Interested Article - Гойя, Франсиско

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес ( исп. Francisco José de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746 , Фуэндетодос , близ Сарагосы 16 апреля 1828 , Бордо ) — испанский живописец и график , один из первых и наиболее ярких художников эпохи романтизма .

Ранняя биография

Рождение и молодость в Испании

Портрет Франсиско Байеу

Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе , столице Арагона , в семье среднего достатка. Его отец — Хосе Гойя. Мать — Грасиа Лусьентес, дочь бедного арагонского идальго . Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), пока ремонтировался их городской дом. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником; средний, Томас, пошёл по стопам отца. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор . Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена , но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо . Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ко всему прочему, Франсиско Байеу , другой молодой живописец из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи . Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон. В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство.

Путешествие в Италию

Портрет Рамона Пиньятелли.

Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова , в Италии художник « занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры » . Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III . 27 июня единственная премия присвоена (фр.) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала » . Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.

Возвращение и работа в Сарагосе

Портрет актрисы Антонии Сарате , преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером

Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме, и Гойя возвращается в Сарагосу . Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора (исп.) на тему « Поклонение имени Бога ». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов , в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес запрашивает 25 000 реалов за ту же работу . 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза . В результате Гойя приглашён расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец (исп.) , чей портрет он напишет в 1791 году. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи , вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Сохранились только семь из них, но, к сожалению, они испорчены реставрационными работами [ какими? ] .

Поклонение имени Бога

Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил её. В июле 1773 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Свадьба состоялась в Мадриде. Ему в это время — 27, а Хосефе — 26 лет. Свою жену Франсиско называет «Пепой» . Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Гойя написал только один её портрет.

Гойя в Мадриде (1775—1792)

«Продавец посуды»
Портрет Педро де Алькантара Тельеса Хирон, маркиза де Пеньяфьель, герцога Осуна, 1785
Портрет семейства герцога и герцогини Осуна, 1788, музей Прадо , Мадрид

В 1775 году Гойя окончательно обосновался в Мадриде у своего шурина Франсиско Байеу , и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла III .

Первым придворным заказом Гойи в 1775 году становятся картоны для серии шпалер для столовой принца Астурийского, в будущем Карла IV , во дворце Эскориал . В них представлены охотничьи сцены, охотой же увлекается и сам Гойя . Франсиско создаёт 5 композиций и получает за них 8000 реалов.

Для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776 1778 годах Гойя выполняет следующую серию панно для столовой принца Астурийского уже во дворце Пардо , среди них выделяются « », « », « », « » и « ».

В 1778 году Франсиско получает разрешение на гравирование картин Диего Веласкеса , перевезённых только что в Королевский дворец в Мадриде . В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13 — в их гостиные. Среди этих работ выделяются « », « », « » или « ». Тема испанской народной жизни считается совершенно новой и импонирует заказчикам. В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины.

Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Его не поддерживает его шурин Франсиско Байеу , не желающий делить с ним место первого живописца короля . Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов . В мае 1780 года из-за приостановки изготовления шпалер на королевской мануфактуре освободившийся Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар за 60 000 реалов . Работает Гойя быстро и под руководством Байеу . Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора: Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. В результате он всё же их вносит, но из-за этой обиды на шурина и арагонское духовенство долгое время не будет появляться в родной Сарагосе .

В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэлья работает по украшению церкви св. Франциска Великого в Мадриде. Он пишет « ». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. Гойя всё чаще писал портреты, так в январе 1783 года ему заказывают портрет графа Флоридабланки . В 1783 и 1784 годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро , выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса , его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: « » и « ». В том же году он пишет 4 картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке , уничтоженные во время Наполеоновских войн . В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфьель , которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года , а с 1795 года — директором её живописного отделения. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году ). В 1786 году Гойя назначается королевским художником, в это же время он пишет портрет своего шурина , что может свидетельствовать о примирении с ним после такого назначения . На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо . Из этой серии выделяются « » (или «Цветочницы»), « » (или «Жатва») и « » (или «Снежная буря»). Для банка св. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III .

Портрет Мартина Сапатера, 1797, Музей изящных искусств, Бильбао

В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна . К празднику св. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей (исп.) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии по заказу герцога Осуна : « » и « », в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне « Луг у Сан-Исидро ». Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал « » в реалистической манере.

« Великаны », 1792

После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги . У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции , пропал интерес к украшению дворцов — и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга (исп.) , одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год . По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В мае 1791 года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале , к « ». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного « ». В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе , где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли, известный лишь в копии. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной .

Болезнь и творчество в 1793—1799 годы

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера (исп.) , чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника долго не удавалось. Только в 2017 году американские ученые установили, что художник страдал синдромом Сусака . В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес , по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы , а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи . Позднее же в « Капричос » Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу , Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца , зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов.

4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда , герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье . Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе , где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва , новаторские в изображении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал « », где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов « Капричос ». В 1797 1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: (исп.) и Гаспара Ховельяноса .

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной (исп.) . В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили « Капричос », среди них выделяется « ». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора « », где отмечено совершенное изображение ночного освещения . 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе « Капричос », их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре .

Жизнь Гойи в первые годы XIX века (1799—1808)

Для монархов же выход « Капричос » остался незамеченным. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет, изображающий её в мантилье. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо . В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена « Маха обнажённая ». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый « Портрет семьи Карла IV » (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и « », менее удачный, нежели портрет Марии Луисы . В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора « Апельсиновой войны ». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В 1802 году появилась и « Маха одетая », на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в « Махе обнажённой ». В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба , сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски « Капричос » и непроданные офорты. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Его финансовое состояние позволило купить ещё один дом на улице де лос Рейес. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года . С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия : Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.

«Бедствия войны» (1808—1814)

1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание , приведшее к затяжной партизанской войне . Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну , где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, поэтому Гойе пришлось дописывать портрет по памяти . В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: « Махи на балконе », « », « », « » и « ». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов « Бедствия войны ». Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I , отображены и в полотнах того периода у Гойи. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: « » и « ». Картина « Похороны сардинки », написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году.

В 1812 году в Мадрид входит Веллингтон , Гойе поручили написать его портрет. Однако, между ними возникла открытая неприязнь, вышедшая в недовольство модели работой Гойи и чуть ли не приведшая к резкой стычке между ними . После того, как Испания была окончательно освобождена от французов, Гойя запечатлел события Мадридского восстания в двух знаменитых полотнах: « Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года » и « Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года » (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)

18 мая 1814 года Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года , распустил Кортесы , подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Гойе поручили увековечить это событие в « », где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты . Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Зато монументальный « » использует все преимущества полихромии . В 1815 году изобразил себя в « », где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1816 году он создал новую серию офортов « ». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: « », портрет 10-го герцога Осуна, или её сестры герцогини Абрантес. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора . 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием « Дом Глухого », располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В августе он закончил « » для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов , из которых 6800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину « Моление о чаше » .

«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)

В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года Карл Х ). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823 - 1824 годов , Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на , но на самом деле Гойя перебрался в Бордо , где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже , где создал « » и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии : « » и 4 листа под названием « ». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости . В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз « Молочница из Бордо ». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.

Памятник Гойе в Сарагосе

Произведения

Живопись

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
Семья Карла IV
Портрет маркизы Санта-Крус

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо , Мадрид ):

  • «Зонтик» 1777 ;
  • «Продавец посуды» и «Мадридский рынок» , 1778 ;
  • «Игра в пелоту» , 1779 ;
  • «Молодой бык» , 1780 ;
  • «Раненый каменщик» , 1786 ;
  • «Игра в жмурки» , 1791 .

С начала 1780 -х годов Гойя получает известность и как портретист :

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса , Эль Греко , а позже Рембрандта .

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте , светотеневые эффекты акватинты . Близость с испанскими просветителями ( Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом , М. Х. Кинтаной ) обостряет неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании . Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ .

Картины, посвященные освобождению Испании

Автопортрет ( 1815 , Прадо) — см. вверху.

Серии офортов

  • « Капричос » , 1797 1798 — творение на 80 листax с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;
  • «Тавромахия» , 1815 — 33 офорта, изданных в 1816 в Мадриде ;
  • « Бедствия войны » , 1810 1820 — 82 листа, изданы в 1863 в Мадриде , исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции ( 1808 1814 );
  • «Диспаратес» ( «Причуды» или «Глупости» ), 1820 1823 — 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Los Proverbios» ( «Притчи» , «Пословицы» ) .
Франсиско Гойи «Колосс» (1812)

Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сохраняется в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. « Бедствия войны » и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.

Влияние на массовую культуру

При создании популярного произведения « Атака на титанов » на образ разрушительных титанов могли повлиять не столько излюбленные японским кинематографом тема огромных монстров- кайдзю , подобных Годзилле или Гидоре , сколько картины испанского художника Франсиско Гойи. Например, среди источников вдохновения к созданию образа монстров названа картина данного художника «Колосс» (1812) .

Фильмы о Гойе

Память

  • В честь Ф. Гойи назван астероид (6592) Goya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 3 октября 1986 г.
  • В память о художнике в Испании в 1930 году была выпущена скандальная серия « Маха обнажённая » — первые в мире почтовые марки в жанре ню .
  • В честь Гойи назван на Меркурии .

Примечания

  1. (исп.) — Madrid: 1868. — Vol. 1. — P. 311.
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (исп.) — Madrid: 1868. — Vol. 1. — P. 314.
  4. Harris-Frankfort E. Francisco Goya // (англ.)
  5. , с. 14.
  6. , с. 15.
  7. Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. , с. 18.
  9. , с. 21.
  10. , с. 22.
  11. , с. 31.
  12. , с. 34.
  13. , с. 48.
  14. , с. 64.
  15. , с. 67.
  16. (фр.) . Sciences et Avenir . Дата обращения: 1 января 2021. 19 ноября 2020 года.
  17. , с. 72—73.
  18. , с. 79.
  19. , с. 85.
  20. , с. 87.
  21. , с. 91.
  22. , с. 99.
  23. Меткая формулировка А. С. Пушкина
  24. , с. 111.
  25. , с. 112.
  26. , с. 122.
  27. , с. 124.
  28. . от 18 ноября 2011 на Wayback Machine .
  29. ; . от 20 февраля 2010 на Wayback Machine .
  30. Aja Romano. (англ.) . The Daily Dot (3 сентября 2013). Дата обращения: 20 декабря 2016. 11 декабря 2016 года.

Литература

На русском языке
  • Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. — М. : Астрель, АСТ , 2006.
  • Левина И. М. Гойя. — Л. — М., 1958.
  • Франсиско Гойя // Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV—XIX веков. — 3-е изд. — Л. : Аврора, 1971. — С. 90—96. — 316 с.
  • Прокофьев В. Н. «Капричос» Гойи. — М. , 1970.
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. — М. : Искусство , 1986. — 216, [142] с. — ( Из истории мирового искусства ). — 25 000 экз.
  • Прокофьев В. Н. «Королевские портреты» Гойи 1799—1801 гг. // Античность. Средние века. Новое время : Проблемы искусства : Сборник статей / АН СССР, Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; Ред. коллегия: М. Я. Либман и др.. — М. : Наука, 1977. — 256 с.
  • Прокофьев В. Н. Великий художник XIX века. К 150-летию со дня смерти Гойи // Искусство . — 1978. — № 9.
  • Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии : Сборник статей / АН СССР ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Редкол.: В. Н. Гращенков и др.. — М. : Наука, 1978. — 278 с.
  • Прокофьев В. Н. Гойя. Росписи церкви Сан Антонио де ла Флорида // Панорама искусств ’78. — М. , 1979.
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. IX. — С. 38—39.
  • Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания : роман / Пер. с нем. Н. Касаткиной и И. Татариновой, стихи в пер. Л. Гинзбурга. — М. : ЭКСМО-пресс, 2001.
  • Шнайдер М. Франсиско Гойя. — М. : Искусство, 1988. — («Жизнь в искусстве»).
На иностранных языках
  • Cardera, Valentin . Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835
  • El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Мадрид. 1999. ISBN 84-87317-82-0
  • Mayer A. , Francisco de Goya, Munch., 1923 ;
  • Klingender F. D. , Goya in the democratic tradition, L., 1948 , 2 ed., N. Y., 1968 ;
  • Sanchez Canton F. J. , Vida у obras de Goya, Madrid, 1951 ;
  • Holland V. , Goya. A pictorial biography, L., 1961 ;
  • Harris Т. , Goya. Engravings and litographs, v. 1—2, Oxf., 1964 :
  • Wyndham Lewis D. B. , The world of Goya. L., 1968 :
  • Gudiol J. , Goya, L. — N. Y., 1969 ;

Ссылки

Источник —

Same as Гойя, Франсиско