Гармония
- 1 year ago
- 0
- 0
Гармо́ния ( др.-греч. ἁρμονία , лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. ἁρμόζω — прилаживать, подгонять , а также лат. coaptatio, convenientia ) в философско-эстетическом смысле — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов , слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса ).
В науке XX и начала XXI веков регистрируются разные определения гармонии. Согласно философу А. Ф. Лосеву , гармония — «соразмерность частей целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое» . Согласно искусствоведу В. Г. Власову , гармония — «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы», — качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции .
Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».
Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):
Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.
— Гераклит. О природе
Автор трактата «О мире», известный как Псевдо- Аристотель (I в. до н. э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:
… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное ( др.-греч. τὸ σύμφωνον ). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство ( др.-греч. τέχνη ), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию ( др.-греч. ἁρμονίαν ). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.
— [Аристотель]. О мире, 395b
Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение — особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):
Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных ( др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις ).
— Nic. Arithm. II, 19
В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):
Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония — это единение многого и согласие разногласного ( лат. Est enim armonia plurimorum adunatio et dissentientium consensio ).
— Boeth. Arithm. II, 32
В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23—20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48—65 н. э.):
Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors ,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.— Horat. Epist. I,12
Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>
— Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99
С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания.
…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.— Manilius. Astronomica, I.137-146
В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors , и как discordia concors . Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури ). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).
В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери , Кеплера , Джордано Бруно , Лейбница и в немецком идеализме . Педагогическим идеалом Гёте , как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В индийском философском учении санкхьи признаётся два изначальных источника мироздания: пуруша (дух) и пракрити (материя). Под влиянием пуруши из пракрити выявляются гуны (качества): саттва (нечто лёгкое, светлое, гармоничное), раджас (страстное качество, причина движения) и тамас (мрак, бездействие). При преобладании саттвы человек бесстрастен, знающ и гармоничен; саттва приносит счастье . Люди раджаса предприимчивы и страстны; раджас приносит страдание. Люди тамаса темны и апатичны .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Основная статья — Гармония (музыка) .
Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии — у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, — первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция . Термином «гармония» ( др.-греч. ἁρμονία ) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы — др.-греч. διὰ πασῶν , «через все»).
В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаментальное основание музыкальной целостности тетрахорда , звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов ). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума) , которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus) . Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов» (с вариантами) — ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах . Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский : «Гармония — это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]» . В этих определениях гармонии «разные» или «различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, то есть определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).
Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную в Европе долго держались и в последующие времена — на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» — Иоганн Липпий , в «Универсальной музургии» — Афанасий Кирхер , в «Универсальной гармонии» — Марен Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.