Interested Article - Ева

Ева ( ивр. חַוָּה ‎, др.-евр. произн.: xawwͻ:h , совр. евр. произн.: Хава — букв. «дающая жизнь», ''живая'', греч. Εὔα , в мусульманской традиции — Хавва ) — в авраамических религиях — праматерь всех людей, первая женщина, жена Адама , сотворённая из его ребра Богом , мать Каина , Авеля и Сифа .

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы , грехопадении и изгнании их из рая породил обширную литературу апокрифического характера.

Согласно книге Зогар , Ева была второй женой Адама после Лилит . В каббале образ Евы соответствует сфире бина .

Этимология

Традиционная этимология возводит имя Ева (Хавва) к еврейскому хаим «жизнь». Современные исследователи предполагают связь с финикийским хвт " и арамейским Хевъя означающим «змея» (или змееподобная богиня) .

Варианты имени праматери Евы в древнерусских летописях и церковно-славянской Библии:

Библейский рассказ

Создание Евы

Создание Евы, средневековая рукопись.

В Книге Бытия содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

  • Первый рассказ: — ;
  • Второй рассказ: — .

Согласно первому варианту ( Быт. ), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу Божьему» ( Быт. ) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами ( Быт. ).

Согласно второму ( Быт. ; ), Бог вылепил человека ( адам ) из «праха земного» ( адама ), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский ( Быт. ). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека ( Быт. , ). « И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ».

Грехопадение и изгнание из Эдема

Согласно Книге Бытия, змей, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» ( Быт. ), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания добра и зла ( Быт. ). Ева отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал её, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло » ( Быт. ). Наконец, она поддалась уговорам змея, так как увидела, что дерево было хорошо, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. После этого она дала плоды и Адаму ( Быт. ). В результате Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога ( Быт. ).

В результате Еве было определено « в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа ( Быт. ). Люди перестали быть бессмертными ( Быт. ).

Адам нарёк имя своей жене Ева, так как она стала матерью всех живущих ( Быт. ). После этого Бог сделал Адаму и Еве «кожаные одежды» и выслал их из Эдемского сада . Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни , у входа в Эдемский сад был поставлен херувим для охраны дерева ( Быт. ).

После изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина . Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына — Авеля ( Быт. , ). В возрасте 130 (230) лет Адам произвёл на свет третьего сына — Сифа (Шета), который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа ( Быт. ).

Место погребения Евы

В иудейской традиции

Пещера Махпела ( ивр. מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה ‎, Ме‘ара́т а-махпэла́ — букв. «Двойная пещера»; араб. الحرم الإبراهيمي ‎, Хара́м-ал-Ибраһи́ми ) — склеп патриархов в древней части Хеврона . В еврейской традиции название в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название «Кирьят-Арба» (букв. город четырёх ), соотносится с четырьмя парами, похороненными в пещере: Адам и Ева , Авраам и Сарра , Исаак и Ревекка , Иаков и Лия .

В мусульманской традиции

Могила Евы (ар.مقبرة أمنا حواء — Мукбарат уммина Хавва) — могила, почитаемая по мусульманской традиции, как захоронение праматери Евы. Находится в городе Джидде . Политик, путешественник и литератор Анжело Пэшэ (1864–1925) упоминал могилу Хаввы в своей книге о Джидде .

Так описывал могилу Евы в 1895 году сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян Ишаев :

Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилы Евы, находящейся за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин, в голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной крышей: одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. … Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище.

В мусульманской традиции

Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его «супруги» .

В исламской традиции имеются повествования о том, что Адам после грехопадения сошел на землю на острове Цейлон, а Ева (Хавва) — в Джидде (Аравия). На протяжении 200 лет они раскаивались и молили Аллаха простить их. Их мольбы были приняты Аллахом: Он простил им грех и обязал совершить хадж . Выполняя это повеление Аллаха, Адам и Хавва встретились после долгой разлуки в долине Арафат .

Путешественник и поэт XII века Ибн Джубайр , рождённый в Валенсии, писал о Джидде в записной книжке о том, что в этом городе есть древнее сооружение, которое считается местом пребывания Хаввы, матери рода человеческого, когда она направлялась в Мекку .

Затем Адам и Хавва отправились в современную Сирию, где у них родилось многочисленное потомство. В мусульманской традиции считается, что Ева рожала 120 раз, каждый раз двойню, мальчика и девочку . В некоторых преданиях говорится, что Адам прожил 2000 лет, а Хавва умерла через 40 лет после его смерти .

В одном из хадисов говорится следующее: « Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо. » .

В оккультизме

В книге Папюса говорится о «Иеве», что означает цикл числа четыре, так же как четыре стороны небес.

В переносном значении

В антропогенезе

В терминологии антропогенеза митохондриальная Ева — это гипотетический женский индивид, митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида. Это не значит, что она была единственной «праматерью» человечества (одновременно с ней жили и вносили вклад в генофонд человечества и другие женщины) или что тогда выделился наш вид. Митохондриальная Ева всех современных людей жила примерно 140—280 тысяч лет назад.

В астрономии

В честь Евы назван астероид (164) Ева , открытый в 1876 году.

Образ Евы в кино

Примечания

  1. , Хавва.
  2. Быт.
  3. . Дата обращения: 4 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  4. Ева. Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
  5. . Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  6. Ягич И.В. Книга Константина Философа и грамматика о письменех // Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке. — СПб. : Типография ИАН , 1885—1895. — Т. 1. — С. 406.
  7. . Дата обращения: 5 октября 2012. 17 августа 2012 года.
  8. Маркелов Г. В. Книга иконных образцов в 2-х томах, 2006. Том II, № 341
  9. В скобках — данные, согласно версии Септуагинты .
  10. Талмуд , Сота 13а; Эрувин 53а
  11. Pesce А. , Jiddah: Portrait of an Arabian city. — London, UK: Falcon Press, 1974. — p. 126—130. — ix, 239 p. — ISBN 0-902675-34-6
  12. Шакирзян Ишаев. Мекка, священный город мусульман. Рассказ паломника. Гл. 1. Журнал «Среднеазиатский вестник», 1896, № 11, 12.
  13. аль-А‘раф
  14. Та Ха
  15. Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  16. Дата обращения: 20 марта 2023. 16 августа 2022 года.
  17. Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.
  18. Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.

Литература

  • Маркелов Г. В. Книга иконных образцов в 2-х томах, 2006. Том II, № 341.
  • В. М. Рошаль."Энциклопедия символов", Москва, «Сова», 2008,стр. — 610.
  • K.Siliņš. «Latviešu personvārdu vārdnīca»,Rīga, «Zinātne»,1990,lpp. — 121.

Ссылки

Источник —

Same as Ева