Адель Имам
- 1 year ago
- 0
- 0
Има́м ( араб. إمام — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой ) — в исламе :
Во многих мечетях есть выборная должность имама, который предводительствует в молитвах и контролирует работу мечети. Часто синонимом имама в разных странах служит арабское понятие мулла . Община выбирает имама среди пользующихся авторитетом верующих богословов .
В пятничных или соборных (джума) мечетях наряду с другими обязанностями имамы еженедельно читают проповеди ( хутба ) во время пятничной полуденной молитвы ( джума-намаз ), поэтому их также называют имам- хатибами .
Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой благочестивый мусульманин, имеющий необходимое религиозное образование, умеющий правильно читать Коран , вне зависимости от своего социального положения . Первым имамом в истории ислама был пророк Мухаммед . Большинство течений ислама не разрешает , однако некоторые либеральные течения позволяют женщинам руководить не только молитвой женщин, но и смешанной молитвой.
Первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр. В провинциях молитвой руководили наместники, которые также занимались и чисто практическими вопросами (сбором налогов и т. д.). Во время пятничных молитв наместники также произносили проповеди (хутбу). При аббасидских правителях (749—1258) молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». При Фатимидах (909—1171) в пятничных молитвах в период месяца рамадан роль имама брали на себя халифы .
Традиционно считается, что молитвой должен руководить авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек . В Турции имамов избирают прихожане, а власти утверждают. Избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учёности от имама не требуется, но она позволяет занять более выгодную должность кадия или муфтия ). Отличие в одежде имама — белый тюрбан и белые рукава .
В суннитском исламе имамами называют наиболее выдающихся религиозных авторитетов: основателей мазхабов ( Абу Ханифа , Малик , аш-Шафии , Ахмад ) и богословских школ ( аль-Ашари , аль-Матуриди ), крупных учёных-богословов ( аль-Бухари , Муслим , ан-Навави , Ибн Касир ), глав движений, крупных религиозно-политических деятелей и т. д.
В суннитском исламе имамом называют духовного главу. Титул имама носил сам пророк Мухаммад, а также халифы . Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые веках истории ислама. Споры о природе и объёме власти имама вызвали первый раскол в исламе (VII в.). По убеждению суннитов, имамат, то есть духовная и светская власть, какую имел Пророк, после избрания должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы) на основе согласного мнения (иджма) его представителей .
Постепенно этот вопрос отошёл на второй план у суннитов, но продолжал играть очень важную роль у шиитов, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании халифы Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Аффан, в глазах шиитов, узурпаторы, а законные наследники Мухаммада — Али ибн Абу Талиб и его потомки .
В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Шииты (за исключением зейдитов ) утверждают, что власть имама не зависит от воли людей и признают лишь наследственный переход власти . Будучи божественным установлением, она не нуждается в иных источниках легитимности. Шиитский имам ведает не только светской и духовной жизнью людей, но и миром невидимым. Это единственный законный и всевластный представитель Аллаха на земле, непогрешимый преемник пророка Мухаммеда. Имам шиитов является высшим авторитетом в толковании Корана , хадисов, религиозных знаний и мусульманского права .
Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. Ему наследовали его дети Хасан и Хусейн . По мере дробления рода Алидов уже в раннее Средневековье росло число потенциальных претендентов на верховную власть имама. представления о правах и обязанностях имамов в разных шиитских течениях (зейдиты, имамиты, исмаилиты) шиизма расходились .
В соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 шиитских имамов почитаются как святые, а представители «крайних» направлений шиизма ( гулат ) их обожествляют. «Малые имамы» назначаются из числа факихов и имеют специальное образование для службы в мечети ( пишнамаз — перс.) . Шииты верят во временное прекращение имама из рода Али ибн Абу Талиба. Большинство современных шиитов признают власть высших шиитских религиозных авторитетов ( аятолл , муджтахидов ), считая их единственными правомочными представителями имама .
№ | Имя | араб. | рождение | смерть | примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Али ибн Абу Талиб | علي بن أبي طالب | 600, Мекка | 661, эль-Куфа | четвёртый Праведный халиф |
2 | Хасан ибн Али | حسن بن علي | 624, Медина | 670, Медина | после смерти отца был провозглашен халифом, но через несколько месяцев отрёкся в пользу Муавии I |
3 | Хусейн ибн Али | حسین بن علي | 626, Медина | 680, Кербела | убит в битве при Кербеле |
4 | Зейн аль-Абидин | زين العابدين | 658, Медина | 712, Медина | не принимал активного участия в политической жизни Арабского халифата |
5 | Мухаммад аль-Бакир | محمد الباقر | 677, Медина | 732, Медина | занимался изучением и разработкой шиитского религиозного права и догматики |
6 | Джафар ас-Садик | جعفر الصادق | 702, Медина | 765, Медина | эпоним джафаритского мазхаба |
7 | Муса аль-Казим | موسى الكاظم | 744, Медина | 799, Багдад | был арестован по подозрению в связях участниками хариджитских восстаний, но вскоре освобождён |
8 | Али ар-Рида | علي الرضا | 765, Медина | 817, Тус | один из самых известных знатоков Корана , хадисов и мусульманского права , полемист |
9 | Мухаммад ат-Таки | محمد التقي | 810, Медина | 835, Багдад | был женат на дочери халифа аль-Мамуна |
10 | Али аль-Хади | علي الهادي | 827, Медина | 868, Самарра | был знатоком Корана, хадисоведом и правоведом |
11 | Хасан аль-Аскари | الحسن العسكري | 846, Медина | 874, Самарра | прожил почти всю свою жизнь под домашним арестом в Самарре и под надзором халифов Аббасидов |
12 | Мухаммад аль-Махди | محمد المهدي | 868, Самарра | неизвестно | скрытый имам, который к концу времён явится в качестве обещанного Махди |
Доктрина имамата в исмаилизме отличается от доктрины иснаашаритов , потому что у исмаилитов были живые имамы в течение столетий после того, как последний иснаашаритский имам ушёл в сокрытие. Они последовали за Исмаилом ибн Джафаром , старшим братом Мусы аль-Казима , как за законным имамом после его отца Джафара ас-Садика . Исмаилиты верят, что независимо от того, умер имам Исмаил или нет до имама Джафара, он передал мантию имамата своему сыну Мухаммаду ибн Исмаилу как следующему имаму .
В Северо-Кавказском имамате и других государствах-имаматах титул имама носил глава этого государства (См. ). Имамы Чечни и горного Дагестана держали в своих руках духовную и светскую власть. Имамы были у власти с 1828–1830 по 1859 и в 1877 году. Официально имам носил раннесредневековый титул халифа (араб. амир аль-муминин ). Последним имамом на российском Сев. Кавказе в 1917 был избран Нажмудин Гоцинский .