Interested Article - Цвейг, Стефан

Сте́фан Цвейг ( нем. Stefan Zweig Штефан Цвайг ; 28 ноября 1881 22 февраля 1942 ) — австрийский писатель , драматург и журналист . Автор многих новелл, пьес, стихов и беллетризованных биографий.

Был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн , Франс Мазерель , Огюст Роден , Томас Манн , 3игмунд Фрейд , Джеймс Джойс , Герман Гессе , Герберт Уэллс , Поль Валери , Максим Горький , Рихард Штраус , Бертольт Брехт .

Биография

Стефан Цвейг (стоит) с братом Альфредом. Ок. 1900 г.
Стефан Цвейг в молодости (примерно 1900 год)

Стефан родился в Вене в богатой еврейской семье. Отец, Мориц Цвейг (1845—1926), владел текстильной фабрикой. Мать, Ида Бреттауэр (1854—1938), происходила из семьи еврейских банкиров . О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчёркивая, что в начале его жизни всё было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков. Окончив в 1900 году гимназию, Цвейг поступил в Венский университет , где изучал философию и в 1904 году получил докторскую степень.

Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов («Серебряные струны» ( нем. Silberne Saiten , 1901). Стихи написаны под влиянием Гофмансталя , а также Рильке , которому Цвейг отправил свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926 году.

Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай , США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917—1918), а после войны поселился близ Зальцбурга .

В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал очерк о Ромене Роллане , назвав его «совестью Европы ». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому , Томасу Манну , Марселю Прусту и Йозефу Роту .

В 1920 году Цвейг женился на Фридерике Марии фон Винтерниц (Friderike Maria von Winternitz), урождённой Бергер, у которой уже были две дочери от первого брака. К середине 1930-х гг. их отношения ухудшились, и вскоре Цвейг завёл роман с секретаршей Шарлоттой Альтманн. В 1938 году Цвейг формально развёлся с женой, что позволило ему в 1939 г. жениться на Шарлотте.

В 1934 году, после прихода Гитлера к власти в Германии и установления режима Дольфуса в Австрии, Цвейг покинул Австрию и уехал в Лондон. В 1940 году Цвейг с женой переехали в Нью-Йорк, а 22 августа 1940 — в Петрополис , пригород Рио-де-Жанейро . Испытывая жестокое разочарование и депрессию, 22 февраля 1942 года Цвейг и его жена приняли смертельную дозу веронала и были найдены в своём доме мёртвыми, держащимися за руки.

Дом Цвейга в Бразилии позднее был превращён в музей и известен теперь как Casa Stefan Zweig. В 1981 году, к 100-летию писателя, выпущена почтовая марка Австрии.

Новеллистика Стефана Цвейга. Романы и жизнеописания

Новеллы Цвейга — « Амок » (Der Amokläufer, 1922), « Смятение чувств » (Verwirrung der Gefühle, 1927), « Мендель-букинист » (1929), « Шахматная новелла » (Schachnovelle, оконч. в 1941), а также цикл исторических новелл « » (Sternstunden der Menschheit, 1927) — сделали имя автора популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устаёт убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.

Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Всё, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.

Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это « Нетерпение сердца » (Ungeduld des Herzens, 1938) и « Угар преображения » (Rausch der Verwandlung) — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки в 1982 г. спустя сорок лет после смерти автора (в русск. пер. « Кристина Хофленер », 1985).

Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана , Марии Стюарт , Эразма Роттердамского , Жозефа Фуше , Бальзака (1940).

В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку.

«Мария Стюарт» (1935), «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934)

Драматическая личность и судьба Марии Стюарт , королевы Шотландии и Франции , всегда будет волновать воображение потомков. Автор обозначил жанр книги « » (Maria Stuart, 1935) как романизированная биография. Шотландская и английская королевы никогда не видели друг друга. Так пожелала Елизавета. Но между ними на протяжении четверти века шла интенсивная переписка, внешне корректная, но полная скрытых уколов и колких оскорблений. Письма и положены в основу книги. Цвейг воспользовался также свидетельствами друзей и недругов обеих королев, чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим.

Завершив жизнеописание обезглавленной королевы, Цвейг предается итоговым размышлениям: «У морали и политики свои различные пути. События оцениваются по-разному, смотря по тому, судим мы о них с точки зрения человечности или с точки зрения политических преимуществ». Для писателя в начале 30-х гг. конфликт морали и политики носит уже не умозрительный, а вполне ощутимый характер, касающийся его самого лично.

Герой книги « » (Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam, 1934) особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира. Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости. Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени.

Эразм порицал фанатиков и схоластов, мздоимцев и невежд. Но особенно ненавистны ему были те, кто разжигал рознь между людьми. Однако вследствие чудовищного религиозного раздора Германия, а вслед за ней и вся Европа были обагрены кровью.

По концепции Цвейга, трагедия Эразма в том, что он не сумел предотвратить эти побоища. Цвейг долгое время верил, что Первая мировая война — трагическое недоразумение, что она останется последней войной в мире. Он полагал, что вместе с Роменом Ролланом и Анри Барбюсом , вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище. Но в те дни, когда он трудился над книгой об Эразме, нацисты произвели у него в доме обыск. Это был первый сигнал тревоги.

Последние годы. «Вчерашний мир»

Дом Стефана Цвейга в Петрополисе

Цвейг тяжело переживал надвигавшуюся европейскую катастрофу. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга « Вчерашний мир »: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы — годы скитаний. Он бежал из Зальцбурга , избрав временным местом жительства Лондон (1935). Но и в Англии он не чувствовал себя защищенным. Он отправился в Латинскую Америку (1940), затем переехал в США (1941), но вскоре решил поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис .

22 февраля 1942 года Цвейг покончил жизнь самоубийством вместе с женой, приняв большую дозу снотворного.

Эрих Мария Ремарк так написал об этом трагическом эпизоде в романе « Тени в раю »: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей» .

Стефан Цвейг и СССР

Цвейг полюбил русскую литературу ещё в гимназические годы, а затем внимательно читал русских классиков в период учёбы в Венском и Берлинском университетах [ источник не указан 3115 дней ] . Когда в конце 1920-х гг. в Советском Союзе стало выходить собрание сочинений Цвейга, он, по его собственному признанию, был счастлив [ источник не указан 3115 дней ] . Предисловие к этому двенадцатитомному изданию произведений Цвейга написал Максим Горький : «Стефан Цвейг — редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника». Особенно высоко он оценил новеллистическое мастерство Цвейга, его удивительное умение откровенно и вместе с тем максимально тактично рассказать о самых интимных переживаниях человека [ источник не указан 3115 дней ] .

В 1928 году Цвейг приехал в Советский Союз на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого . Встречался с Константином Фединым и др.

Позднее его отношение к Советскому Союзу стало критическим. 28 сентября 1936 года он писал Ромену Роллану: «… в Вашей России Зиновьев, Каменев, ветераны Революции, первые соратники Ленина расстреляны как бешеные собаки… Вечно та же техника, как у Гитлера, как у Робеспьера: идейные разногласия именуют „заговором“». Это привело к охлаждению между Цвейгом и Ролланом .

Цвейг долгие годы был наиболее популярным и издаваемым австрийским писателем в СССР [ источник не указан 3115 дней ] .

Наследие

В 2006 была создана частная благотворительная организация « », ставящая своей конечной целью создание музея Стефана Цвейга в Петрополисе — в доме, где он и его жена жили последние месяцы и ушли из жизни.

Избранная библиография

Стихотворные сборники

  • «Серебряные струны» (1901)
  • «Ранние венки» (1906)

Драмы, трагедии

  • «Дом у моря» (трагедия, 1912)
  • «Иеремия» ( Jeremias , 1918, драматическая хроника)

Циклы

  • «Первые переживания: четыре новеллы из страны детства» («В сумерках», «Гувернантка», «Жгучая тайна», «Летняя новелла») ( Erstes Erlebnis.Vier Geschichten aus Kinderland, 1911)
  • «Три мастера: Диккенс, Бальзак, Достоевский» ( Drei Meister: Dickens, Balzac, Dostoyevsky , 1919)
  • «Борьба с безумием: Гёльдерлин, Клейст, Ницше» ( Der Kampf mit dem Dämon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche , 1925)
  • «Звёздные часы человечества» (в первом русском переводе — «Роковые мгновения») (цикл новелл, включает очерк Марсельеза, 1927)
  • «Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой» ( Drei Dichter ihres Lebens , 1928)
  • «Психика и врачевание: Месмер, Бекер-Эдди, Фрейд» (1931)

Новеллы

Легенды

  • «Легенда о сёстрах-близнецах»
  • «Лионская легенда»
  • «Легенда о третьем голубе»
  • «Глаза извечного брата» (1922)

Романы

Беллетризированные биографии, жизнеописания

  • «Франс Мазерель» ( Frans Masereel , 1923; совместно с Артуром Холичером )
  • «Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера» ( Marie Antoinette , 1932)
  • «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934)
  • «Мария Стюарт» ( Maria Stuart , 1935)
  • « Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина » (1936)
  • «Подвиг Магеллана» («Магеллан. Человек и его деяние», 1938)
  • «Бальзак» ( Balzac , 1946, 1963 (серия «ЖЗЛ») опубликована посмертно)
  • «Америго. Повесть об одной исторической ошибке»
  • «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля»

Автобиография

Статьи, эссе

  • «Огонь»
  • «Диккенс»
  • «Данте»
  • «Речь к шестидесятилетию Ромена Роллана»
  • «Речь к шестидесятилетию Максима Горького»
  • «Смысл и красота рукописей (Речь на книжной выставке в Лондоне)»
  • «Книга как врата в мир»
  • «Ницше»

Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 10 томах. М.: Терра, 1992—1993. Переиздание — 1996.
  • Собрание сочинений в 9 томах. М.: Библиосфера, 1996—1997.
  • Собрание сочинений в 6 томах. Тула: АО Гриф., Левша. 1994.
  • Собрание сочинений в 4 томах. М.: Художественная литература, 1982—1984.
  • Собрание сочинений в 7 томах. М.: Правда, 1963
  • Собрание сочинений. Т. 1-12. Л.: Время, 1927—1932
  • Избранные произведения в 2-х томах. М.: Гослитиздат , 1956, 1957
  • Избранные сочинения в 3-х томах. М.: Вече, 2001
  • Цвейг Ст. Бальзак (ЖЗЛ)

Экранизации

Примечания

  1. Stefan Zweig // (англ.)
  2. Stefan Zweig // (англ.) — 2000.
  3. (англ.) — 1990.
  4. Цвейг Стефан: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Цвейг Стефан // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
  6. Lohrmann K. Jüdisches Wien. Kultur-Karte. — Berlin: Jüdische Presse, 2003. — ISBN 9783935097024 .
  7. Rogovin V. Z. . — Mehring Books Inc, 1998. — P. 42.
  8. . Дата обращения: 15 сентября 2014. 16 октября 2014 года.

Литература

  • Фёдор Константинов . Стефан Цвейг. — М.: Молодая гвардия, 2022. — ( ЖЗЛ )

В работе над статьёй использованы материалы книги «Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь» (Москва, «Просвещение» («Учебная литература»), 1997)

Ссылки

  • Цвейг С. . — 1917.
  • Цвейг С. / Приведено по: Врачевание и психика. Три очерка. / Перевод В. А. Зоргенфрея . — М. : Политиздат. 1992.
  • Цвейг С. . Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Лев Толстой : Монтень; Смятение чувств : [Пер. с нем.] . — М. . издательство АСТ (1999). 17 ноября 2007 года.
Источник —

Same as Цвейг, Стефан