Гессен, Сергей Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Ио́сифович Ге́ссен ( польск. Sergiusz Hessen ; 16 [28] августа 1887 , Усть-Сысольск — 2 июня 1950 , Лодзь ) — русский философ - неокантианец , педагог , правовед, публицист, соредактор журнала «Логос» .
Сын Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена от православной женщины Анны Ивановны Макаровой, дочери хозяина квартиры, в которой Гессен жил, отбывая ссылку в Усть-Сысольске . Вернувшись из ссылки, в 1889 году Иосиф Гессен сдал экзамены за полный курс юридического факультета Петербургского университета, а в 1892 году переехал в Кишинёв , где женился на внучке казённого раввина Кишинёва Анне Исааковне Штейн (урождённой Грубер) . В 1894 году ради усыновления Сергея вместе с женой принял православие. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Гессен (только cтав взрослым, узнал, что Анна Исааковна — его мачеха) .
Окончил юридический факультет Петербургского университета. Затем совершенствовал философское образование в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрайбурга , где занимался под руководством Г. Риккерта , В. Виндельбанда , Э. Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности».
Гессен входил в круг молодых русских и немецких философов вместе с Ф. Степуном , Б. Яковенко , Р. Кронером , и др., где возникла идея создания международного философского журнала « Логос » (1910—1914). В его подготовке и издании Гессен принимал активное участие .
В 1913—1917 годах С. И. Гессен работал приват-доцентом Петербургского университета. С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета , в 1921 году вернулся в Петроград.
В 1922 году эмигрировал в Прагу. В 1923 году он стал одним из инициаторов издания журнала «Русская школа за рубежом», выходившего до 1931 года и ставшего едва ли не единственным регулярным педагогическим изданием на русском языке за рубежом в своё время. Издательскую деятельность С. И. Гессен дополнил организаторской: при его участии проходили педагогические съезды русской эмиграции 1920-х годов .
В 1923 году был избран профессором Русского научного института в Берлине, там он читал курс логики и основ педагогики. Осенью 1923 года в Берлине на русском языке была издана книга «Основы педагогики» — фундаментальный труд жизни Гессена .
С 1924 года Гессен — профессор в Праге. В 1934 году переехал в Польшу, с 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи .
Скончался в Лодзи 2 июля 1950 года.
После смерти, в 1950—1990-е годы в странах Европы возрос интерес к наследию Гессена; в городе Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Гессена.
Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом , позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость — абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм.
Эмпирический субъект — это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли — волезрение.
На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода — это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.
Этот фундаментальный труд С. И. Гессена называют одним из лучших в столетии. Подготовку книги Гессен начал до революции в Петрограде и продолжил в первые послереволюционные годы в Томске. В ней автор осмыслил и критически проанализировал опыт мировой педагогики и традиции , сравнил важнейшие направления педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновал перспективные идеи образования и воспитания молодого поколения .
Разбирая в книге вопрос о свободном воспитании, С. И. Гессен подчёркивает, что свобода и достоинство ребенка — ценность № 1, однако реализовать этот принцип непросто.
Теорию Руссо о свободном воспитании он расценивает как манипулятивную и пустую, подход Толстого считает слабым. Гессен подробно излагает концепции дошкольного воспитания XIX века, в которых немецкий учёный Фридрих Вильгельм Август Фрёбель противостоял итальянскому врачу и физиологу Марии Монтессори . Отмечая положительные аспекты практики Монтессори (воспитание трудовых навыков у ребенка, самостоятельности, индивидуальных способностей), он критиковал её за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как Фрёбель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому» .
Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке всё, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фрёбель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка» .
Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждает учёный .
Оформленная и изданная автором в эмиграции, книга стала основой организации системы образования Русского зарубежья. Профессор Богословского Православного института в Париже В. В. Зеньковский назвал этот труд в 1950 году «выдающейся книгой» .