Робинсон, Франклин
- 1 year ago
- 0
- 0
Ким Стенли Робинсон ( англ. Kim Stanley Robinson ); ( 23 марта 1952 , Уокиган , Иллинойс , США ) — американский писатель - фантаст , возможно, наиболее известный своей Марсианской трилогией , удостоившейся нескольких премий, в том числе премий « Хьюго » и « Небьюла ».
Ким Стэнли Робинсон родился в Уокиган, штат Иллинойс и вырос в Южной Калифорнии. В 1974 году получил степень Бакалавра по литературе в Калифорнийском университете Сан-Диего , а в 1975 году степень магистра по английскому языку и литературе в Бостонском университете . В студенческие годы оформились антикапиталистические и левые взгляды Робинсона; в Калифорнийском университете в Сан-Диего среди его преподавателей был литературный критик- неомарксист Фредерик Джеймисон , который обратил его внимание на творчество Филипа Дика . В 1982 году он защищает в Калифорнийском университете Сан-Диего кандидатскую диссертацию на тему «Романы Филипа Дика» (The Novels of Philip K. Dick), которая была затем опубликована в 1984 году.
В 1982 году писатель женился на Лизе Хоуланд Новелл (Lisa Howland Nowell), ученая-химик по проблемам окружающей среды. У них двое сыновей. К. С. Робинсон жил в Вашингтоне , в Калифорнии , и в течение 1980-х годов несколько лет в Швейцарии . На сегодняшний день проживает в городе .
Писатель является страстным альпинистом, что не раз проявилось в его художественных произведениях, прежде всего в романах « », « », « » и в Марсианской трилогии .
Стилистика К. С. Робинсона, в зависимости от рассматриваемых работ, называлась критиками то «литературная научная фантастика» (literary science fiction), то « твёрдая научная фантастика » ( ), то «историческая научная фантастика» (historical science fiction). Тем не менее сам автор характеризует себя просто как «романист» . По затрагиваемым в его произведениях темам и проблемам, общую жанровую направленность К. С. Робинсона можно характеризовать как «экосоциальная научная фантастика».
Тематика работ К. С. Робинсона многогранна: экология и современная экополитика (романы , ); колонизация и терраформирование Марса ( Марсианская трилогия ); альтернативная история и буддийская философия (роман Годы риса и соли ); история научных открытий и роль этих открытий в будущем (роман ).
Тем не менее, несмотря на множество затрагиваемых К. С. Робинсоном тем, основная проблематика его произведений, начиная с принесшей ему первую известность , формируется вокруг трех направлений: экология и устойчивое развитие , социальная роль ученого, формирование альтернативных социо-экономических и политических систем.
Экологические проблемы и проблемы устойчивого развития содержащиеся практически во всех его романах могут быть по праву признаны краеугольным камнем творчества К. С. Робинсона. В более узком смысле, основные размышления писателя формируются вокруг возможной экологической организации будущего общества. Так например повествует о взаимодействии техники и природы и подчеркивает необходимость баланса между двумя возможными крайностями — сверхтехничность и полное отсутствие техники. В « Марсианской трилогии » поселенцы Марса делятся в большинстве своем на два противоборствующих лагеря — сторонников и противников терраформирования красной планеты — стоит ли придать Марсу облик и экосферу Земли или сохранить его естественную экосистему нетронутой; в то же время марсианский конфликт переплетается с необратимыми экологическими катастрофами на самой Земле. В серии «Столичная наука» проблема экологических катастроф и глобального потепления является основной тематикой романов.
Помимо экологических проблем творчеству К. С. Робинсона характерны размышления над ролью и функциями науки, и ученого в частности, в обществе; его гражданский, социальный и моральный долг и ответственности. В отличие от большинства произведений научной фантастики, где учёные представлены как героические путешественники и первооткрыватели, К. С. Робинсон рисует своего ученого-героя не только и не столько как первопроходца науки, но в первую очередь как общественного и политического деятеля. Наиболее ярко это проявляется в « Марсианской трилогии » где особый упор делается на учёных, несущих, с одной стороны, ответственность за свои открытия и их возможные последствия, и с другой, на учёных не только способных, но и порой вынужденных принимать участие в политической и экономической жизни новой планеты. Автор склоняется, таким образом, к размышлениям об учёных как группе людей наиболее подходящих для управления обществом и для решения наиболее важных политических, экономических, социальных и экологических проблем.
Практически подавляющему большинству работ К. С. Робинсона характерны размышления о политических и социо-экономических формах, которые будущее общество может принять. Изображая зачастую своих героев в атмосфере борьбы с экономической и политической гегемонией крупных корпораций , фантаст задумывается о возможных альтернативах современной демократии и экономической системе капитализма . Тем не менее, несмотря на частую критику духа индивидуализма и предпринимательства и нередкое использование антикапиталистических идей неомарксизма , анархизма и синдикализма , фантаст не столько критикует современную политическую систему, сколько пытается представить возможные альтернативы и решения, находящиеся порой на стыке множества из существующих на сегодняшний день политических и экономических концепций. В то же время, проводя подобные «социально-фантастические эксперименты», К. С. Робинсон старается избегать утрированной утопичности или антиутопичности повествования, оставаясь в рамках возможных социальных и политических сценариев; этому во многом способствует и использование им уже существующих научных экономических и социально-политических теорий и гипотез.
Особенно ярко тематика развития политической системы будущего проявилась в « Марсианской трилогии », где первооткрыватели красной планеты находятся в похожих, до некоторой степени, условиях что и пионеры Дикого Запада в период заселения Америки; с их любовью к свободе и отсутствию каких-либо границ, как то территориальных, так и политических и социальных. К. С. Робинсон продолжает в этом контексте свои размышления о создании жизнеспособной модели политической и экономической организации заселяемых новых миров. Сходные по духу мысли прослеживаются и в , с её тремя возможными альтернативными развитиями округа Ориндж. В романе Годы риса и соли , на фоне противоборства между двумя крупными цивилизациями — азиатской и арабской, чьи социальные и политические формы во многом определены культурным и религиозным наследиями, писатель пытается изобразить возможные альтернативные социальные и политические модели государственности, представленные индийской Лигой Траванкора и индейской лигой Ходеносаунэ.
«Калифорнийская трилогия» ( ) также известна как Трилогия округа Ориндж (Orange County trilogy) или «Три Калифорнии» ( ). В трилогию входят романы Дикий берег ( , 1984), Золотое побережье ( , 1988) и У кромки океана ( , 1990). Не являясь трилогией в традиционном смысле слова, когда повествование связано общностью излагаемой истории, эти книги повествуют о трех возможных вариантах будущего Калифорнии.
« Дикий берег » изображает Калифорнию пережившую, как и вся Америка, ядерную войну и борющуюся за возвращение к цивилизации. « Золотое побережье » представляет нам будущую сверх-индустриализированную Калифорнию одержимую новыми технологиями и раздираемую на части войной между террористами и производителями оружия. « У кромки океана » рисует будущую Калифорнию где экологически чистое производство и забота об окружающей среде стали нормой и шрамы прошлого стали постепенно затягиваться.
Несмотря на кажущуюся несвязанность между собой повествований, все три книги пронизаны одной общей идеей. Если в первом романе человечество страдает от нехватки технологий, а во втором мы видим человечество страдающее от злоупотребления технологиями (сопровождающиеся экологическими катаклизмами), то третий роман описывает возможный компромисс между двумя крайностями. Хоть и являясь в определённой степени утопией , повествование третьей книги остается тем не менее трагическим и полным конфликтов. Всем трем книгам присущи общие герои, что позволяет проследить складывание их судеб в трех альтернативных сюжетных линиях.
« Марсианская трилогия » ( ) является самой известной и самой обширной работой К. С. Робинсона, которая рассматривает проблему колонизации Марса . Патриарх мировой фантастики Артур Кларк характеризовал это произведение как «лучший когда либо написанный роман о колонизации Марса… обязательный для прочтения колонистам будущих веков» . Сама трилогия является результатом научного увлечения и пятнадцатилетнего изучения Марса К. С. Робинсоном и его очарования этой планетой на протяжении всей жизни.
Название каждого из томов — « Красный Марс » ( , 1992), « Зеленый Марс » ( , 1993), « Голубой Марс » ( , 1996) — характеризует изменения которые претерпевает планета в ходе человеческой колонизации. Трилогия начинается в 2026 году с создания первого поселения на Марсе группой учёных и инженеров отправленных с Земли и продолжается на протяжении следующих 200 лет заселения красной планеты. К концу повествования Марс становится густонаселённой планетой подвергнувшейся терраформированию и переживший множество политических, социальных и экономических кризисов. Судьбы множества героев и нескольких поколений переселенцев переплетаются на протяжении всей трилогии.
Большое количество научных, социальных, политических, экологических и экономических проблем подробно раскрыты автором и получают новое развитие по ходу повествования. Очевидное очарование перед наукой и техникой не мешают писателю переплетать этот интерес с размышлениями о фундаментальных человеческих ценностях. Проблематика которой фантаст придает особое внимание варьируется таким образом от экологии и устойчивого развития до моральной и гражданской ответственности ученого и создания новой государственности и стабильной социополитической системы на колонизируемой планете.
Созданный как дополнение к « Марсианской трилогии », сборник « Марсиане » ( , 1999) представляет собой собрание коротких историй, где среди главных героев мы находим многих персонажей трилогии. Действие каждого из рассказов происходит до, во время или после событий, описанных в трилогии. В данный сборник также включены « Конституция Марса » и поэтические произведения, типичные для граждан Марса.
«Столичная наука» (Science in the Capital) не является трилогией как таковой, но серией из трех книг объединённых общей проблематикой экологических катастроф и глобального потепления планеты. Серия « Столичная наука » включает в себя три романа: ( , 2004), ( , 2005) и ( , 2007). В контексте поведения нескольких служащих Национального научного фонда и близких им людей в романах исследуются последствия глобального потепления на планете. Интерес писателя к буддийской философии проявляется в романах в сопоставление реакций и поведения представителей Кхембалунга, вымышленного буддийского островного микрогосударства в дельте Ганга находящегося под угрозой полного уничтожения поднимающимся уровнем моря, и представителей Вашингтона.
Роман « Антарктида » ( , 1997) очень близок по духу к « Марсианской трилогии ». Как следует из названия, местом действия является Антарктида в недалеком будущем где, в контексте экологической, политической и научной проблематики, писатель продолжает свои размышления о хрупкости социо-экологического равновесия и роли и ответственности ученого в обществе. Многие из описываемых в романе событий были продиктованы настороженностью фантаста в контексте истекающего на тот момент Договора об Антарктиде и его озабоченностью угрозой разграбления природных ресурсов и разрушения окружающей среды «белого континента» ради экономических интересов крупных компаний и государств.
Роман « Годы риса и соли » ( , 2002), являясь фактически написанным в стиле альтернативной истории , стилистически построен вокруг буддийской концепции реинкарнации , переплетая, таким образом, — помимо уже свойственной автору тематики социальной и политической стабильности — философские размышления о детерминизме человеческого поведения.
Исходной точкой альтернативного повествования является 1405 год , когда после пандемии чумы , известной как Чёрная смерть , в середине XIV века погибло не 30, а 99 процентов всего населения Европы. Обезлюдевшие европейские территории были уже несколько десятилетий спустя заселены арабами . На фоне альтернативной геополитической ситуации, К. С. Робинсон прослеживает, на протяжении почти шести веков (до 2002 года ), складывание двух крупнейших цивилизаций, азиатской (с китайской гегемонией) и арабской; отсюда и название романа.
В то же время концептуальную необычность роману придает факт того, что само повествование изложено «от лица» нескольких душ принадлежащих к одному и тому же , реинкарнирующихся на протяжении более чем десяти поколений. Данное построение романа позволяет автору проследить ход альтернативной истории через века и разные континенты, сохраняя при этом всего несколько главных героев. На фоне меняющихся эпох философское наполнение романа складывается из размышлений героев о смысле своего существования, о своем предназначении и о возможности борьбы с судьбой, законами мироздания и дхармой .
Помимо прочего, в романе ярко и подробно описаны различные культурные традиции, религиозные учения и философские направления: Буддизм ; Ислам ; китайская культура ; индийская культура ; возможная культура и социальный строй американских индейцев, не завоеванных европейцами.
« Сон Галилея » ( , 2009) опубликован в августе 2009 года в Англии; и затем в декабре 2009 года в США. В романе причудливым образом переплетается жизнь и открытия Галилео Галилея , живущего в Италии первой половины XVII века и его ночные «путешествия» на Галилеевы спутники Юпитера , какими они будут в XXXI веке, со своими проблемами и конфликтами. В « Сне Галилея » писатель продолжает проблематику ставшей уже лейтмотивом большинства его произведений — роль и место ученого в обществе и его моральный долг.
Роман « 2312 » ( , 2012) получил премию «Небьюла» за лучший роман года . Действие романа разворачивается в 2312 году когда человеческая раса уже заселила всю солнечную систему. Сван Эр Хонг (Swan Er Hong), художник и бывший дизайнер астероидных , из города Терминатор на Меркурии, узнает о внезапной смерти своей бабушки Алекс, которая была очень влиятельна среди жителей Терминатора. Сван решает узнать больше о жизни Алекс и отправляется на Ио, луну Юпитера, чтобы встретиться с Вангом, специалистом квантовых компьютеров. В это же время, город Терминатор был разрушен атакой астероида искусственного происхождения. В ходе своего путешествия по солнечной системе, Сван узнает все больше о серии заговоров, окружающих загадку смерть Алекс и разрушения её родного города.
Роман получил довольно позитивную критику . Помимо выигранной премии Небьюла, в 2012 году роман также был в числе претендетов на и упомянут в почетном листе премии Джеймса Типтри-младшего . В 2013 году он был номинирован на премию Хьюго как лучший роман , и был претендентом премии Артура Кларка .
Действие романа « Шаман » ( , 2013) происходит во время последней ледниковой эпохи и повествует историю молодого ученика-шамана из племени . Сам текст романа точно не говорит о географических или хронологических рамках повествования, так как речь ведется от прямого лица самих персонажей, которые не имеют современного нам представления о мире. Тем не менее, К.С.Робинсон отметил что действие происходит 32 тыс. лет назад на юге современной Франции, и что пещера упомянутая в романе — это пещера Шове , известная своими наскальными доисторическими рисунками .
Роман « Аврора » ( , 2015) рассказывает историю корабля поколений , запущенного в 2545 году с Сатурна к звезде Тау Кита для создания человеческой колонии и о возвращении к Земле после провала миссии. Повествование в романе ведется от лица компьютерного искусственного интеллекта звездного корабля . Роман получил положительные критические отзывы .
Одними из основных тем романа являются проблемы жизни на борту корабля поколений, искусственный интеллект и возможность межзвездных путешествий . К.С.Робинсон отметил что в процессе подготовки романа он сотрудничал с , с которым был знаком ещё со времени написания “Марсианской Трилогии”, и с сотрудниками НАСА .
Нью-Йорк 2140
Роман "Нью-Йорк 2140" ( , 2017) повествует о будущем, в котором Нью-Йорк окажется практически затопленным поднявшимся океаном. Улицы стали подобны каналам. Небоскребы стали подобны островам, и большинство героев романа живут как раз в одном из них.
В романе поднимаются вопросы будущего человечества и его взаимодействия с природой.
Первые два рассказа К. С. Робинсона были опубликованы в -18 в 1976 году. Большинство рассказов фантаста изданы в сборниках ( , 1986), ( , 1991), (Vinland the Dream, 2001) и уже упоминавшегося « Марсиане » (The Martians, 1999). Четыре юмористические повести рассказывающие о злоключениях американских беженцев в Непале были опубликованы в сборнике ( , 1989). 1 августа 2010 года издательством был издан сборник «Лучшие произведения Кима Стэнли Робинсона» (The Best of Kim Stanley Robinson) .
Помимо художественных произведений К. С. Робинсона стоит упомянуть и другие его работы, в том числе опубликованную в 1984 году в издательстве UMI Research Press диссертацию «Романы Филипа Дика » (The Novels of Philip K. Dick) и изданную под его руководством антологию ( , 1994) к которой он также написал предисловие. Также К. С. Робинсон написал предисловие «Физический пейзаж» (The Psychic Landscape) к антологии «Paragons: Twelve Master Science Fiction Writers Ply Their Craft» (1996) .
К. С. Робинсон также автор нескольких статей о климатических изменениях и научной фантастике для «The Washington Post» и «New Scientist» .
Произведения К. С. Робинсона номинировались более 30 раз и были удостоены 19 . В общей сложности, по данным сайта «Worlds Without End », в статистике самых известных премий в области научной фантастики и фэнтэзи К. С. Робинсон занимает второе место по количеству номинаций и третье место по полученным премиями среди всех мировых фантастов. .
На сегодняшний день ни одно из произведений К. С. Робинсона не было экранизировано. Тем не менее, ввиду большого успеха « Марсианской трилогии » права на её экранизацию были приобретены Д. Кэмероном , , который планировал снять пятичасовой мини-сериал под руководством , , но затем он отказался от этой идеи. Позднее Гейл Хёрд также планировала производство подобного мини-сериала для канал Sci-Fi Channel , но этот проект так и остался нереализован . В 2008 году планировал создание телевизионного мини-сериала, основанного на романе «Красный Марс» .
Согласно The Hollywood Reporter в декабре 2015 года заказал производство 10 серий сериала на основе Марсианской Трилогии. Сценаристом должен будет выступить Д. М. Стражински (известный по сериалу « Вавилон-5 »). Он также будет и исполнительным продюсером вместе с Винс Жерадис/Vince Gerardis (продюсер сериала Игра престолов ). Сам К. С. Робинсон должен выступить консультантом во время съемок. Съемки должны были начаться летом 2016 года и выход серий был запланирован на январь 2017 . По данным на март 2016 года, вслед за уходом шоураннера , проект сериала был временно приостановлен. В это же время, к продюсерской команде также добавился Грег Яйтанс (лауреат премии «Эмми», известный как режиссёр таких сериалов как « Доктор Хаус », « Остаться в живых », « Побег », « Герои » и т. д.) .
Love, Death + Robots
Помимо (опубликована в 1997 году в серии «Миры Кима Стэнли Робинсона») принесшей автору первую известность и славу, на русский язык были переведены всего несколько рассказов и повестей, в том числе «Слепой геометр», «История XX века, с иллюстрациями», «Прогулка по хребту»; и рассказы «Крученый мяч на Марсе» и «Половой диморфизм» из сборника «Марсиане» .