Interested Article - Халватия

Халватия ( тур. Halvetilik ) — суфийское братство ( тарикат ), сложившееся в конце XIV века в Северо-Западном Иране. Одно из 12 материнских братств, дало начало более чем 50 самостоятельным ветвям и братствам. Духовная цепь (силсила) восходит через аль-Джунайда аль-Багдади к Али ибн Абу Талибу . Отличительный элемент одежды члена тариката — четырёхугольный колпак преимущественно зелёного или чёрного цвета.

История

Братство возникло и функционировало первоначально среди тюркского населения. Оно восприняло некоторые идеи среднеазиатской тюркской школы мистицизма Ахмада аль-Ясави и испытала сильное влияние традиций тарикатов маламатия и каландария . Первоначально учение тариката было тесно связано с шиизмом имамитского толка, но со временем превратилось в суннитское . Шиизм, видимо, сохранился в форме тайного учения (признание постулата вилая, особой роли Али и т. д.) .

Согласно традиции тариката, основателем братства был (ум. в 1397 г.), который был родом из Гиляна. Он считается кутбом и 21-м звеном силсилы тариката. Его шейхом был его дядя Карим ад-дин аль-Халвати . Умар аль-Халвати сформулировал свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме ( зухд ) и суровом затворничестве ( ). В связи с тем, что Умар аль-Халвати придавал большое значение практике затворничества, этот тарикат стали называть халватией . Он обосновал практику 12-дневного поста (по числу шиитских имамов ). «Вторым наставником» ( пир-и сани ) считается саййид (ум. в 1464 г.). Он родился в Шемахе и умер в Баку, где находится его могила . При нём и его преемнике (ум. в 1486 г.) тарикат завоевал прочные позиции при дворах династий Кара- и Ак-Коюнлу в Тебризе .

В связи с тем, что тарикат появился на северо-западе Ирана, он первоначально был распространен среди азербайджанцев . С 10-х годов XV века тарикат проник в Турцию , а затем и в арабские страны, где оно функционировало в виде чисто арабских братств. В XVIII веке халватия обосновалась на Балканах . В правление османских султанов Сулеймана I (1520—1566) и Селима II (1566—1574) многие представители высшей администрации оказывали братству всемерную поддержку. После прихода к власти в Иране династии Сефевидов (1502 г.) братство было вытеснено из этого региона .

Период упадка тариката в XVII веке сменился бурным ростом влияния и появления новых ветвей в XVIII веке по всей Османской империи . Не малую роль в этом сыграла деятельность выходца из Дамаска (1688—1749). Этот подъём не затухал в течение XIX — начала XX веков. В 1925 году правительство Турции распустило братство. В настоящее время тарикат сохраняет прочные позиции в Египте , где действует не менее 20 его ветвей. Часть ветвей в 20—30-е годы XX века наладила политические контакты с партией « Вафд ». Ветвь халватия-рахмания в Алжире в 1950 году насчитывала 230 тыс. членов. Различные группы и ветви тариката действуют в Судане (например, , ), в Ливане , Сирии ( ). До 1967 года тарикат официально действовало в Албании . В Югославии функционировали текке ветвей , и .

Структура

Только при первых шести руководителях тарикат имел единую организационную структуру и централизованную систему руководства. Главная обитель тариката (ханаках Баг-и шамал) находилась в Тебризе. Впоследствии халватия стала объединять под своим названием самостоятельные ветви, ответвления и линии, действовавшие как отдельные тарикаты, а также общины ( та’ифа ), каждая из которых имела свою цепь, основателя, центральную обитель и также сходные доктрины, практику и сопутствующий ритуал, с частными отличиями .

Организационная структура халватии и его ветвей в общем напоминает структуру других суфийских братств, имея вместе с тем свои особенности в зависимости от региона функционирования .

Учение

Тарикат испытал на себе влияние учения Ибн Араби вахдат аль-вуджуд . Отношение к этому учению менялось в зависимости от эпохи и региона даже в одной и той же ветви. Основу учения тариката составляют:

  • джу' (добровольное голодание),
  • самт (молчание),
  • сахар (бодрствование),
  • и’тизаль (уединение),
  • зикр ,
  • фикр (медитация),
  • рабт (связь между сердцем мюрида и сердцем шейха),
  • постоянная ритуальная чистота .

Некоторые ветви признают только четыре первых положения. Особое внимание уделяется обязательному периодическому уединению мюрида (хальва) и скрупулёзному исполнению его предписаний. Сроки хальва варьируются от трёх до сорока дней. Поведение мюрида до, во время и после периода хальва регламентировано до мелочей .

Путь тариката состоит из семи стоянок ( макам ), каждой из которых соответствует зикр одного из семи слов, входящих в формулу: ат-тахлиль, Аллах , хува, аль-хайй, аль-хакк, аль-кайюм, аль-каххар (как и у кадирийского тариката ). Считается, что первые четыре стоянки мюрид может постигнуть самостоятельно, остальные три даруются свыше. В таркиате уделялось исключительное внимание толкованию снов ( та’бир ар-ру’йа ) и видений, которые почудились мюриду при исполнении зикра в состоянии уединения. Ряд ветвей тариката видят в этом основу ( мадар ), на которой держится весь путь мистического познания. Значительное внимание уделяется чтению молитвы «Вирд ас-саттар», составленной 5-м пиром (ум. в 1464 г.), которая громко читается на общем собрании общины .

Силсила

Силсила от пророка Мухаммада до основателя тариката.

Примечания

  1. , с. 267.
  2. .

Литература

Источник —

Same as Халватия