мученической смерти» и «дочь Али-бека Сасуни Шахбики-хатун, что была его женою, воздвигла над его могилою купол (мавзолей)» . По словам Шараф-хана, люди племени рузаки сами посадили Шамседдина на место правителя Битлиса, когда умер его отец . В Истории Печеви это описано по-другому: «должность бека Битлиса была передана Улама-беку и до выступления садразама из Стамбула он был направлен против Шереф-бека для подавления смуты. Приняв командование над находившимися здесь войсками паши, он сразился с Шереф-беком, чьи войска были полностью разгромлены, а ему самому отрубили голову. После этого управление Битлисом было передано сыну Шереф-бека Шамседдину и ему был послан соответствующий маншур падишаха» . Во время персидской кампании 1536 года великий визирь Ибрагим-паша от имени Сулеймана даровал Шамседдину грамоту на правление Битлисом . Вскоре в армию прибыл и султан. В этом походе Шамсаддин «находился при султанском стремени» . В следующем году Сулейман опять вёл кампанию в Персии . Шамседдину было предложено явиться, и Сулейман предложил ему стать подконтрольным Османской империи правителем Малатьи и Мараша , забрав у него Битлис . Шамсаддин согласился, но, когда он направлялся с семьёй в Малатью, он остановился, будучи проездом в Сасуне , у родственника, Сулайман-бека 'Азизани, который предупредил его об опасности. Шамседдин решил перейти к шаху Тахмаспу и переехал в Тебриз. Персидский шах осыпал Шемседдина милостями, дал титул хана, «ввёл в число великих эмиров» . Ему были пожалованы в разное время область Сораба, округ Мераге , область Демавенда, и Даралмарз, Карахруд , Джахруд и Фарахан.

В 1554/55 году Шамсаддин оставил службу у шаха, но после мятежа сына Сулеймана I он снова был приглашён ко двору (в 1559/60 году) и был направлен правителем в Карахруд . Однако ему было уже 67 лет, и, по словам сына, «чрезмерное употребление спиртных напитков и опиума иссушило его ум» . В 1566 году он вновь попал в опалу. Ему был назначен для проживания Исфахан . После смерти шаха Тахмаспа к власти пришел его сын Исмаил II (1576/77). Шамсаддин был вызван в Казвин , но вскоре умер.

Биография

Битлис в середине XVII века на миниатюре Матракчи Насуха

Ранние годы

Шейх Джунейд , прадед шаха Тахмаспа, был главой исповедовавшего шиизм тюркского племенного союза кызылбаши . По матери Шараф-хан принадлежал к верхушке кызылбашского общества, поскольку матерью Шараф-хана была дочь кызылбашского эмира Амир-хана Мусилу. Как писал Шараф-хан, «Амир-хан приходится сыном Гулаби-беку, сыну Амир-бека, известного [под именем] Тукмак Байандур». Амир-бек был эмиром у Узун Хасана и отличился в сражении с султаном Абу Сеидом в Карабахе и в сражении при Отлукбели . Амир-бек управлял Эрзинджаном и построил в городе мечеть и медресе .

Шараф-хан родился 20 зулькада 949 года (25 февраля 1543 года) в крепости Карахруд . C 9 до 12 лет он был взят во дворец получал образование вместе с сыновьями Тахмаспа и другими детьми из знатных кызылбашских семей . В двенадцать лет он был назначен эмиром и правителем двух округов в Ширване , которыми управлял его опекун Шейх Амир Белбаси, верно служивший семье Шараф-хана ещё в Битлиси. Когда опекун умер, округа передали другому, а Шараф-хану определили нового опекуна — дядю с материнской стороны Мухаммади-бека, который правил в Хамадане . Его дочь вскоре стала женой Шараф-хана. В 1566 году он был объявлен эмиром племени рузаки и последующие два года провёл в Казвине при шахском дворе .

Карьера

Шараф-хан переходит в суннизм в 1578 году перед султаном. Нусретнаме. 1582

В 1568 году участвовал в подавлении восстания Ахмад-хана в Гиляне . Ахмад-хан был разбит, но восстание возглавил родственник низложенной династии Султан Хашим. Шараф-хан разбил его, и восстание было подавлено. В Гиляне Шараф-хан оставался до 1575 года .

Недолгое правление Исмаила Шараф-хан провёл в землях, доход от которых был пожалован Тахмаспом, «куда входили Таракамат, Араш, Акдаш, Кабала, Баку и морское побережье», с кратким перерывом в 1576 году, когда сын и наследник Тахмаспа, шах Исмаил, назначил Шараф-хана эмиром эмиров курдских племён Ирана . Кызылбашские вельможи стали наговаривать на Шараф-хана, и он опять был отослан в Азербайджан .

Шараф-хан принимал участие в османо-сефевидской войне за Закавказье сначала на стороне сефевидов как правитель Нахичевани. Согласно Орудж-беку Баят и Ибрагиму Печеви Шараф-хан участвовал в битве у Овечьей переправы на реке Кура возле реки Канык , после поражения в которой ушёл в Нахичевань .

В это время Шараф-хан получил из Стамбула сообщение, что султан Мурад III жалует ему Битлис. 3 шаввала 986 (3 декабря 1578) года Шараф-хан выехал из Нахичевани и с 400 сопровождающими встретился с Хюсревом-пашой, который проводил его в Битлис . На службе султану Мураду III (1574—1595) во главе отряда их 700 курдских воинов Шараф-хан с 1579 до 1588 года участвовал в османских экспедициях в Грузию, Ширван, на Ереван и в Азербайджан. Весной 1582 года Шараф-хан отправился в Стамбул и был удостоен аудиенции Мурада III . В 1583 году Мурад передал Шараф-хану в наследственное владение и титул хана, которые он оставил потомкам . Тогда же в награду за участие в успешном походе в Грузию к владениям Шараф-хана был добавлен Муш . К 23 декабря 1592 года Шараф-хан владел Битлисом, Адильджевазом, Ваном и Мушем, имея очень высокий доходом, как подсчитано - 1415372 акче. В 1591 году Шараф-хан построил в Битлиси медресе Гекмейдан. Он был известен как честный, набожный человек, который интересовался поэзией и литературой и занимался благотворительностью .


Ранее считалось, что в возрасте 53 лет (в 1597 году) Шараф-хан полностью посвятил себя написанию «Шараф-наме», отойдя от управления Битлисом и передав его сыну . Однако, судя по всему, после написания труда Шараф-хан вернулся к управлению эмиратом. 20 мая 1596 года Шараф-хану было приказано переехать в Хаззо и перенести туда столицу эмирата. Битлис имел ключевое значение, контролируя единственный проход через горы, и султан не хотел оставлять контроль над ним в руках Шараф-хана. Однако в «Шараф-наме» об этом не упоминается. значит, к тому времени труд был завершён . В османских документах нет записей о том, кто был эмиром Битлиса в период между 1593 и 1609 годами. Шараф-хан мог быть эмиром, но записей об этом не осталось, или он мог быть губернатором уже без звания эмира . По крайней мере, османские документы свидетельствуют, что в период с 1007 по 1010 год хиджры (примерно с 1598/99 по 1601/02 год) бейлербей Вана, Сари Ахмед-паша, произвёл несколько набегов на Битлис, разорив, разграбив город и окрестности. Причины конфликта правителя Битлиса с бейлербеем Вана неизвестны . Существует предположение, что правитель (эмир или губернатор) Битлиса, которым был Шараф-хан, поддержал тем или иным способом джелали .

Смерть

Год и причины смерти Шараф-хана долгое время не были известны. Традиционно было принято считать, что это произошло не ранее 1603 года . Впервые эта дата без объяснений и ссылок появилась в 1912 году в биографическом справочнике .

Последние архивные исследования позволили датировать смерть Шараф-хана не ранее осени 1601 года и не позднее 12 февраля 1602 года. Сохранилось письмо Шараф-хана, датированное 1010 годом хиджры (1601/02 год), в котором он просит за одного из курдских беев, то есть, в это время он был жив. Но также есть данные, что в этом же году Шараф-хан погиб. В архивах было обнаружено письмо Калафа-бея, брата Шараф-хана, Мехмеду III . В нём, прося вернуть в Битлис племянника, он пишет: «Восьмилетний сын покойного Шараф-хана, Татар, был перевезён вместе с сокровищами Ахмеда-паши». Письмо датировано тем же 1010 годом хиджры, без уточнения дня. Упоминание и перевозка сына эмира наравне с имуществом были возможны лишь в случае, когда ребёнок был рабом, что подводит к мысли о том, что его отец, эмир, был казнён . Это подтверждается сохранившимися записями о взятии османскими войсками Битлиса в 1010 г.Х. (в 1601/02 году) . 12 февраля 1602 года обязанности Шараф-хана были переданы бейлербею Вана. Очевидно, к этому числу Шараф-хан был уже мёртв .

В посланиях султана бейлербею Вана в сентябре 1602 года есть такие слова: «убитый Шараф-хан», «Шараф-хан, правитель Битлиса, который проиграл, был разбит…» , «Калаф-хан, брат Шараф-хана, убитого в то время, когда он был правителем Битлиса» . В последнем письме есть дополнительные подробности: после смерти (казни) Шараф-хана комнаты с богатствами Шараф-хана были опечатаны, однако затем злоумышленниками были приставлены к окнам лестницы, и все сокровища ими были похищены. Согласно документам замешаны в этом были бейлербей Вана Сари Ахмед-паша, его  Мустафа-паша и его кетгуда .

Похорошен Шараф-хан был в Битлисе. В XIX веке , который перевёл «Шараф-наме» на курдский язык , видел его гробницу и могилу .

Семья

У Шараф-хана был брат, Калаф-бей, служивший сначала у Тахмаспа юзбашигири (сотник), затем достигший при Мухаммаде Худабенде титула мирзы. «После убийства мирзы [принца Хамзы Мирзы ] он выразил покорность высокому порогу покойного государя султана Мурад-хана и удостоился степени санджак[бея] Алашкерта и Мелазгерда » . После смерти Шараф-хана Калаф вскоре был назначен губернатором Битлиса .

В «Шараф-наме» Шараф-хан называет только одного сына, но упоминает, что он не единственный. Согласно документам, известно о пяти (или шести) сыновьях Шараф-хана.

  • Абу-л-Ма’али Шамсаддин-бей ; Шараф-хан пишет, что именно этому сыну он оставил Битлис, однако в османских документах об этом записей нет, как нет и упоминания такого имени .
  • Ахмед , санджакбей в Муше (записи от 25 февраля 1579; от 1588), позже санджакбей в Нахичевани (возможно, что Ахмед и Абу-л-Ма’али Шамсаддин-бей — одно лицо) .
  • Дийя аль-дин , упоминается в реестре в 1593 как имевший зеамет , отец ходатайствовал для него о должности мутаферрика (привилегированная категория придворной гвардии султана, получавшая жалованье из казны; они получали образование и воспитание в специальной школе Эндеруна , в которую по индивидуальному отбору зачислялись сыновья высшей знати) и получил отказ. Последующие упоминания — в сефевидских документах в 1602/03 году (1011 год хиджры); в 1606/07 году (1015 году хиджры) он принёс оммаж шаху Аббасу . Затем, видимо, был прощён султаном, вернулся в Битлис и в 1609 году был эмиром. Осталась запись, что он убил эмира Муша и его двух сыновей .
  • Зияэддин , (возможно, что Зияэддин и Дийя аль-дин — одно лицо). Сохранилась запись, что Абдал ибн Зияэддин правил в Битлисе в 1631 году . Также известно, что Абдал — внук Шараф-хана .
  • Бахрам , для него Шараф-хан просил должность мутаферрика .
  • Татар , в 1601/02 году ему было 8 лет .
  • Сеиди , один раз упоминается в документах, когда отец ходатайствует о тимаре или зеамете для него в 1593 году .

Шараф-наме

«Шараф-наме» делится на 5 частей . Содержание описывается им самим в начале произведения:

  • Первая часть описывает пять курдских династий .
  • Вторая часть «О великих правителях Курдистана, которые хотя и не претендовали на султанский титул и не стремились к восшествию на престол, но иногда читали хутбу и чеканили монету со своим именем» .
  • Третья часть об остальных правителях и эмирах Курдистана .
  • Четвёртая часть содержит сведения по истории эмиров Битлиса .
  • Пятая, заключительная часть — «История отмеченных великолепием султанов рода Усмана и государей Ирана и Турана, что были их современниками» .

Шараф-хан писал на персидском языке. В 1669 году появился первый перевод на османский язык. Он был выполнен Мухаммедом бен Ахмад бен Зияэддин бен Шараф-хан, правнуком Шараф-хана , служившим писцом у своего двоюродного брата, эмира Шараф-хана VI , иногда ошибочно принимаемого за внука автора . Вскоре, в 1684 году появился ещё один перевод на османский язык, выполненный писцом для Мустафы-бея, курдского правителя (губернатора) Диярбакыра . На курдский язык «Шараф-наме» была переведена в 1858—1859 годах Махмудом Байезиди . Рукопись этого перевода сохранилась в Российской государственной библиотеке благодаря Августу Жабе и была опубликована в 1986 году . Первое издание «Шараф-наме» в России на персидском языке было выполнено Зерновым в 1860 году , а в 1862 году им был закончен и опубликован первый перевод этого труда на русский язык . В 1873—1875 годах появился перевод на французский язык, который был издан в Санкт-Петербурге . На язык сорани перевод появился в 1972 году, он был выполнен курдским учёным (1920—1991), также известным как Мамоста Хайар .

Самые старые известные копии были сделаны через два года после написания Шараф-наме ещё при жизни автора. Всего известно 18 копий в библиотеках Англии и Франции , 21 — в каталогах восточных библиотек. Среди них есть копия, ранее считавшаяся выполненной автором и содержащая двадцать миниатюр (MS. Or. Elliot. 331), она хранится в Бодлианской библиотеке .

Память

Шараф-хана называют выдающимся историком. Его труд - Шараф-наме — единственный сохранившийся источник по ранней истории Курдистана. При её написании Шараф-хан использовал ныне утраченные источники, что позволило сохранить информацию. Также Шараф-наме является ценным источником по истории сопредельных стран . Историки высоко оценивают труд Шараф-хана:

Петрушевский И. П. полагал, что «для исследователя феодальных отношений в южной Армении отдел четвёртый, излагающий историю Бидлисского эмирата мог бы служить одним из основных источников, наравне с армянскими источниками» .

Васильева Е. И. считала, что Шараф-наме принёс заслуженную славу автору, поскольку он имел оригинальную тематику, большую ценность как исторический источник и являлся одним из лучших памятников персидской литературы XVI века

Мулла Джамил-банди Ружбайани (перевод которого Шараф-наме на арабский язык был опубликован в 1953 году) называл Шараф-наме «настоящей курдской энциклопедией» .

Вельяминов-Зернов В. В. писал, что «почти за 300 лет на Востоке не появилось ничего, что могло бы сравниться с Шараф-наме» .

Мулла Махмуд Байазиди: «Курдистан обязан своей историей перу этого человека, преисполненного знаний и достоинства, самого выдающегося человека своего столетия» .

Примечания

  1. , с. 340.
  2. , p. 407.
  3. , с. 186.
  4. , p. 374.
  5. , p. 226—227.
  6. .
  7. , Kaanûnî’nin Çocukları.
  8. .
  9. , p. 33.
  10. , p. 129.
  11. , p. 32.
  12. , Предисловие.
  13. , p. 123.
  14. , p. 183.
  15. , pp. 437—438.
  16. , p. 438.
  17. , с. 9.
  18. , p. 439.
  19. , p. 441.
  20. , p. 188.
  21. , p. 444.
  22. , p. 447.
  23. , p. 449.
  24. , p. 450.
  25. .
  26. , p. 451.
  27. , pp. 452—453.
  28. .
  29. , p. 454.
  30. , pp. 454—455.
  31. , с. 97.
  32. , с. 38.
  33. , p. 455.
  34. .
  35. , p. 457.
  36. , p. 14.
  37. , p. 50.
  38. , p. 13.
  39. , p. 19.
  40. , p. 51.
  41. , p. 17.
  42. , p. 18.
  43. , Предисловие, с. 30.
  44. , pp. 447—448.
  45. .
  46. .
  47. , pp. 48—49.
  48. , p. 49.
  49. , p. 72.
  50. , p. 249.
  51. , pp. 49, 52.
  52. .
  53. , Предисловие, с. 9—10.
  54. , Предисловие, с. 10.
  55. , Предисловие, с. 10—11.
  56. .
  57. , Предисловие, с. 21.
  58. , Предисловие, с. 22.
  59. , Предисловие, с. 22—23.
  60. , с. 98.
  61. , с. 17.
  62. , Предисловие, с. 37.
  63. , Предисловие, с. 38.

Литература

на русском языке
  • Васильева Е.И. Шараф-хан Бидлиси. Эпоха. Жизнь. Бессмертие. — СПб. : Наука , 2003. — С. 104. — ISBN 5-02-027098-9 .
  • Васильева Е.И. // Письменные памятники Востока. — М. : Наука, 2010. — № 2(13) . — С. 207—230 . (тур.)
  • Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. — Ташкент: SAN'AT, 2008. — 519 с. — ISBN 978-9943-322-16-5 .
  • Ибрахим Эфенди Печеви. / пер. З. М. Буниятова . — Баку: Элм , 1988.
  • Мусаэлян Ж.С. // Письменные памятники Востока. — 2004. — № 1 . — С. 98—107 .
  • Орудж-бек Баят. / пер. О. Эфендиева и А. Фарзалиева. — СПб. : СПбГУ , 2007.
  • Петрушевский И.П. . — Л. : Изд-во Ленинградского гос. ордена Ленина унив. им. А. А. Жданова, 1949. — 382 с. от 5 февраля 2018 на Wayback Machine
  • Печеви Ибрагим эфенди. . — Б. : Элм, 1988. — 98 с.
на других языках
  • Alsancakli S. // Kurdish Studies. — 2017. — Vol. 5(1). — P. 11—31. — ISSN . (тур.)
  • Babaie S. . — L. : I.B. Tauris , 2004. — С. 29. — 219 с. (англ.)
  • Beyazıt Y. // Pamukkale University Journal of Social Sciences Institute. — 2011. — Vol. 10. — P. 67—82. — ISSN . (тур.)
  • Dehqan M., Genç V. // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. — 2015. — Vol. 21(1). — P. 46—61. 14 июля 2017 года. (фр.)
  • Dehqan M., Genç V. // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. — 2015. — Vol. 21(2). — P. 13—19. (фр.)
  • Eskandar Beg Monshi . / Roger M. Savory . — Boulder, Colorado: Westview Press , 1930. — Vol. 1. (англ.)
  • Eppel M. . — Austin: University of Texas Press , 2016. — 188 p. — ISBN 1477311076 . — ISBN 9781477311073 . (англ.)
  • İnbaşı M. // Atatürk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi. — Alan Yayincilik, 2007. — Vol. 33. — S. 243—261. 27 января 2018 года. (тур.)
  • Izady Mehrdad R. . — N. Y. : Routledge , 1992. — P. 24. (англ.)
  • Özgüdenli O.G. // Islam Ansiklopedisi . — 2010. — Vol. 38. — S. 548—550. (тур.)
  • Öztuna Y. . — İs. : Ötüken Neşriyat A.Ş., 2016. — 208 S.
  • Sakisian A. // Journal Asiatique. — 1937. — Vol. 229. — P. 255—270. (фр.)
  • Sestini D. . — Paris: Les marchands de nouveautés, 1803. — 332 p. (фр.)
  • Sharaf Khān Bidlīsī, Mehrdad R. Izady. . — N. Y. : Mazda Publishers, 2005. — 272 p. — ISBN 978-1-568-59074-5 . (англ.)
  • Tenreiro A., Mestre A. . — Lissabon: Publicações Europa-América, 1991. — 259 p. — ISBN 978-9-721-03240-8 . (порт.)

Шараф-наме

  • Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме / перев., предисл., примеч. и прилож. Е. И. Васильевой. — М. : Наука, 1967. — Т. XXI,1. — ( Памятники письменности Востока ). ; первые четыре раздела.
  • Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме / Перев., предисл., примеч. и прилож. Е. И. Васильевой. — М. : Наука, 1976. — Т. XXI,2. — (Памятники письменности Востока). ; пятый раздел.

Некоторые из частей текста на сайте Восточная литература :

  • . Дата обращения: 4 июля 2017.
  • . Дата обращения: 4 июля 2017.
  • . Дата обращения: 4 июля 2017.
  • . Дата обращения: 4 июля 2017.
  • . Дата обращения: 4 июля 2017.
  • . Дата обращения: 4 июля 2017.

Ссылки

  • Alsancakli S. (2017). Дата обращения: 15 октября 2017. Архивировано из 15 октября 2017 года.
  • Alsancakli S. (2016). Дата обращения: 15 октября 2017. 15 октября 2017 года.
  • Glassen E. . Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  • Soltani, Anvar. . Дата обращения: 26 апреля 2017. 4 мая 2017 года.
Источник —

Same as Шараф-хан Бидлиси