Interested Article - Данышменд Гази
- 2021-08-26
- 1
Данышменд Ахмед Гази (Тайлу) б. Али эт-Туркмани ( тур. Melik-i Muazzam Dânişmend Ahmed Gāzî (Taylû) b. Ali et-Türkmânî ) (?—1085 ) — средневековый полководец, основатель династии Данышмендидов .
Происхождение
Имя Данышменда в раличных вариациях встречается в византийских (у Анны Комниной , Никиты Хониата ), европейских (у Гийома Тирского , Фуше Шартрского , Альберта Аахенского ), сирийских (у Михаила Сирийца , Матвея Эдесского ), арабских (у Ибн аль-Асира , Ибн-Шаддада ) источниках . Армянские, ассирийские, византийские и латинские источники писали его как Танышман, Танушман, Танисман, Данисман и Донисман соответственно .
Уже Ибн Биби полагал, что рассказы о династии Данышмендидов противоречат друг другу . Как писал К. Босуорт , в истории происхождения Данышменда трудно отделить факты от вымысла . Р. Ирвин назвал происхождение Данышменда «непонятным» , а К. Каэн «туманным» . Существует три версии об этническом происхождении Данышменда .
- Первая версия делает Данышменда по матери потомком легендарного арабского героя сейида (в Данышменд-наме ) . Сами Данышмендиды претендовали на это происхождение . И именно это происхождение династии указывали и В. Гордлевский . Однако эта информация не имеет под собой никакой основы кроме легенд .
- Вторая версия объявляет Данышменда армянином. Эта точка зрения упоминается только в армянских и византийских источниках . Она пошла от Матвея Эдесского , который писал, что Данышменд Гази по происхождению армянин. Киннам назвал его «персо-армянином» . Версия была повторена Никитой Хониатом (который назвал внука Данышменда "армянский турок" и приписывал эмиру происхождение от династии Аршакидов ) и Варданом Аревелци (который использовал Матвея Эдесского как источник) . Одним из сторонников версии был турецкий медиевист М. Х. Йинанч (1900—1961) . По словам турецкого историка С. Солмаза, из противоречивой информации о происхождении Данышменда Гази очень трудно сделать вывод, что он имел армянское происхождение . Р. Бедросян утверждал, что «некоторые считают Данышменда армянским мусульманином», а С. Еремян называл Данышменда Гази армяно-грузином . выражал сомнение в армянском происхождении династии, он писал, что такое происхождение Данышмендидам «приписывалось» . По мнению В. Гордлевского , Матвей Эдесский «поддался тяготению Данышмендидов к христианам», что вызвало появление этой версии . К. Каэн писал по этому поводу: «Некоторые армянские авторы, конечно, желали бы считать его персо-армянином или даже потомком Аршакидов. <…> Кажется неправдоподобным, чтобы туркмены, при наличии такого языкового барьера и различия в традициях, избрали его своим вождем и, более того, сделали героем, олицетворявшим собой их народ, человека чужого племени» .
- Третья точка зрения состоит в том, что Данышменд был тюрком. Её подтверждают и западные источники . Ибн аль-Асир утверждал, что настоящим именем Данышменда было Тайлу б. Али эт-Туркмани, он обучал туркмен и со временем стал правителем . Альберт Аахенский называл его «турецким правителем Дониманом», Гийом Тирский — «могущественным турецким эмиром Данышмендом» , Михаил Сириец — «тюркским эмиром по имени Танусман» . По словам Ф. Успенского , «основателем династии считается один ученый турецкого или туркменского происхождения» . И. Меликофф считала династию « туркоманской » .
Нигдели Кади Ахмед (XIV век) называл Данышменда племянником сельджукского султана Мелик-шаха , посланного им завоевать Каппадокию ; Ибн Хамдун (1102—1167) и Ибн-Шаддад считали его дядей по матери конийского султана Сулеймана ибн Кутулмыша , либо же одним из командиров войск сельджуков в битве при Манцикерте 1071 года. Согласно эпосу Данышменд-наме он был уроженцем Малатьи , но К. Каэн полагал, что «нет никаких оснований считать Малатью местом его рождения» .
Российский медиевист ориенталист Д. Е. Еремеев, российский тюрколог В. Запорожец, турецкий исследователь М. Кешик и И. Меликофф считали одним лицом Данишменда Гази и Гюмюштегина Гази. Еремеев называл его Гюмюштегин Ахмед Гази .
Биография
Ф. Успенский писал, что Данышменд "не оставил следов в истории" . По словам Гарбузовой, Михаил Сириец один из немногих хронистов рассказал об основании эмирата и его основателе . Когда его личность заинтересовала историков, они стали заполнять пробелы в его биографии легендами .
Михаил Сириец впервые упоминает его имя сразу после захвата Антиохии в январе 1085 года Сулейманом ибн Кутулмыш : "В 1396 году тюркский эмир по имени Танусман вторгся в страну Каппадокию и правил Севастой , Кесарией и другими местами северного региона. С этого момента началась власть семьи Бене Танусман» . Аналогичные сведения приводит и Бар-Эбрей .
Ахмед был человеком образованным, как и отец, Али, который был учителем сельджукских принцев в Хорезме и Бухаре .
Он известен в Анатолии как борец за веру ( гази ) во время смуты, последовавшей за смертью конийского султана , Сулеймана ибн Кутулмыша .
Михаил Сириец писал, что в 1085 году он властвовал над Каппадокией, но в 1086 году Гази Гюмюштекин захватил некоторые места в Анатолии после смерти анатолийского сельджукского правителя Сулеймана ибн Кутулмыш. Исходя из этого турецкий историк А. Озайдин делает вывод, что Данышменд Гази умер, вероятно, в 1085 году . Османский и турецкий историк Ахмед Тевхид Улусой (1868 – 1940), основываясь на греческой монете Гюмюштегина, датированной 1084/85 годом утверждал, что в этом году Данишменд Ахмед Гази умер, а Гюмюштегин стал главой княжества Данишмендидов .
Данышменд Гази был похоронен в Никсаре . После него правителем государства Данышмендов стал его сын Гази Гюмюштекин .
«Данышменд-наме»
Данышменд-гази является главным героем турецкого эпоса « Данышменд-наме ».
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- , p. 304.
- ↑ , с. 95.
- ↑ , с. 27—28.
- ↑ , p. 430—431.
- ↑ , p. 48: «"And according to an old tradition an Armenian origin was even attributed to the Danishmend, the leading family among the Ghazis who achieved this conquest. The Danishmend themselves claimed to be related to Ghazi Seyyid Battal".».
- , p. 468.
- ↑ , p. 73.
- , S. 91—97.
- , p. 85—85.
- ↑ , p. 173.
- , с. 234.
- .
- , pp. 46—47.
- , с. 50; ; , Массовая миграция огузов на территорию Византийской империи в конце XI — начале XII вв. Образование и становление тюркского сельджукского государства; , s. 12.
- , с. 248.
- , с. 14.
- , p. 72.
- ↑ , p. 88.
- , с. 146.
- У сирийцев было принято летосчисление по Селевкидской эре , которая началась 1 октября 311 г. до н. э.
- .
- .
- , S. 145.
Литература
- Матфей Эдесский . Часть 3 // . — Lanham, N. Y., 1993. — С. 21.
- Bar Hebraeus. (англ.) / Translated from Syriac by E. A. Wallis Budge . — L. : Clarendon Press , 1932.
- Michel le Syrien . (фр.) / J.-B.Chabot . — Paris: Roger Pearse, 1905. — Vol. 3.
- Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии = The Islamic Dynasties. A Cronological and Genealogical Handbook / Пер. с англ. П. А. Грязневича, отв. редактор И. П. Петрушевский . — М. : Наука, ГРВЛ, 1971. — С. 181—182.
- Гарбузова В.С. Сказание о Мелике Данишменде: Историко-филологическое исследование / АН СССР. Институт востоковедения. — М. : ИВЛ, 1959.
- Гордлевский В. А. Государство Сельджукидов Малой Азии / Ответственный редактор И. Ю. Крачковский. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. — Т. XXXIX. — (Труды Института востоковедения Академии наук СССР).
- Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
- Запорожец. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
- Каэн К. Турция до османских султанов. Империя великих сельджуков, тюркское государство и правление монголов. 1071–1330. — Центрполиграф, 2021. — 501 с.
- Успенский Ф. И. Мелик Гази и Дзул-Нун Данишмeнды // Записки Одесского общества истории и древностей. — 1879. — Т. 11 . — С. 229—268 .
- Шукуров Р. М. Тюрки в византийском мире (1204-1461). — М. : Издательство Московского университета, 2017. — 631 с. — (Труды исторического факультета МГУ: Выпуск 74; Серия 2, Исторические исследования, 33). — ISBN 978-5-19-011131-6 .
- Тер-Петросян Л. . — Институт древних рукописей имени Маштоца Матенадаран, 2022. — 532 с. — ISBN 978-9939-897-10-3 .
- Bayram M. (тур.) // Türkiyat Araştırmaları Dergisi. — 2005. — Sayıl. 18 . — P. 131—147.
- Bedrosian R. . — Columbia University, 1979.
- Cahen C., Cahen M. (англ.) // Byzantion. — 1946-1948. — Vol. 18 . — P. 5–67 . — ISSN .
- Demir M. (тур.) // Sakarya Üniversitesi Fen Edebiyat Dergisi. — 2008. — C. 10 , sayıl. 1 . — S. 141-149 .
- Irwin R. The Impact of the Early Crusades on the Muslim World // The Eastern Mediterranean Frontier of Latin Christendom / Stuckey, Jace (ed.). — Routledge, 2014. — ISBN 978-1472422750 .
- Kesi̇k M. (тур.) // Selçuk Üniversitesi Selçuklu Araştırmaları Dergisi. — 2020. — Sayıl. 12 . — S. 11–34 . — ISSN .
- Mélikoff I. . — Dépositaire: A. Maisonneuve, 1960. — 382 с.
- Mélikoff I. Danishmendids // Encyclopaedia of Islam, Second Edition / Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs.. — Leiden: BRILL, 1991. — Vol. II. — P. 110—111.
- Mordtmann A. D. // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. — 1876. — Т. 30 , вып. 3 . — С. 467–486 . — ISSN .
- Özaydın A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — P. 467—469.
- Özaydın A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — P. 469—474.
- Ocak A. Y. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — P. 478—480.
- Solmaz S. Danişmendliler // Türkler. — Ankara: Yeni Türkiye, 2002. — Vol. 6. — S. 430—451. — ISBN 975-6782-33-1 .
- Solmaz S. (тур.) // Selçuk Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi. — 2002. — Sayıl. 14 . — S. 229–249 . — ISSN .
- Turan O. Selçuklular Zamanında Türkiye Tarihi. — İstanbul, 1984. — S. 120—132.
- Wittek P. Rise of the Ottoman Empire. — Routledge, 2013. — P. 48.
- Yazici T. // Encyclopaedia Iranica. — Vol. VI, Fasc. 6. — P. 654—655.
- Yinanç M. H. . — Bürhaneddin Matbaası, 1944. — 204 с.
- 2021-08-26
- 1