Interested Article - Флоренский, Павел Александрович

Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский ( 9 ( 21 ) января 1882 , Евлах , Елизаветпольская губерния 8 декабря 1937 ) — священник Русской православной церкви , богослов , религиозный философ , поэт , учёный, инженер.

Биография

Семья и ранние годы

Родился 9 ( 21 ) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии . Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850 — 22.1.1908) — русский , происходил из духовного звания; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги . Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян; 25.3.1859—1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян . Бабушка была из рода Паатовых (Пааташвили) в городе Сигнахи . Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елизаветпольской губернии. Был старшим из семерых детей. После него родились Юлия (1884—1947) — врач (психиатр-логопед), Елизавета (1886—1967) — в замужестве Кониева (Кониашвили), Александр (1888—1938) — геолог, археолог и этнограф, Ольга (1892—1914) — художница-миниатюристка, Раиса (1894—1932) — художница, участница объединения «Маковец» , и Андрей (1899—1961) — конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии.

В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета . В университете познакомился с Андреем Белым , а через него с Валерием Брюсовым , Константином Бальмонтом , Дмитрием Мережковским , Зинаидой Гиппиус , Александром Блоком . Печатался в журналах « Новый путь » и « Весы ». В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина) . Университет окончил в 1904 году с дипломом 1-й степени. Своё пребывание в университете Флоренский подытожил так: «Университет дал очень много мне и в смысле научном и, пожалуй, в нравственном, потому я там встретил некоторых лиц, с которыми схожусь в некоторых убеждениях, по крайней мере в положительном отношении к Церкви» (из письма матери от 3.3.1904) .

Духовный выбор

По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году поступил в Московскую духовную академию ), где у него возник замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которое он завершил к концу обучения в 1908 году; был удостоен за эту работу Макариевской премии ). По окончании академии в 1908 году кандидатом богословия читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии.

В 1911 году принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине». Был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по кафедре истории философии. Одновременно до 1917 года был редактором академического журнала « Богословский вестник ».

В 1912—1921 годах служил в церкви убежища сестёр милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, после её закрытия находился за штатом.

Антисемитская позиция в связи с «делом Бейлиса»

Флоренский был заинтересован « делом Бейлиса » — фальсифицированным обвинением еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он публиковал анонимные статьи, будучи убеждённым в истинности обвинения и действительности употребления евреями крови христианских младенцев . Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма . По его мнению, «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений . «В то время как духовная элита России, либеральная общественность, а также православные христиане возмущенно и с отвращением реагировали на процесс, проводимый антисемитами на основе фальсификаций (он опирался на тёмную ложь, провоцировал насилие и был позором России), — причем никто из православных богословов не был готов защищать перед судом тезис относительно ритуальных убийств, — Флоренский, мобилизовав всю свою учёность, искал „аргументы“, подтверждающие обвинение в кровопролитии, — отмечал немецкий критик . — Флоренский откровенно сознавался, что вина или невиновность подсудимого Бейлиса его нисколько не интересует, тем более что „прохвосты со всего мира“ пытаются запутать ситуацию; гораздо важнее то, что к еврейству в целом пристало „общее подозрение в ритуальных убийствах как одном из проявлений мистического влечения к крови“, и таковым оно остается „вопреки крикам всей еврейской прессы“» .

Революционные годы

События революции 1917 года воспринял как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствовал, но философски и политически всё более склонялся к теократическому монархизму . Сблизился с Василием Розановым и стал его духовником , требуя отречения от всех еретических трудов.

В 1918—1920-х годах участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры , являясь её учёным секретарём; составил опись икон и древних панагий. Пытался убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мёртвый музей». Идея создания «живого…музея» была сформулирована Флоренским в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». На Флоренского поступали доносы, в которых его обвиняли в создании монархического кружка.

Павел Флоренский и Сергей Булгаков . Михаил Нестеров . Масло. 1917

С 1916 по 1925 год Павел Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работал над воспоминаниями. В 1919 году он написал статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой; в числе прочих факторов, прежде всего, указывал на закономерность периодического возврата к применению художником обратной перспективы и отказа от неё сообразно духу времени, историческим обстоятельствам и его мировоззрению и «жизнечувствию» .

Преподавательская деятельность и инженерные работы

В 1921 году по рекомендации Владимира Фаворского Флоренский был приглашён на должность профессора во ВХУТЕМАС , где преподавал до 1927 года. С 1919 года работал в области техники; сначала на заводе «Карболит» в Орехово-Зуеве; затем — в системе Главэнерго в отделе материаловедения, принимая участие в ГОЭЛРО — занимался вопросами электрических полей и диэлектриков : подготовил монографию «Диэлектрики и их техническое применение. Ч. 1: Общие свойства диэлектриков» ( М. , 1924); в журнале «Электричество» опубликовал статьи «Экспериментальное исследование электрических полей» (1923. — № 7) и «О формулировке законов электромагнетизма» (1923. — № 11). Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.

В 1922 году он издал за свой счёт книгу « Мнимости в геометрии », в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли, и опровергнуть гелиоцентрические представления об устройстве Солнечной системы , утвердившиеся в науке со времён Коперника . В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землёй и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна .

В 1927 году Флоренский стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей .

Последние годы. Арест и расстрел

Летом 1928 года был выслан в Нижний Новгород , где работал в Нижегородской радиолаборатории. В том же году по хлопотам Екатерины Пешковой его вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу , однако Флоренский решил остаться в СССР. В начале 1930-х годов в отношении Флоренского в советской прессе публикуются статьи критического характера.

Фотография из следственного дела П. А. Флоренского

26 февраля 1933 года последовал арест и через пять месяцев, 26 июля , — осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь « Свободный », куда прибыл 1 декабря 1933 года . Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа .

Находясь в заключении, Флоренский по предложению следствия написал записку « Предполагаемое государственное устройство в будущем » . Наилучшим государственным устройством он полагал диктатуру : «Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания не могут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого [склада]. Это лицо, на основании интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество» . Известные диктаторы того времени, такие как Гитлер и Муссолини , по мнению Флоренского, появляются как "суррогат такого лица... подлинного творчества в этих лицах все же нет" . Авторство Флоренского большинство исследователей ( Цыпин В. А. , Великанов П. И. , Андрюшков А. А. и др.) ставят под сомнение , обращая внимание на "своеобразие вынужденного, заказного происхождения" документа . Магистр истории, священник Дмитрий Гусев считает авторство Флоренского ("понимаемое как сознательное, позиционное") бесспорным, однако уточняет, что "игнорировать наличие "другого" автора, стоящего за текстом, нельзя" .

10 февраля 1934 года Флоренский был направлен в Сковородино (Рухлово) на . Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

Соловки

17 августа 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 года отправлен со спецконвоем на Соловки , в одно из лагерных отделений БелБалтЛага .

15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал 4 научных разработки .

25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян .

Возможно, похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом (« Левашовская пустошь »). А. Я. Разумов приводит другое вероятное место — до сих пор не обнаруженный расстрельный могильник Лодейнопольского лагеря .

Сообщённая родственникам официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года — вымышлена.

Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.)

«Столп и утверждение истины»

Эта магистерская диссертация доцента Московской Духовной Академии Павла Флоренского — теодицея ( фр. théodicée от греч. θεό ς и δίκη — Бог и справедливость) , что предполагает выражение концепции, подразумевающей лейтмотивом — снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром. Название взято из Первого послания к Тимофею ( ). Работа эта, своеобразный пример обновления по всем особенностям стиля изложения, представлена и нетрадиционной для богословского жанра эстетикой .

Первые публикации книги были осуществлены в 1908 и в 1912 годах; а впоследствии — защищённая диссертация в 1914 году была издана в дополненном виде (издательство «Путь»; в основном дополнения касаются существенно расширенных комментариев и приложений). Труд одобрен церковно-учебной администрацией. С того момента как произведение увидело свет, оно сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику — восторженное признание и в достаточной мере жёсткую критику .

Общий эпиграф книги (на титульном листе) :

γνώσις αγάπη γίνεται — «познание порождается любовью» Св. Григорий Нисский . О душе и воскресении

«Столп», в общих своих тенденциях, обладает характерными признаками, свойственными течениям философской и общественной мысли России конца XIX — начала XX века, которые принято с некоторых пор интегрально именовать « » . Поражает, прежде всего, насыщение источниками, привлечёнными автором к рассмотрению и аргументации тех или иных тезисов — начиная с санскритских и древнееврейских, патристики, и, кончая новейшими по тому времени трудами — от , А. Бергсона и З. Фрейда до Н. В. Бугаева , П. Д. Успенского и Е. Н. Трубецкого . В книге, на фоне общей, «заданной», тематики, анализу подвергнуты проблемы, касающиеся вопросов — от физиологии до цветовой символики (от античного хроматизма до гаммы иконописного канона), от антропологии и психологии до богословских догматов .

В немалой степени, вопреки указанному одобрению клира , критике со стороны ортодоксии (по определению) книга была подвергнута именно за эклектизм и привлечение источников, по своей сути чуждых схоластике доказательного богословия, за излишнюю «рассудочность» и умонастроения, близкие чуть ли не к « монофизитству ». И напротив, философы бердяевского крыла упрекают автора в «стилизации православия» . А уже почти через четверть века мы встречаем такую характеристику, исходящую от эмигранта, православного богослова:

Книга западника, мечтательно и эстетически спасающегося на Востоке. Романтический трагизм западной культуры Флоренскому ближе и понятнее, нежели проблематика православного предания. И очень характерно, что в своей работе он точно отступал назад, за христианство, в платонизм и древние религии, или уходил вкось, в учения оккультизма и магию... И сам он предполагал на соискание степени магистра богословия представить перевод Ямвлиха с примечаниями. Прот. Григорий Флоровский

Как бы то ни было, творение это волновало и продолжает волновать не только философов разных взглядов и направлений, но и всех, кто интересуется вопросами, так или иначе возникающими в точках соприкосновения очень многих аспектов бытия и умопостижения: мировосприятия и веры, реальности и знания .

Один из основоположников интуитивизма отмечает, что присланная в 1913-м отцом Павлом книга способствовала его постепенному возвращению в лоно церкви, и к 1918 году он уверовал; ещё через 33 года он напишет:

Флоренский проводит грань между иррационалистическим интуитивизмом и русским интуитивизмом, который придаёт большую ценность рациональному и систематическому аспекту мира. Истину нельзя познать ни посредством слепой интуиции, при помощи которой познаются разрозненные эмпирические факты, ни посредством дискурсивного мышления — стремления к сведению частичного в целое путём сложения одного элемента с другим. истина становится доступной сознанию только благодаря рациональной интуиции, доводящей сочетание дискурсивной дифференциации ad infinitum с интуитивной интеграцией до степени единства. Н. О. Лосский

Оформлению книги П. А. Флоренский придавал особое значение, пристальное внимание было уделено макету издания, гарнитурам и вёрстке, иллюстрациям и заставкам, предваряющим главы. Этот интерес П. А. Флоренского к типографике , и гравюре, книжной иллюстрации, наконец, к изобразительному искусству как таковому во всём его многообразии, находит выражение и во многих других его произведениях, он скажется и на последующем совместном с В. А. Фаворским теоретическом и педагогическом творчестве во Вхутемасе .

Но ещё весной 1912-го, за два года до публикации труда, вот что пишет сам Павел Флоренский своему старшему другу В. А. Кожевникову (1852—1917), избранному в том же году Почётным членом Московской Духовной Академии :

Мой «Столп» до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же на самом-то деле понимаю я в духовной жизни? И быть может, с духовной точки зрения он весь окажется гнилым.

Таким образом, можно понять, что характеризующую экстраполяцию Г. В. Флоровского можно счесть справедливой только относительно данного произведения П. А. Флоренского. И этот, в определённом смысле, центральный труд начинающего пастыря в большей степени демонстрирует огромный потенциал, широту охвата видения и перспективы развития мировоззрения последнего, нежели кредо во всей полноте.

На фоне вышесказанного интересным представляются следующие предположения самого отца Павла:

1916. IX. 10. Церковь, в <1 нрзбр.> которой я так знаменательно определился, оказалась направлен<ной> не на восток, а на запад (против Обит<ели>) . — Не есть ли это знамение мое<го> интереса к язычеству, к античности. — Так мне дано, кроме символ<ического> значения, ещё и созерцание красоты: ЗАКАТА и Лавры. Наша церковь направлена на Пре<подобного> Сергия — ориентирована на Сергия .

«У водоразделов мысли»

Вполне обоснованное разъяснение диалектики творчества священника Павла Флоренского даёт игумен Андроник (Трубачёв) , который отмечает, что дух теодицеи к этому времени внутренне уже был чужд отцу Павлу — «Столп…», ещё не будучи опубликованным, стал пройденным этапом — и неслучайно в поле духовного зрения философа первоначально был неоплатоник Ямвлих , перевод и комментарии которого предполагались в качестве магистерской диссертации. «Таинства брака (1910) и священства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении — антроподицеи » .

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

Отец Павел через Успенские ворота прошёл в Лавру и направился в келью наместника. О чём говорил они с архимандритом Кронидом, знает только Господь. Лишь стены древней обители были свидетелями тайной вечери, на которую сошлись члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев , а также, вероятно, граф В. А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками и . Они тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами Сергия Радонежского . Затем вскрыли раку и изъяли честную главу Преподобного, а на её место положили главу погребённого в Лавре князя Трубецкого. Главу Преподобного схоронили в ризнице и покинули Лавру, дав обет молчания, не нарушимый ими во всех тяготах их земного бытия. Только в наши дни по крупицам, по разрозненным воспоминаниям удалось воссоздать картину событий восьмидесятилетней давности.<…>

В начале 30-х годов накатилась новая волна арестов, в 1933 году был арестован П. А. Флоренский. В посадскую тайну посвятили Павла Александровича Голубцова , ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцов тайно перенёс ковчег и схоронил его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря недалеко от Люберец . Вскоре П. А. Голубцов также был арестован, а из заключения попал на фронт. После демобилизации он перенёс дубовый ковчег в дом племянницы Олсуфьева Е. П. Васильчиковой. Незадолго до кончины Екатерина Павловна рассказала о том, что ей известно о тех событиях.

Екатерина Васильчикова также проходила по сергиево-посадскому делу.

Чудом, с помощью Е. П. Пешковой Кате Васильчиковой удалось избежать лагерей. С трепетом говорила Екатерина Павловна о том, как хранила ковчег, поставив на него для конспирации цветочный горшок. Словно тепло какое шло от того места, вспоминала она. Домашний цветок семейства лилейных жил на окне квартиры Васильчиковых в высотке на Красной Пресне. Цветок подсыхал и умер вслед за своей хозяйкой несколько лет назад .

На Пасху, 21 апреля 1946 года Лавра была вновь открыта, а глава Преподобного втайне заняла своё прежнее место в гробе Преподобного. Мощи Преподобного были возвращены Церкви. Возвращён был и Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Троицкий же собор оставался в ведении музея. Там же оставалась и серебряная рака для мощей с сенью, возведённая в царствование императрицы Анны Иоанновны . Раку передали Церкви после того, как кто-то из заезжих чужеземцев выразил недоумение о том, что рака и мощи находятся в разных соборах. Троицкий собор вернули Церкви позже. И только тогда мощи Преподобного заняли своё место.

Вот эту-то тайну и хранил все годы заключения и лагерей священник Павел Флоренский. В этой тайной его жизни не было места страху, унынию, отчаянию. Из этой жизни он мог общаться с близкими тем способом, которым продолжает это делать сейчас — через молитву и Господне посредничество. «Я принимал … удары за вас, так хотел и так просил Высшую Волю», — писал о. Павел жене и детям ( 18 марта 1934 ). Но он нёс страдания и за сохранение Тайны. Он оберегал одну из немногих неосквернённых святынь России. Быть может, в этом и состояло церковное служение, возложенное на него в главном месте и в главный момент его земного пути.

Сохранилась записка «Вопросы священника отца П. Флоренского относительно мощей Преподобного Сергия». Записка написана почерком Ю. А. Олсуфьева и не датирована, но из самих вопросов явно, что они составлены после вскрытия мощей 11 апреля 1919 года . Весьма вероятно, что цель некоторых вопросов — подготовиться к замене главы Преподобного Сергия .

Из воспоминаний архиепископа Сергия (Голубцова) : «Голову Трубецкого похоронили у алтаря Духовского храма, совершив по нему панихиду». Здесь же о. Сергий завещал похоронить и себя .

Цитаты

Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня.

Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве,— назовется ли она по-гречески киновией или по-латыни — коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни,— была водружена и воплощена в Троице-Сергиевской Лавре Преподобным Сергием.

Отзывы

Василий Розанов назвал Флоренского « Паскалем нашего времени».

Николай Бердяев : «В Флоренском меня поражало моральное равнодушие, замена этических оценок оценками эстетическими. Флоренский был утонченный реакционер» .

Сергей Фудель писал о значении Флоренского для людей, что оно «может быть сведено к властному направлению нашего сознания в реальность духовной жизни, в действительность общения с божественным миром».

Разногласия

«Мнимости в геометрии»

Ссылаясь на « Божественную комедию » Данте , Флоренский выступает против гелиоцентрической системы Коперника . Интерпретирует опыт Майкельсона — Морли как доказательство неподвижности Земли. Объявляет «пресловутый опыт Фуко » принципиально бездоказательным. Комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна , Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». Этот потусторонний мир мнимых величин даёт описание высшей вечной реальности. Исходя из геоцентрической системы , Флоренский рассчитывает расстояние до этого мира как расстояние, при котором тело, обращающееся вокруг Земли за один день, будет двигаться со скоростью света. Интерес к космологической модели древности является одной из характерных особенностей современной Флоренскому исторической науки, большое внимание уделявшей морфологии пространства-времени первобытных культур, Античности и Средних веков.

Антисемитизм

В 1913 году в Киеве суд рассматривал обвинение еврея Менахема Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев , Флоренский направил Василию Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан». Розанов включил обе статьи в книгу «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» в виде приложения. Ученик Флоренского Алексей Лосев утверждал в рукописи, изъятой цензурой из «Диалектики мифа», что по замыслу Божию в итоге евреи «спасутся все», хотя и рассматривал иудаизм как религию пустоты — материализм .

Богословие

Флоренский высказывался в том смысле, что имя Божие есть Сам Бог вместе со звуками и буквами этого имени. Кроме того, Флоренский уделял большое внимание магической природе слова и имени. Флоренский записал в черновике:

Мне невыносимо больно, что Имяславие — древняя священная тайна Церкви — вынесено на торжище и брошено в руки тех, кому не должно касаться сего, и кои, по всему складу своему, не могут сего постигнуть. Ошколить таинственную нить, которой вяжутся жемчужины всех догматов, это значит лишить её жизни… Виноваты все, кто поднял это дело, виноват и о. Иларион и, б. м., о. Иоанн Кронштадтский… Христианство есть и должно быть мистериальным. А что для внешних — то пусть будут протестантствовать… Если бы ранее и теперь от меня зависела судьба движения и спора, я сказал бы: «Господи, все это пустяки. Займёмся-ка жалованием духовенству и эполетами епископам» — и постарался бы направить интересы и внимание куда-нибудь в сторону…

Семья

Павел Александрович и Анна Михайловна Флоренские (1932)

В 1910 году женился на Анне Михайловне Гиацинтовой (1889—1973) . У них было пятеро детей: Василий , Кирилл , Михаил, Ольга, Мария .

Внуки

«Пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»

Память

В 2011 году создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского .

В 2004 году в селе Завражье был открыт историко-культурный музей , один из залов которого посвящён Павлу Флоренскому.

В 1998 году открыт музей священника Павла Флоренского в Москве .

В 2017 году был открыт Культурный центр Павла Флоренского в Сергиевом Посаде .

В 2022 году в городе Костроме на Аллее признания открыта мемориальная доска в память о русском православном священнике, богослове, религиозном философе, учёном, поэте Павле Флоренском, чьи предки — выходцы из церковнослужителей, иконописцев костромского села Завражья

Памятник

5 декабря 2012 года в Сергиевом Посаде открыт памятный знак « Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий XX века », установленный Фондом Павла Флоренского. Открытие знака было приурочено к 75-летию со дня расстрела и мученической смерти Павла Флоренского. Автор проекта — Мария Тихонова .

В 2022 году на территории Историко-культурного музея в селе Завражье Костромской области состоялось открытие памятников русскому философу, богослову и священнослужителю Русской Православной Церкви Павлу Флоренскому , а также кинорежиссёру Андрею Тарковскому.

Улицы

Именем Флоренского названы улицы в Калининграде и в посёлке Соловецком (на Большом Соловецком острове ).

Прочее

1 сентября 1993 года в честь Павла Флоренского и его сына Кирилла назван астероид 3518 Florena , открытый в 1977 году советским астрономом Н. С. Черных .

Вопрос канонизации

На вопрос, почему отец Павел Флоренский не канонизирован Церковью, игумен Андроник (Трубачёв) отвечал так:

В настоящее время позиция Комиссии по канонизации, которая поддерживается Священным Синодом, заключается в том, что человек, который признал себя виновным в несуществующих преступлениях, является лжесвидетелем. То есть, то, что он признал себя главой несуществующей политической партии, и является его лжесвидетельством против самого себя. С этой позицией не согласно огромное количество людей. Люди, прошедшие через лагеря и пытки, говорят, что это неправильно, что акты следователей и следственные дела не могут быть решающим аргументом в деле канонизации. Кроме того, отказ Флоренского выйти из лагеря — это пример христианского подвига. Значение канонизации отца Павла было бы очень велико: священник, философ и учёный стал мучеником. Конечно, на Небесах пред Богом святые святы без канонизации. Но если говорить с точки зрения педагогики, то мы канонизуем тех людей, которые подают пример для нашей жизни и творчества. Много ли у нас святых, когда мы можем рассказать и об их семьях? Среди канонизированных основная масса — это монахи. Пример отца Павла важен тем, что убеждает: наука и религия, знание и вера не взаимоисключают, а дополняют друг друга.

Фильмография

  • . Центрнаучфильм , 1990. Режиссёр Михаил Рыбаков. Автор сценария Константин Кедров . Консультанты протоиерей Александр Мень , игумен Андроник (Трубачёв) .
  • «Павел Флоренский. Русский Леонардо» (д/ф к 125-летию со дня рождения). Телекомпания «Цивилизация», Москва, 2007. Режиссёр . Автор сценария .
  • «Русский Леонардо». Санкт-Петербург, 2008. Режиссёр, автор сценария Т. Краснов. Исполнители ролей — Т. Краснов, . Оператор .

Публикации

Книги

  • Антоний Романа и Антоний Предания. — Сергиев Посад 1907
  • Радость навеки. Молитва Симеона Новаго Богослова к Духу Святому. — Сергиев Посад, 1907
  • Начальник жизни. — Сергиев Посад, 1907
  • Космологические антиномии Канта. — Сергиев Посад, 1909
  • . — Сергиев Посад, 1909
  • — М.: «Путь», 1914
  • Не восхищение непщева (К суждению о мистике).— Сергиев Посад, 1916
  • — Сергиев Посад, 1916
  • Приведение чисел.(К математическому обоснованию числовой символики). Сергиев Посад,1916
  • Мнимости в геометрии . Москва: «Поморье», 1922; то же — Москва: «Лазурь», 1991
  • Диэлектрики и их техническое применение. Москва, 1924
  • Предполагаемое государственное устройство в будущем . 1933, первое издание 1990 .
  • М.: «Московский рабочий», 1992
  • Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: «Мифрил», 1993; то же, 2005; то же, 2006
  • Оправдание космоса. СПб. РГХИ, 1994
  • , Кострома: «Купина»,1993;Харьков: «Паритет», 1994; то же, Новосибирск: «Литер», 1995
  • Оро. Лирическая поэма. Москва, 1998
  • Столп и утверждение Истины. У водоразделов истины. М.:"Правда",1990; то же,2005; то же, 2012
  • Собрание сочинений в 7 книгах. Москва: Мысль, 1994—2004
  • Из истории античной философии. М.:"Гуманитарий", 2007; то же, «Академический проект», 2015
  • Москва: АСТ, 2009; то же, «Академический проект», 2013
  • Философия культа. М.: «Академический проект», 2014
  • на сайте Руниверс в форматах DjVu и PDF ,

Статьи

  • Икона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. — № 65. — С. 39-64.
  • Дух и плоть // Журнал Московской Патриархии. 1969. — № 4. — С. 72-77. Ключевые слова: богословие
  • Моленные иконы Преподобного Сергия // Журнал Московской Патриархии. 1969. — № 9. — С. 80-90.
  • // Богословские труды. М., 1972. — № 9. — С. 83-148.
  • "Экклезиологические материалы (Понятие Церкви в Священном Писании) [Догматико-экзегетические материалы к вопросу о Церкви] [библ. 69] // Богословские труды. М., 1974. — № 12. — С. 78-183.
  • Словесное служение (молитва) // Журнал Московской Патриархии. 1977. — № 4. — С. 63-75.
  • Дедукция семи таинств (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 143—147.
  • Культ и философия (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 119—135.
  • Культ, религия и культура (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 101—119.
  • Освящение реальности (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 147—156.
  • Свидетели (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 156—172.
  • Словесное служение. Молитва (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 172—195.
  • Страх Божий (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 87-101.
  • Таинства и обряды (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 135—142.
  • Философия культа (из богословского наследия) // Богословские труды. М., 1977. — № 17. — С. 195—248.
  • Земной путь Богоматери (слово на день Успения Девы Марии Богородицы) // Богословские труды. М., 1982. — № 23. — С. 312—316.
  • Начальник жизни // Богословские труды. М., 1982. — № 23. — С. 310—312.
  • Радость навеки [на «Херувимскую»] // Богословские труды. М., 1982. — № 23. — С. 317—320.
  • Христианство и культура // Журнал Московской Патриархии. 1983. — № 4. — С. 53-57.
  • Макрокосм и микрокосм [библ. 30] / примеч.: Андроник (Трубачев), иеромонах, Никитин В. А. // Богословские труды. М., 1983. — № 24. — С. 233—241.
  • Храм Духа Святого // Журнал Московской Патриархии. 1986. — № 5. — С. 32-33.
  • Эмпирея и Эмпирия (беседа) // Богословские труды. М., 1986. — № 27. — С. 298—322.
  • In pace (Акафист) // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 1. — С. 79.
  • Троице-Сергиева Лавра и Россия // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 2. — С. 67-71; № 3. — С. 61-69.
  • Из поэмы «Белый камень» // Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 79.
  • Из письма архим. Давиду [Мухранову] (в ответ на письмо афонских имеславцев с Кавказа). Об имяславии и имени Божием // Путь Православия. М., 1994. — № 3. — С. 96-99.
  • Письма [архиепископу Антонию (Храповицкому)] // Журнал Московской Патриархии. 1998. — № 6. — С. 79-80 (один из авторов).
  • // Богословские труды. М., 2007. — № 41. — С. 427—448.

Переписка

  • Нашедшие Град / сост., предисл., коммент. С. В. Чертков . История Христианского братства борьбы в письмах и документах. — М. : Кучково поле ; Спасское дело, 2017. — 472 с. — ISBN 978-5-9950-0830-9 (ООО «Кучково поле»). — ISBN 978-5-9906510-2-9 (ООО «Спасское дело»).

Примечания

  1. Pavel A. Florenski // (фр.) — 2007.
  2. Pawel Alexandrowitsch Florenski // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Флоренский П. В. от 9 июня 2013 на Wayback Machine
  4. . Дата обращения: 14 октября 2010. 28 ноября 2007 года.
  5. Фудель С. И. от 5 июня 2016 на Wayback Machine : в 3 т. / сост. Н. Балашов, Л. И. Сараскина. — М., 2005. — Т. 3. — С. 286.
  6. Исупов К. Г. от 17 октября 2016 на Wayback Machine . — С. 127.
  7. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. — С. 209.
  8. Лаврентьевич Я. В. от 28 апреля 2010 на Wayback Machine . — С. 291.
  9. Protevi J . от 4 июля 2014 на Wayback Machine . — P. 221.
  10. Graham L. R., Kantor J.-M. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine . — P. 86.
  11. / Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской, сост. Л. Л. Сандырева. — 2017. 23 января 2022 года.
  12. , с. 780.
  13. en . // Звезда. — 2006. — № 11 . 14 июля 2014 года.
  14. Отец Павел подчёркивал, что «не собирается строить теорию обратной перспективы, но хочет лишь с достаточной энергией отметить факт органической мысли — в одной области».
  15. Флоренский П. А. . — Флоренский П. А., священник. Соч. в 4 т. — М. : Мысль, 1999. — Т. 3(1). — С. 46—98. 4 марта 2009 года.
  16. Флоренский П. А. / игум. Андроник (Трубачёв) . — М. , 2009. — ISBN 978-5-9584-0225-0 . 24 сентября 2021 года.
  17. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Сочинения: в 4 т.. — М. : Мысль, 1996. — Т. 2 . — С. 647—681 .
  18. Андрюшков А. // Власть. — 2007. — Вып. 6 . — С. 68–72 . — ISSN . 24 сентября 2021 года.
  19. Цыпин, Владислав (протоиерей). // Православие.ру / Интернет-журнал. — 2007. 14 июля 2014 года.
  20. Священник Дмитрий Гусев. // Ипатьевский вестник. — 2020. — Вып. 4 . — С. 57–67 . — ISSN . 24 сентября 2021 года.
  21. Священник Виктор Кузнецов. . «Мученики нашего времени». — М. : Свет Православия, 2011. — ISBN 978-5-89101-261-7 (ошибоч.)
  22. . Радио " Град Петров " . из оригинала 23 сентября 2017 . Дата обращения: 23 сентября 2017 .
  23. . Дата обращения: 24 февраля 2017. 25 февраля 2017 года.
  24. . www.beloedelo.ru. Дата обращения: 23 сентября 2017. Архивировано из 23 сентября 2017 года.
  25. . Дата обращения: 30 сентября 2015. 5 марта 2016 года.
  26. Сам термин своим происхождением обязан сокращённому названию самого крупного философского сочинения Г. Лейбница «Теодицея», написанного под влиянием переписки с прусской королевой Софией Шарлоттой (ок. 1710)
  27. Столп и утверждение истины . Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах свящ. Павла Флоренского. — М. : Путь. 1914 — Репринт: 3 e édition, YMCA-PRESS . — P. , 1989. — ISBN 2-85065-156-7
  28. П. А. Флоренский // Философский энциклопедический словарь . 2 издание. — М. : Советская энциклопедия , 1989. — ISBN 5-85270-030-4
  29. Кожурин А. Я. от 27 декабря 2010 на Wayback Machine
  30. Все «письма» предваряют эмблемы и афоризмы из « Эмблематы » — см. Эмблемы и символы. — М. : Интрада, 2000. — ISBN 5-87604-048-7 .
  31. Gregorius Nyssenus. Migne. — Patrol. ser. gr., T. 46, col. 96, c
  32. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьёва к П. А. Флоренскому. — Новосибирск: Наука, 1990. — ISBN 5-02-029602-3 .
  33. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж. 1937 — Репринт: По заказу Вильнюсского православного епархиального управления. Вильнюс. 1991
  34. лат. до бесконечности
  35. Лосский Н. О. История русской философии . — М. : Высшая школа, 1991. — Lossky N. O. History of Russian Philosophy. International Universities Press. — N. Y. 1955. — ISBN 5-06-002523-3 .
  36. Игумен Андроник (Трубачёв) . История создания цикла «У водоразделов мысли» — Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырёх томах. Том 3 (1) (Философское наследие. Т. 128). — М. : Мысль, 1999. — ISBN 5-244-00241-4 , ISBN 5-244-00916-8 .
  37. В публикацию «Философского наследия» вкралась опечатка: письмо, конечно, относится не к 1919, а к 1912 — как понятно из комментария Иеродиакона Андроника (Трубачёва), и чему косвенным подтверждением тот факт, что В. А. Кожевникова в 1919 уже не было в живых…
  38. П. А. Флоренский, приняв сан священника 24 апреля 1911 года, с 1912 года служил в церкви равноапостольной Марии Магдалины Сергиева Посада, рядом с Лаврой, при Обществе сестер милосердия Красного Креста.
  39. . Дата обращения: 9 июня 2011. 6 января 2012 года.
  40. от 8 мая 2012 на Wayback Machine Тайна священника Павла Флоренского
  41. . Дата обращения: 9 июня 2011. 17 марта 2013 года.
  42. Н. А. Бердяев. от 20 октября 2021 на Wayback Machine . — М.: Международные отношения. — 1990.
  43. Хагемейстер М. от 15 января 2013 на Wayback Machine .
  44. . Дата обращения: 29 ноября 2011. 17 марта 2013 года.
  45. . Дата обращения: 9 июля 2011. 20 августа 2011 года.
  46. . Дата обращения: 9 июля 2011. 22 января 2012 года.
  47. . Дата обращения: 11 июля 2011. 28 марта 2013 года.
  48. от 27 сентября 2015 на Wayback Machine (Дата обращения: 20 ноября 2016)
  49. . gradkostroma.ru . Дата обращения: 27 августа 2022. 27 августа 2022 года.
  50. от 6 октября 2014 на Wayback Machine . Радио «Посад».
  51. (рус.) . Дата обращения: 27 августа 2022. 27 августа 2022 года.
  52. Дата обращения: 5 апреля 2021. 18 апреля 2021 года.
  53. Галахтин Михаил Геннадьевич. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2014. — Вып. 3—4 (3-4) . — С. 152–158 . — ISSN . 24 сентября 2021 года.
Первая беседа с Павлом Васильевичем Флоренским , записанная Ю. В. Самодуровым для Фонда «Устная история»

Литература

  • Волков В. А., Куликова М. В. . — М. : Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — С. —250. — 2000 экз. ISBN 5-8037-0164-5 .
  • Игумен Андроник (Трубачёв), С. М. Половинкин . Флоренский Павел Александрович // А. Ю. Андреев , Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 779—780 . — ISBN 978-5-8243-1429-8 .
  • Кедров К. А. Бессмертие по Флоренскому // Параллельные миры: научно-популярная литература. — М. : АиФ-Принт, 2001. — 460 с.
  • Кузьменко В. // Материалы VIII Международных Хлебниковских чтений 18—20 сентября 2003 г. — Издат. дом «Астраханский ун-т». — Ч. 1. — С. 180—188.
  • // Вода живая. 2017. — № 1 (январь)
  • Павлюченков Н. Н. // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2011. — Вып. 1 (33). — С. 56-66.
  • Павлюченков Н. Н. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011. — Вып. 3 (35). — С. 68-82
  • Павлюченков Н. Н. О некоторых важных особенностях концепции «цельного знания» в трудах П. А. Флоренского // Гуманитарное пространство. Международный альманах ТОМ 10, № 6, 2021. — C. 792—800.
  • Павлюченков Н. Н. Некоторые замечания о сходстве философско-богословских концепций П. А. Флоренского и В. Н. Лосского // Гуманитарное пространство. Международный альманах ТОМ 10, № 6, 2021. — C. 801—816.
  • Павлюченков Н. Н. // Филаретовский альманах. Вып. 16. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. — 208 c. — С. 87-132
  • Садовничий В. А. Павел Александрович Флоренский (1882—1937) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М. : Издательство Московского университета, 2019. — С. 98—101. — 356 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-19-011397-6 .
  • Субетто А. И. «Корневой человек» П. А. Флоренского и проблема доктрины воспитания в России // Энтелехия. 2002. — № 4. — С. 103—106.
  • Трубачёвы М. С. и С. З. Сергиев Посад в жизни П. А. Флоренского // Памятники Отечества : альманах ВООПИК . — М. : Советская Россия, 1989. — Вып. 2 . — С. 76—85 . — ISSN .
  • Ульянов О. Г. Die unwirklich Wirklichkeit, или обратная перспектива о. Павла Флоренского // На пути к синтетическому единству европейской культуры: философско-богословское наследие П. А. Флоренского и современность. Материалы международной конференции. — М., 2005.
  • Андроник (Трубачев) , игум., Половинкин С. М. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Флоренский К. П. / сост., тексты, ил. игум. Андроник (Трубачёв), О. С. Никитина-Трубачёва, М. С. Трубачёва. — М. : Ваш полиграфический партнёр, 2011. — 208 с. — ISBN 978-5-425302-72-4 .
  • Шапошникова Л. В. от 23 июня 2008 на Wayback Machine // Великое путешествие — Кн. 3. Вселенная Мастера. — М., 2005. — С. 611—746.
  • Трубачева М. С. Священник Павел Флоренский как составитель каталогов произведений церковного искусства // Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской православной церкви. — Москва : Исторический музей, 2017. — 462 с. — C. 125—132
  • Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. — Томск: Водолей , 1999. — 160 с. — ISBN 5-7137-0117-4 .
  • Столяров В. П., Флоренский П. В., Шутова Т. А. Соловецкая география священника Павла Флоренского (1933–1937 гг.). — Издательский отдел Соловецкого монастыря, 2022.
  • Павлюченков Н. Н. Философско-богословское обоснование творчества в работах

П. А. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 63–74.

  • Павлюченков Н. Н. Монархизм и «символическое миропонимание» П. А. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 82–102.
  • Маркидонов А. В. Отец Павел Флоренский — христианский мыслитель эпохи великого кризиса // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 75–81.
  • Хондзинский П., прот. Мистическое богословие отца Павла Флоренского в контексте Corpus Areopagiticum // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 51–62.
  • Хондзинский П., прот., Павлюченков Н. Н., Медоваров М. В., Гаврилов И. Б. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 24–50.

Ссылки

  • Валентини Н.
  • Кедров К. . Дата обращения: 7 декабря 2009. Архивировано из 5 января 2005 года.
  • Макеева Е. В. // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение ». — 2009. — № 1 — Философия . Политология .
  • — Сличение
  • Н. А. Тюрин. на YouTube
  • Рыльщиков И. (PDF). Переформат.ру — Общественно-научное переформатирование (30 января 2019). Дата обращения: 5 февраля 2019. 3 февраля 2019 года.
  • Панченко Т. Н. // Вестник Свято-Филаретовского института. Вып. 20. — М., 2016. — С. 51-74.
Источник —

Same as Флоренский, Павел Александрович