Лаборатория Резерфорда — Эплтона
- 1 year ago
- 0
- 0
Орато́рия ( лат. oratorium , итал. oratorio ) — крупное музыкальное произведение для хора , солистов и оркестра . В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания . Расцвет оратории пришелся на XVII век, во времена Баха, Генделя. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета. В саму ораторию входят хоры, речитативы, ансамбли и отдельные оркестровые эпизоды (появившиеся впервые в творчестве Генделя).
Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев . Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» ( лауды ), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку , исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада . Старейшей ораторией считается « Представление о душе и теле », написанная Эмилио де Кавалиери ( 1600 г.). Однако с равным успехом это произведение можно считать оперой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и с театральными декорациями. Первым классиком жанра стал Джакомо Кариссими , который называл свои произведения не ораториями, а «историями» (наиболее знаменита «История Иеффая», около 1650). «Истории» Кариссими основаны на библейских и евангельских сюжетах; их тексты написаны на латинском языке, но не являются точными цитатами из Священного писания. Повествование ведет Рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги.
Выдающимися композиторами в области старинной оратории были Лео и Хассе . Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория получила новый характер при Генделе ; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий . Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха , возникшие в протестантской церкви , не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической , но тем не менее многие также их называют ораториями. К авторам ораторий относятся ещё Граун , К. Ф. Э. Бах , Моцарт , Гайдн , Бетховен .
В XIX веке жанр развит Мендельсоном . В XIX веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана , не предназначенные для сцены (« Странствие Розы », «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв — автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн).
Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той эпохи была « Патетическая оратория » Георгия Свиридова .
К современным образцам жанра можно отнести « Ливерпульскую ораторию » (1991) Пола МакКартни и « Воробьиную ораторию » (1993) Сергея Курёхина, выпущенные в виде музыкальных альбомов.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|