Александров, Юрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Исаа́кович Алекса́ндров (род. 7 февраля 1950 , Ленинград , РСФСР , СССР ) — оперный режиссёр , художественный руководитель камерного музыкального театра « Санкт-Петербург Опера ». Народный артист Российской Федерации ( 2008 ), Лауреат театральных премий « Золотая маска », « Золотой софит », Государственной премии Республики Казахстан ( 2006 ).
Юрий Александров — оперный режиссёр, работающий в России, так и за рубежом: его постановки представлены в афишах театров США, Италии, Турции, Литвы, Латвии, Белоруссии, Казахстана, в том числе на Арена ди Верона , в Метрополитен Опера , театр Ла Скала , Мариинском театре и других важнейших оперных площадках мира. Всего в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей.
Юрий Александров — один из немногих оперных режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование, что определяет специфику его постановок. В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л. Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М. Д. Слуцкой). Дипломный спектакль — « Дон Паскуале » Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР .
С 1978 года по настоящее время Юрий Александров сотрудничает с Мариинским театром . Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра: «Колокольчик» и « Дон Паскуале » Гаэтано Доницетти , «Королева мая» Кристофа Виллибальда Глюка , «История Кая и Герды» Сергея Баневича , « Дон Жуан » и « Свадьба Фигаро » Вольфганга Амадея Моцарта , « Мавра » Игоря Стравинского , « Аида », « Дон Карлос » и « Отелло » Джузеппе Верди , « Семен Котко » Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии « Золотая маска » в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга « Золотой софит » в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»), « Мазепа » Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга « Золотой софит » в номинации «Лучший оперный спектакль»), « Царская невеста » Николая Римского-Корсакова и другие.
В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр . Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр « Санктъ-Петербургъ Опера ». Основанный и бессменно руководимый Юрием Александровым, театр Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» за тридцать сезонов сформировался как единый творческий организм. В 1998 году театр получил собственную сценическую площадкув здании особняка барона фон Дервиза (Галерная, 33), что позволило расширить репертуар операми с большим оркестром («Борис Годунов», «Мадам Баттерфляй» и др.)
В репертуаре представлены классика оперы XVIII - XX веков (от Глюка до Бриттена ), сочинения современных авторов, классическая оперетта , прочие сценические произведения, ряд концертных программ. Многие оперы были поставлены в Санкт-Петербурге впервые на сцене театра « Санктъ-Петербургъ Опера », некоторые оперы были представлены впервые в России, ряд опер представлен исключительно здесь. Это «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти , « Игра о Робене и Марион » Адама де ла Аля , «Сокол» Дмитрия Бортнянского , «Белая роза» Удо Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942», « Антиформалистический раек » и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича , « Адриенна Лекуврер » Франческо Чилеа «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко , «Туда и обратно» Пауля Хиндемита , «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена , опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля, новые авторские версии опер «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса и «Октябрь ..17» Вано Мурадели . Постановка оперы удостоена высшей театральной премии Петербурга « Золотой софит » как лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2011—2012 гг., постановка оперы была отмечена премией « Золотой софит » как лучший оперный спектакль сезона 2009—2010 гг., также спектакль стал обладателем национальной театральной премии « Золотая маска » в двух номинациях — как лучший спектакль в оперном театре и лучшая работа режиссера. Постановка оперы стала лауреатом премии Петербурга « Золотой софит » в номинации «Лучший оперный спектакль» сезона 2013—2014 гг. В разные годы премий « Золотой софит » и « Золотая маска » в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа режиссера в опере» были удостоены спектакли «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса , «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко , «Игроки-1942» Дмитрия Шостаковича , , « Пиковая дама» Петра Чайковского , , « Чио-Чио-сан » Джакомо Пуччини, , .
Ряд спектаклей Юрий Александров поставил в Москве: « Хованщина » Мусоргского ( Большой театр ), « Любовный напиток » Доницетти и « Князь Игорь » Бородина (« Новая Опера» им. Евгения Колобова ).
Ряд опер Юрий Александров поставил за рубежом. В Турции: « Вертер » Массне , « Князь Игорь » Бородина , « Евгений Онегин » Чайковского , «Да здравствует мама!» Доницетти . В Италии: « Черевички » и « Евгений Онегин » Чайковского , « Дон Жуан » Моцарта . В США: « Пиковая дама » Чайковского . В Белоруссии: « Сказки Гофмана » Оффенбаха . В Латвии: « Любовный напиток » Доницетти . В Литве: « Дон Жуан » Моцарта . В Казахстане (Алма-Ата): « Турандот » Пуччини , « Лючия ди Ламмермур » Доницетти , «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева . В Сербии (Белград): « Травиата » Верди и « Паяцы » Леонкавалло . В Польше: « Борис Годунов » Мусоргского , « Евгений Онегин » Чайковского (Вроцлав) и « Похищение из сераля » Моцарта (Варшава).
Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005—2006 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: « Мазепа » Чайковского в Метрополитен Опера ( Нью-Йорк ), « Черевички » Чайковского в Ла Скала ( Милан ), « Турандот » Пуччини на Арена ди Верона .
По просьбе правительства Казахстана Юрий Александров принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как , , «Аида» Джузеппе Верди , « Чио-Чио-сан », , и др.
Спектакли Александрова идут на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани («Любовный напиток», мировая премьера оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»).
Стиль режиссуры Юрия Александрова — это авторский подход к партитурам. Спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Часть опер поставлены в собственных сценических редакциях режиссёра (так, например, в спектакле «Князь Игорь» в Новой опере увертюра следует после пролога, полностью купирован третий акт, четвёртый сильно сокращен, в финале звучит хор a capella ).
Александров экспериментирует с партитурами в духе соцреализма (оперы Юлия Мейтуса , Вано Мурадели , Мариана Коваля ), работает в стилистике национального театра (оперы Еркегали Рахмадиева , ).
Является художественным руководителем Международного фестиваля Камерной оперы (основан в 2016 году). Женат. Дочь — Александрова Елизавета Юрьевна, арфистка.