Крайтон-Стюарт, Джон, 8-й маркиз Бьют
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Стю́арт Милль ( англ. John Stuart Mill ; 20 мая 1806 года , Лондон — 8 мая 1873 года , Авиньон , Франция ) — британский философ , социолог , экономист и политический деятель .
Внёс значительный вклад в обществознание , политологию и политическую экономию . Внёс основополагающий вклад в философию либерализма . Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю . Являлся сторонником этического учения утилитаризма . Назван «самым влиятельным англоязычным философом XIX века» .
В течение ряда лет являлся членом Британского парламента . Был членом Либеральной партии, а также был вторым членом парламента, который в 1832 году призывал дать избирательные права для женщин .
Отец, Джеймс Милль — шотландский экономист, друг Давида Рикардо . Мать — Харриет Барроуз. Джон Стюарт был первым из шести детей.
С ранних лет проявил интеллектуальную одарённость, развитию которой его отец всячески способствовал. С ним также занимались такие видные мыслители, как Иеремия Бентам и . Его отец, будучи последователем Бентама и приверженцем ассоциативности, хотел, чтобы его сын продолжал развивать утилитаризм после того, как он и Бентам умрут .
Джон начал учить классический греческий язык с трёх лет , в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, к десяти годам прочёл шесть диалогов Платона , а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, химии, логики и политической экономии. К четырнадцати годам его образование сочли законченным — сам Милль обозначил достигнутые им познания как «фору в четверть века перед современниками».
С другой стороны, у него не было детских развлечений или друзей-ровесников, и он рос физически слабым мальчиком. В подростковом возрасте испытал сильный душевный кризис, который едва не привёл его к самоубийству . Большое значение в его жизни имела поездка в южную Францию в 1820 году. Там он познакомился с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и развил сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни.
Около 1822 года Милль с несколькими другими молодыми людьми (Остином, Туком и др.), горячими последователями Бентама, образовал кружок, названный «обществом утилитаристов» . При этом был впервые введён в употребление термин « утилитаризм », получивший впоследствии широкое распространение. В основанном бентамистами органе «Westminster Review» Милль поместил ряд статей, преимущественно экономического содержания.
К этому же времени относится перелом в жизни Милля, который он ярко описал в своей «Автобиографии». В результате Милль освободился от влияния Бентама, потерял прежнюю уверенность во всемогуществе рассудочного элемента в частной и общественной жизни, стал более ценить элемент чувства, но определённого нового миросозерцания не выработал. Знакомство с учением Сен-Симона и его последователей-сенсимонистов поколебало его прежнюю уверенность в благотворности общественного строя, основанного на частной собственности и неограниченной конкуренции.
Как нонконформист, который отказался подписаться под 39 статьями Церкви Англии , Милль не имел права учиться в Оксфордском или Кембриджском университете . Вместо этого он последовал за своим отцом, чтобы состоять на службе в Ост-Индской компании (1823—1858 годы) . Сначала он работал клерком, потом важным чиновником. В книге «О свободе», « » и других работах Милль защищал британский империализм, утверждая, что существует фундаментальное различие между «цивилизованными и варварскими народами» . Милль считал, что такие страны, как Индия и Китай, когда-то были прогрессивными, но теперь они стали застойными и варварскими, что легитимизировало британское правление как доброжелательный деспотизм, «при условии, что целью будет улучшение [варваров]» . Когда Британия предложила установить прямой контроль над колониями в Индии, ему было поручено защищать правила компании, сочинив среди других петиций Меморандум об улучшениях в управлении Индией за последние тридцать лет . Ему было предложено занять место в Совете Индии, созданном для консультирования нового Госсекретаря по Индии, но он отказался, сославшись на своё несогласие с новой системой правления .
Поступил в Университетский колледж в Лондоне, чтобы прослушать лекции первого профессора юриспруденции Джона Остина . В 1856 году он был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук .
В течение нескольких лет самостоятельно издавал радикальный журнал «London and Westminster Review». С 1841 года состоял в переписке с Огюстом Контом , философские и социологические взгляды которого оказали на него сильное влияние.
В жизни Милля огромную роль играла любовь к миссис Гарриет Тейлор , знакомство с которой в 1830 году, по его словам, было «величайшим счастьем его жизни». Он получил возможность жениться на ней только в 1851 году, но уже через 7 лет после выхода замуж за Милля она умерла. В посвящении к своей книге «О свободе» Милль говорит, что жена была вдохновительницей и отчасти автором всего лучшего, что было в его сочинениях; но эта оценка роли миссис Тейлор в литературной деятельности Милля сильно преувеличена. В самом крупном его труде, «Системе логики», миссис Тейлор не принимала никакого участия; несомненно, однако, что она повлияла на многие главы его «Политической экономии» и что ей до известной степени следует приписать социалистическую окраску этой книги. Единственное сочинение Милля, принадлежащее его жене столько же, сколько и ему самому, это книга «О подчинённости женщин».
В качестве политического деятеля выступал с 1865 года как депутат Вестминстерского округа в палате общин от Либеральной партии . В палате настаивал в особенности на необходимости энергичных мер помощи ирландским фермерам; выступал за предоставление женщинам избирательных прав. В апреле 1868 года Милль выступал в Общей палате за сохранение смертной казни за такие преступления, как убийство при отягчающих обстоятельствах; он назвал её отмену «женоподобием в общем сознании страны» . В 1868 году потерпел поражение при новых выборах, вызванное, по его мнению, публичным заявлением его сочувствия известному атеисту Чарльзу Брэдло .
Он был крёстным отцом философа Бертрана Рассела . В своих взглядах на религию Милль был агностиком и скептиком .
Милль умер в 1873 году от рожи в Авиньоне (Франция), где его тело было похоронено рядом с телом его жены. После смерти Милля были напечатаны «Chapters on Socialism» («Fortnightly Review», 1872) и его «Автобиография» (1873).
Перу Милля принадлежат философские сочинения « пять логических методов индукции .
» (1859), « » (1861), « » (1843). Последняя из них, «Система логики силлогистической и индуктивной», является его важнейшим философским сочинением, в котором он сформулировалМилль известен своими экономическими произведениями. В изданной в 1844 году книге «
» содержится всё оригинальное, созданное Миллем в области политической экономии . Книга « » опубликована в 1848 г. Известная цитата из неё гласит:К счастью, в законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной.
В предисловии к книге Милль пишет, что его задача заключается в том, чтобы написать обновленный вариант « Богатства народов » (работа А. Смита) с учётом возросшего уровня экономических знаний и самых передовых идей современности. Основные разделы книги посвящены производству, распределению, обмену, прогрессу капитализма и роли государства в экономике. Благодаря синтезу теории Рикардо со многими из её модификаций, представленными критиками Рикардо, она стала основным экономическим учебником англоязычного мира до выхода в 1890 г. «Принципов экономической науки» А. Маршалла . При жизни автора выдержала семь изданий, была переведена на многие языки. На русский язык была частично переведена Н. Г. Чернышевским , 1 том был опубликован в журнале « Современник » с его комментариями в 1860 году, полный перевод отдельным изданием вышел в 1865 году.
Написал также множество журнальных статей, посвящённых самым разнообразным вопросам философии, политики, экономии и литературы.
В 1867 году в журнале А. Хованского « Филологические записки » был опубликован перевод статьи Милля «Значение искусства в общей системе воспитания».
Был ревностным защитником свободы слова и противником цензуры. Проявил себя как теоретик демократии — причём не только политической, но и экономической. Критиковал пороки буржуазного строя (имущественное неравенство, культ денег, низкий жизненный уровень рабочего класса), преодоление которого видел в социальном реформизме, надеясь, что капиталистические компании сменят рабочие кооперативы («рабочие ассоциации»), социально-экономические функции государства будут реформированы в направлении защиты интересов общества в целом и его наименее защищённых слоёв, в том числе для просвещения масс трудящегося населения, а профсоюзы получат широкие политические и социальные права, включая право на забастовку. Будучи непримиримым противником рабовладения, в 1850 году отправил анонимный памфлет (появившийся под названием «К негритянскому вопросу») в ответ на анонимное же письмо Томаса Карлейля , защищавшего институт рабства. Считал, что на протяжении истории «все лица женского» и «подавляющее большинство мужского пола» были рабами, поэтому последовательно выступал за женскую эмансипацию, в особенности в книге «Подчинение женщин» (или «Подчиненность женщины», англ. «The subjection of women», 1861, издана в 1869 году). Стал первым парламентарием, поднявшим вопрос о женском избирательном праве.
В 1869 году в России появился перевод работы «Подчинение женщины», что стало новым стимулом для возобновления кампании за женское высшее образование .