Interested Article - Китеж

Иван Билибин , эскиз декорации к опере « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии », 1929

Ки́теж (другой вариант написания в оригинале: Китежь ; также Ки́теж-град , град Ки́теж , град сокровенный Китеж Большой Китеж , Кидиш ) — мифический русский город, согласно преданию ( китежская легенда ), погрузившийся в озеро Светлояр (ныне в Нижегородской области ) и таким образом спасшийся от разорения монголо-татарами . Легенда о Китеже сохранилась в литературной обработке старообрядцев , в произведении « Книга глаголемая летописец », которая в окончательном виде сложилась во второй половине XVIII века (согласно БРЭ — в 1780—1790-е годы ) в среде одного из толков старообрядцев- беспоповцев бегунов .

Название города, предположительно, происходит от села Кидекша , расположенного вблизи Суздаля . Китежская легенда соединила предания о стихийных бедствиях, иноземных нашествиях и христианские мотивы . Легенда близка к фольклорным сюжетам о провалищах . Приводимые в сказании исторические даты не соответствуют действительности .

Книга глаголемая летописец

Произведение «Книга глаголемая летописец» состоит из двух частей, которые являются обособленными и самостоятельными и восходят к XVII веку . При составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже конца XVII века, предположительно, было использовано костромское Житие Юрия (Георгия) Всеволодовича , который является главным героем произведения, пострадавшим «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви» .

Первая часть повествует о князе Юрии (Георгии) Всеволодовиче («Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»), его убиении Батыем и разорении Китежа. В первой части отражены предания, которые восходят ко временам Батыева нашествия .

В основу сказания легли действительные события. Великий князь владимирский и суздальский Юрий Всеволодович сражался с войском Батыя и погиб в неравном бою на реке Сити . Связь Малого Китежа (Городца) с именем Юрия Всеволодовича имеет историческую основу: с 1216 по 1219 год, до занятия им Владимирского стола, князь отъезжал в Городец на удел. В 1237 году армия Батыя подступила ко Владимиру, и Юрий Всеволодович ушёл в Ярославскую землю, в пределах которой были расположены оба города — Большой и Малый Китежи. В пределах Ярославской земли произошла проигранная русскими битва .

Произведение придаёт Юрию Всеволодовичу вымышленную родословную: утверждается, что он происходит от святого князя Владимира и является сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому . Эта вымышленная генеалогия усиливает мотив святости, представляющий собой ведущий мотив легенды .

Вторая часть произведения носит название « Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже ». Этот текст не имеет исторического фона и принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, которые трактуют о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа находится между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем , понимаемым как легендарный счастливый край, легенды о котором были популярны среди русских крестьян в XVIII века .

В искусстве

Константин Горбатов , Невидимый град Китеж , 1913

В печати легенда впервые была изложена С. П. Мелединым в 1843 году в журнале « Москвитянин » (№ 12) .

В своём творчестве к легенде обращались поэты ( Аполлон Майков , Николай Клюев , Максимилиан Волошин , Сергей Городецкий ), прозаики ( Павел Мельников-Печерский В лесах , 1874, Максим Горький , Дмитрий Мережковский , Михаил Пришвин , Константин Федин ), художники ( Виктор Васнецов , Николай Рерих , Константин Коровин , Михаил Нестеров , Илья Глазунов , Николай Ромадин ); композиторы Сергей Василенко , Николай Римский-Корсаков , который в опере « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » (1904) соединил китежскую легенду с мотивами « Повести о Петре и Февронии » Ермолая-Еразма .

Музыка

Классическая

Современная

Изобразительное искусство
  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).
Художественная литература
  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких « Сказка о тройке » (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести « Понедельник начинается в субботу » упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета .
  • Писатель Борис Акунин написал повесть «Дорога в Китеж».
  • Писатель Михаил Зуев-Ордынец создал аллегорию на мифический град Китеж в своём фантастическом романе «Сказание о граде Ново-Китеже» (1930, испр. 1967).
Кинематограф
  • В 1971 году Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм « Сеча при Керженце » по мотивам оперы Римского-Корсакова.
  • В фильме « Чародеи » (1982) действие проходит в Китежграде.
  • В творческом объединении «Экран» снят фильм «Сказ о великом и невидимом граде Китеже» (1992), режиссёр Виктор Кукушкин.
  • Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога « Колокола из глубины » (1993).
Компьютерные игры
  • Часть событий игры Rise of the Tomb Raider происходит в городе Китеж (разработчики переместили Китеж в восточную Сибирь).

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 185.
  4. , с. 48.
  5. , с. 88—97.
  6. . Genius . Дата обращения: 2 сентября 2023.

Литература

издания источников
  • Легенда о граде Китеже // / Составление и общая редакция Л. А. Дмитриева , Д. С. Лихачёва . — М. : Художественная литература, 1981. — С. 215—217.
  • Град Китеж / Сост. В. Н. Морохин . — 2-е изд. — Горький, 1985.
  • / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. — СПб. : Наука , 1997. — Т. 5: XIII век. — 527 с. (по списку РНБ , Q.I.1385 произведения «Книга глаголемая летописец»).
энциклопедии
исследования
  • Комарович В. Л. Китежская легенда: опыт изучения местных легенд. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. (в приложении даны летописные предания о Китеже; содержит издание списка РНБ , Q.I.1385 произведения «Книга глаголемая летописец»).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53—66.
  • Кувшинская Ю. М. , Смирнова А. А., Брюхачева П. А. // Живая старина / главный редактор О. В. Белова . — 2021. — № 2 (110) . — С. 48—52 . — ISSN .
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Вып. 2. — Архангельск, 2004. — С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. 25 февраля 2009 года. // Москвитянин . 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
    • Галай Ю. Г. 25 февраля 2009 года. // Град Китеж, озеро Светлояр в русской культуре: Сборник докладов. — Нижний Новгород, 1995.
  • Путь к граду Китежу: Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах / Подгот. текстов и исслед.: А. В. Сиренов . — СПб., 2003.
  • Савушкина Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор. — Л. , 1972. — Т. 13: Русская народная проза / отв. ред. С. Н. Азбелев . — С. 58–76 .
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
искусство
  • Азадовский К. М. «Меня назвал „китежанкой“» Анна Ахматова и Николай Клюев // Литературное обозрение. 1989. № 5.
  • Пащенко М. «Китеж», или Русский «Парсифаль»: генезис символа // Вопросы литературы . 2008. № 2.
  • Пащенко М. // Вопросы литературы . 2011. № 2.
  • Рубинчик О. Е. «Там за островом, там за садом…» Тема Китежа у Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. — Вып. 3. — Симферополь: Крымский Архив, 2005. — С. 46-66.
  • . Архивировано из 16 октября 2007 года. // 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / [Ред.-сост. М. Друскин]. — Л.: Музыка, 1970. (Краткое содержание (синопсис) оперы Римского-Корсакова.)
  • Смольников С. Н. . Архивировано из 6 января 2009 года. // Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999.
  • Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992. (О С. А. Клычкове ).
  • Шешунова С. В. . 5 марта 2016 года.

Ссылки

  • 27 декабря 2005 года.
Источник —

Same as Китеж