Interested Article - Сын человеческий

«Подобный Сыну Человеческому» с мечом в устах посреди семи светильников. Откровение Иоанна Богослова , иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса XI века

Сын человеческий (Сын человека, ивр. בן אדם ; иуд.-арам. בר אנש ‎; др.-греч. υἱὸς ἀνθρώπου ) — термин, берущий своё начало в Танахе ( Ветхий Завет ). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из . Позднее стал употребляться в эсхатологическом значении как божественный посланник.

В Ветхом Завете

Еврейское выражение «сын человеческий» в обычном значении встречается в еврейской Библии 107 раз, большинство (93 раза) - в Книге Пророка Иезекииля . Книга пророка Даниила впервые описывает его как будущего спасителя человечества, которому Бог после страшного суда даст власть над миром:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

В отличие от книги пророка Даниила, где словосочетание «Сын человеческий» в мессианском значении упомянуто лишь один раз, в апокрифичной книге Еноха оно встречается 13 раз.

В Новом Завете

Иисус Христос в Евангелии более 65 раз называет Себя «Сыном Человеческим» (32 раза в Евангелии от Матфея, 14 - в Евангелии от Марка, 26 - в Евангелии от Луки, 12 - в Евангелии от Иоанна):

  • «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. ),
  • «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. ),
  • «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий » ( Мф. ),
  • «Пришел Сын Человеческий , ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её» ( Мф. ),
  • «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. ),
  • «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. ),
  • «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий » ( Мф. ),
  • «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф. ),
  • «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» ( Мф. ),
  • «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф. ),
  • «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. ),
  • «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников» ( Мф. ),
  • "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: " ( Мк. ),
  • «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий , когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. ),
  • «Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться» ( Мк. ),
  • «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. ),
  • «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» ( Лк. ),
  • «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий , сущий на небесах» Ин. ),
  • «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий , и Бог прославился в Нем» Ин. ),

и другие.

Протестантский теолог Джордж Элдон Лэдд высказывает удивление по поводу того, что ранняя церковь проигнорировала это единственное наименование, которым Иисус свободно пользовался по отношению к Себе и которым предпочитал Себя называть. За пределами Евангелий публично это выражение используется лишь однажды, в устах первого мученика Стефана ( Деян. ).

При жизни Христа смыслом выражения «сын человеческий» было уже именно понимание пророка Даниила — мессианское. Оно стало синонимом выражения «Сын Божий». Так протодиакон Андрей Кураев пишет:

…иудеи, знакомые с книгой Даниила (Дан. 7,13), где «Сын Человеческий» оказывается мессианским титулом, и с позднейшей апокрифической литературой (т. н. Книги Еноха), слышали в этом словосочетании высокий смысл: Сын Человеческий — это Судия и Спаситель последних времен, Христос, эсхатологическая надежда Израиля. Но греки, не знакомые с этой литературой, в словосочетании «сын человеческий» могли воспринять не возвышающий, а только занижающий смысл: просто человек. Поэтому при перенесении своей проповеди за пределы синагоги апостолы стали именовать Христа «Сыном Божиим» .

Об этом же говорит протоиерей Александр Мень : «Он не произнёс слова „Мессия“, однако выражение „Сын Человеческий“ было им понятно; оно означало, что новый Учитель — Тот, Кого все давно с нетерпением ждали» .

Это понимание «сына человеческого» как Христа хорошо видно в Евангелии от Иоанна : «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?» ( Ин. ).

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Кураев А. В. Дары и анафемы. — М.: Эксмо , Яуза , 2004.
  3. Мень А. В. Сын человеческий .

Литература

Ссылки

  • [lib.ru/HRISTIAN/ikonogr.txt Александр Мень. Сын Человеческий.]
Источник —

Same as Сын человеческий