Березовский, Борис Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Абра́мович Слу́цкий ( 7 мая 1919 , Славянск — 23 февраля 1986 , Тула ) — русский поэт , переводчик . Участник Великой Отечественной войны . Майор . Член Союза писателей СССР (1957).
Родился в Славянске в еврейской семье (в этом городе жила семья его матери). Отец, Абрам Наумович Слуцкий (уроженец Понорницы Кролевецкого уезда Черниговской губернии ), был мелким служащим ; мать, Александра Абрамовна — преподавательницей музыки. Семья отца происходила из Стародуба Черниговской губернии . У Бориса Слуцкого были младшие брат Ефим (Хаим, 1922—1995) и сестра Мария. Двоюродный брат Меир Слуцкий (Амит) в 1962—1963 годах возглавлял военную разведку Израиля , а затем до 1968 года — Моссад .
В 1922 году вместе с родителями и братом переехал в Харьков , где семья поселилась на Конной площади , дом № 10. В 1937—1941 годах учился в Московском юридическом институте (выпускные экзамены не сдавал), одновременно с 1939 года — в Литературном институте им. Горького (окончил в 1941 году, в первые дни войны). Участвовал в поэтическом семинаре И. Л. Сельвинского , где сблизился с ( М. Кульчицкий , П. Коган , С. Наровчатов , Д. Самойлов и др.). В марте 1941 года опубликовал первые стихи.
Во время Великой Отечественной войны с июня 1941 года — рядовой , затем служил секретарём и военным следователем в дивизионной прокуратуре. С осени 1942 года — инструктор, с апреля 1943 года — старший инструктор политотдела 57-й армии . Несмотря на то, что был политработником, постоянно лично ходил в разведпоиски. На фронте был тяжело ранен. В конце войны участвовал в формировании властей и новых партий в Венгрии и Австрии . Войну закончил в звании гвардии майора. Стихи во время войны писал лишь эпизодически. В 1943 году, будучи на фронте, вступил в ВКП(б) .
В августе 1946 году из-за тяжёлых головных болей (вероятно, результат незалеченной контузии ) комиссован, признан инвалидом 2-й группы. Следующие два года провёл в основном в госпиталях , перенёс две трепанации черепа . Осенью 1948 года вернулся к активным занятиям поэзией. Составлял композиции на литературные и политические темы для Радиокомитета , иногда с текстами для песен. В 1951—1952 годах Л. Озеровым и Д. Самойловым был привлечён к поэтическому переводу . После войны долго не печатался; лишь благодаря статье И. Эренбурга «О стихах Бориса Слуцкого» (« Литературная газета », 28 июля 1956 года) вышла книга стихотворений Слуцкого «Память», а он был принят в СП СССР (1957).
Одно из первых публичных выступлений Слуцкого перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организовал его друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц . Вместе с несколькими другими знаковыми поэтами 1960-х годов появился в эпизоде « Вечер в Политехническом музее » в фильме Марлена Хуциева « Застава Ильича » (читает со сцены стихи погибших на войне товарищей П. Когана и М. Кульчицкого).
В феврале 1977 года умерла жена Слуцкого, Татьяна Дашковская, много лет страдавшая от рака лимфоузлов. Для Слуцкого это стало настоящим ударом, от которого он уже не оправился. За три месяца он написал около двухсот стихотворений, в том числе обращённых к жене, — и замолчал как поэт до конца жизни .
Последние годы Слуцкий провёл в Туле у младшего брата Ефима; в течение продолжительного времени находился в психиатрической лечебнице. В публикациях своих произведений участия не принимал. Скончался 23 февраля 1986 года, похоронен на Пятницком кладбище в Москве . Спустя семь лет рядом с ним был похоронен его литературный душеприказчик , опубликовавший во время перестройки более тысячи стихотворений Слуцкого и ещё многое другое, написанное «в стол».
Выступил на собрании Союза писателей СССР 31 октября 1958 года с осуждением публикации на Западе романа Бориса Пастернака « Доктор Живаго ». Он, в частности, сказал: «Поэт обязан добиваться признания у своего народа, а не у его врагов. Поэт должен искать славы на родной земле, а не у заморского дяди. <…> Всё, что делаем мы, писатели самых различных направлений, — прямо и откровенно направлено на торжество идей коммунизма во всём мире. Лауреат Нобелевской премии этого года почти официально именуется лауреатом Нобелевской премии против коммунизма. Стыдно носить такое звание человеку, выросшему на нашей земле» (Из стенограммы). . Позднее Слуцкий неоднократно выражал сожаление об этом эпизоде, говорил, что у него тогда «сработал механизм партийной дисциплины» .
В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина .
Слуцкий отличался крайней плодовитостью, каждый день писал по стихотворению, а в лучшие годы — по три-четыре в день . Стихи эти отличаются неровностью; к числу лучших относят следующие: « » (1956) , « Лошади в океане » (1956) , « Физики и лирики » (1959) , «Хозяин» (1962) . В 2017 году в архивах были обнаружены несколько сотен неизвестных стихотворений Слуцкого , часть из которых были опубликованы в журналах «Знамя», «Новый Мир», «Дружба народов», «Аврора», « Иерусалимский журнал ».
После войны Слуцкий продолжал линию участников семинара Сельвинского на подрыв господствующей в то время гладкописи, шокируя литературный истеблишмент огрублённым видением мира, прозаическими бытовизмами, производившими впечатление сознательной депоэтизации . Рифма у него вызывающе упрощается и доходит иногда до полной тавтологичности , когда рифмуются омонимы и однокоренные слова . Для членения текста используются повторы и ассонансы , метафоры практически отсутствуют. Суровая мужественность при отсутствии патетики иногда оборачивается декларативностью, для снижения которой поэт прибегает к иронии . Ритмы, интонации, лексика максимально приближены к прозе, точнее — к разговорной речи . Иосиф Бродский приписывал Слуцкому коренной слом звучания советской поэзии :
Его стих был сгустком бюрократизмов, военного жаргона, просторечия и лозунгов. Он с равной лёгкостью использовал ассонансные, дактилические и визуальные рифмы, расшатанный ритм и народные . Ощущение трагедии в его стихотворениях часто перемещалось, помимо его воли, с конкретного и исторического на экзистенциальное — конечный источник всех трагедий. Этот поэт действительно говорит языком XX века… Его интонация — жёсткая, трагичная и бесстрастная — способ, которым выживший спокойно рассказывает, если захочет, о том, как и в чём он выжил.
Дмитрий Быков так же ставит в заслугу Слуцкому создание универсальной поэтической интонации, с помощью которой можно рассказать о любом предмете — даже «про то, как человек от голода выедает мясо с собственной ладони» («Кёльнская яма»). Высокого мнения о Слуцком были другие поэты-фронтовики. Так, Александр Межиров считал его единственным крупным поэтом современности .
Переводил Б. Брехта, М. Крлежу и др.
Выборочно: