Interested Article - Менгюджекогуллары
- 2020-05-13
- 1
Менгюджекогуллары, Менгджукогуллары ( тур. Mengücekoğulları, Mengücüklüler ) — небольшой бейлик в восточной Анатолии , а также основавшая его и правившая им с 1071 по 1277 год династия . Династию также называют Мангуджакиды , Менгюджекиды или Менгджукиды , а бейлик — бейлик Менгюджекидов или Менгюджек. Менгюджекогуллары были одним из первых туркменских бейликов.
Территория бейлика включала города Эрзинджан , Кемах , Шебинкарахисар и Дивриги и лежала между Данышмендидами на западе, Салтукидами на востоке, византийской провинцией Трапезунд на севере и Артукидами на юго-востоке. Правители бейлика контролировали традиционный путь из Персии в Анатолию.
Об истории династии почти ничего не известно. Династия и бейлик были основаны туркменским вождём Менгюджеком . В 1118 году, подвергаясь угрозе со стороны Артукида Балака , сын Менгюджека, Исхак, объединился с военным командующим Трапезунда . Оба они были взяты в плен Данышмендидом Гюмюштегином Гази , тестем Исхака, который быстро освободил его. В середине XII века бейлик был разделён между двумя братьями, младшему был выделен Дивриги. Старшая ветвь приобрела известность во время долгого правления Бахрам-шаха (1162—1220), который сделал Эрзинджан культурным центром, его протеже были персидские поэты Низами и Хакани и арабский учёный Абдулатиф аль-Багдади . Ветвь Дивриги известна благодаря постройкам и продолжала существовать в качестве вассалов сельджуков примерно до времени монгольского завоевания .
Имя и происхождение
Хотя в источниках встречается разное написание имени эпонима династии — в переводе на турецкий: Mengücek, Mengücik, Mengüç, Mengüş — но в надписях на сооружениях членов династии его имя написано как Mengü-cek (Менгюджек). использовал формы Mengücek и Mengüc (в переводе на турецкий), — Mengücek (в переводе на турецкий). По мнению турецкого историка Н. Сакаоглу, наиболее правильное написание имени Mengü-cek (Менгю)джек. «Mengü» означает «Бог» на центральноазиатском тюркском языке . Мнение О. Турана , прочитавшего это имя как «Менгюджик», не было принято научным сообществом .
Сельджукские султаны проявляли уважение к членам династии — обе ветви завершили правление мирно, беи получали взамен другие территории, между Сельджуками и Менгюджекидами заключались браки. Предположительно, Менгюджекогуллары принадлежали к знатному тюркскому роду . Считается, что они происходили из Ферганского , Чуйского , Узгенского или Таласского регионов Туркестана , поскольку характерные черты средневековых построек этих регионов близки строениям в Дивриги . Например, пластины с именами четырёх халифов в бухарской мечети Намазгох и пластины с именами четырёх халифов в Улу-джами Дивриги очень похожи друг на друга .
Нет сведений о том, какому огузскому племени принадлежали Менгюджекогуллары . На этот счёт есть разные мнения : кайы , баят , караевли или алкаевли . Известно, что учёный XIII века из Дивриги по имени Мухаммед бен Мустафа, который отправился в Египет и имел большой авторитет у мамлюкских султанов, был из племени салур . Возможно, выходцы именно из этого племени поселилось в Дивриги и его регионе. Однако для выдвижении гипотезы о салурском происхождении Менгюджека этого недостаточно .
Основание бейлика
Эмир Менгюджек Ахмед Гази
Согласно Смбату Спарапету , ещё в 1062 году один из командиров Тугрул-бея прибыл в регион Кемаха с большим войском : «Они истребили множество людей и унесли много добычи» . По мнению турецкого историка , этим командиром мог быть Менгюджек-бей . К. Каэн называл Менгюджека одним из эмиров сельджукского султана Сулеймана . Автор XII века Захиреддин Нишапури, написавший «Сельджукнаме» , и Рашид ад-Дин называли Менгюджека Гази среди вождей султана Альп-Арслана . Известно, что Менгюджек участвовал в битве при Манцикерте . После победы в ней султан Альп-Арслан поручил ему покорить долины рек Карасу (Верхний Евфрат ) и Чалты (бассейн Евфрата). Менгюджек завоевал Эрзинджан , Кемах , Дивриги , Шебинкарахисар и основал на этих землях бейлик . Предположительно, после завоевания Кемаха и других городов Менгюджек погиб . В надписи в Дивриги на гробнице Шехин-шаха, одного из внуков Менгюджека, Менгюджек упоминается как гази и шахид . Менгюджек в источниках того периода описывался как храбрый и умный. Он расширил свои границы с помощью экспедиций против грузин и византийцев, иногда действуя в союзе с Данышмендидами . Мавзолеи Менгюджека Гази и его сыновей находятся в Кемахе, первой столице бейлика. Менгюджек Гази правил между 1071 и 1118 годами .
В надписи по-персидски на приписываемом Менгюджеку Гази захоронении говорится: «Тот, кто захватил провинции и замки Эрзурум, Эрзинджан, Кемах и Диярбакыр…». Но насколько достоверна надпись, неизвестно, поскольку она сделана позже . Мелик Менгюджек Гази, как и другие первые анатолийские завоеватели, стал народным святым .
Мелик Исхак
После смерти Менгюджека Гази править стал его сын эмир Исхак (1118—1142) . По сообщению Михаила Сирийца , «Ибн Мангуг» разорил окрестности Мелитены «пятнадцатого числа месяца адар » 1118 года . В ответ Балак и сын Кылыч-Арслана Тугрул-Арслан вступили в союз с Данышмендидом Меликом Гази . Вместе они напали на Кемах. «Ибн Мангуг» бежал в Трапезунд и искал помощи у его дуки , . Но Балак и Мелик Гази разбили «Ибн Мангуга» и Гавра в 1118 году . В этой битве погибло около пяти тысяч греков , Гавр и «Ибн Мангуг» потерпели тяжёлое поражение и были взяты в плен . Гавр был отпущен за выкуп в тридцать тысяч динаров, а «Ибн Мангуга» Гюмюштекин отпустил без выкупа, потому что тот был его зятем. Из-за этого между Балаком и Меликом Гази началась вражда . В дальнейшем «Ибн Мангуг» не упоминается, правитель Эрзинджана долгое время ни в каких значимых событиях участия не принимал. Предположительно, он пообещал своему тестю Гюмюштекину, что будет вести спокойную жизнь после освобождения из плена . Возможно, этим Ибн Мангугом был Исхак, который умер в 1142 году . Согласно К. Каэну, в событиях 1118 года принимал участие не Исхак, а Менгюджек , но историки Ф. Сюмер, А. Онгюль, З. Атчекен, Б. Яшар, Н. Сакаоглу полагают, что «Ибн Мангуг» — это «сын Мангуджака», то есть, Исхак, и излагают историю в жизнеописании Исхака, уже после смерти Менгюджека .
На северо-западе города Кемах на берегу Карасу много захоронений, некоторые из которых полностью разрушены . Одно из них в народе называется «захоронение Мелика Гази». Предположительно, эта могила принадлежит Исхаку .
Во время правления Исхака произошли большие изменения в политике княжества, он без колебаний заключал союзы с христианами против других туркменских правителей .
Разделение на две ветви
После смерти Исхака Менгюджекогуллары разделились на две ветви. От Алаеддина Давуд-шаха, одного из сыновей Исхака, пошла ветвь, правившая в Кемахе-Эрзинджане, а Сулейман, другой сын Исхака, основал ветвь, правившую в Дивриги .
Ветвь в Кемахе-Эрзинджане
Алаэддин Давуд-шах
Давуд-шах правил в регионе Эрзинджана с 1142 по, вероятно, 1162 год . Во время правления Давуда отношения Данышмендидов с Менгюджекидами не были дружественными . После смерти Исхака Мухаммед Данышмендид даже захватил Кемах. Однако через год после его смерти во время борьбы за власть у Данышмендидов город снова перешёл к Менгюджекогуллары .
Алаэддин Давуд-шах сблизился с Кылыч Арсланом II . Это не понравилось Данышмендиду Ягибасану и, согласно слухам, он убил правителя Кемаха в 1162 году . В том же году Ягибасан разрушил Харпут, принадлежавший Артукиду , и увёз пленных и добычу в Кемах. Когда Артукиды Кара Арслан и Неджмеддин Алпы и Девлет-шах-бей Дилмачоглу прошли через территории Менгюджекогуллары, продвигаясь к Сивасу в 1164 году, чтобы ответить на атаки Данишмендидов, Менгюджекиды даже не реагировали на проход армии через их территории .
Сулейман-шах (?)
Существует версия, что Алаэддин Давуд-шах был убит в 1151 году своей женой, которая затем вышла замуж за Сулеймана, правителя Дивриги. Согласно этой версии, с 1151 по 1162/63 год в Эрзинджане правил Сулейман . Эта версия основывается на сообщении в хронике Михаила Сирийца .
Бахрам-шах
После смерти Алаеддина править в Эрзинджане стал Фахреддин Бахрам-шах , сын Давуд-шаха . Бахрам-шах был второй правителем этой ветви. Историки считают его самым значительным и самым известным из представителей династии . Он первым в семье начал чеканить свои монеты (в 1167 году). В 1164 году после смерти Ягибасана сельджукский султан Кылыч Арслан II аннексировал территории Данишмендов и часть территорий Менгюджекогуллары. В то же время Фахреддин Бахрам-шах женился на дочери султана . Он повысил свою репутацию, разрешив разногласия между стареющим Кылыч Арсланом II и его сыном Кудбеддином Мелик-шахом (1188 г.) . Бахрам-шах был зятем Кылыч-Арслана II, а также тестем некоторых правителей Сельджуков . После смерти Кылыча Арслана отношения Бахрам-шаха с сельджуками остались дружественными. Бахрам-шах участвовал в грузинской экспедиции Рюкнеддина Сулейман-шаха в 1202 году и был взят в плен грузинами после разгрома сельджукской армии. Но, по сообщениям хронистов, поскольку грузины знали, что он добродетельный правитель, они уважали его и отпустили без выкупа . Бахрам-шах получил титул «Гази» за участие в этой экспедиции . Он скончался в 1225 году. По местным слухам, могила без надписи у села Ашагы Ула в окрестностях Эрзинджана принадлежит Фахреддину Бехрам-шаху. Но, по словам турецкого историка Ф. Сюмера, трудно поверить, что эта легенда соответствует действительности .
У Бахрама было три сына: Сельчук, Давуд и Музафферуддин Мухаммед. Сельчук управлял Кемахом при жизни отца , Мухаммед, был правителем Карахисара . По словам Ибн Биби , сыновьям Бахрам-шах дал прекрасное образование .
Также у Бахрама было две дочери. В 1213 году Бахрам-шах выдал свою дочь, Мелик-хатун, замуж за Мугисуддина Тугрула, сына Кылыч-Аслана II . Другую дочь, Сельчук-хатун, он выдал замуж за внука Кылыч-Аслана II — сельджукского султана Иззеддина Кей-Кавуса . Имя Сельчук было дано девушке, потому что её мать была из династии Сельджуков — она была тётей Кей-Кавуса и дочерью Кей-Кубада I . Этот брак ещё больше укрепил близость и дружеские отношения между двумя династиями .
Алаэддин Давуд-шах
Бахрам-шаху наследовал его сын Алаеддин Давуд-шах II. Как и его отец, он продолжал заниматься наукой и строительством . Ибн Биби сообщал, что Алаэддин Давуд-шах был сведущ в логике, математике, теологии, астрологии, литературе и философии . Известно, что он писал прекрасные стихи на персидском языке . Но, по словам Ибн Биби, Давуд-шах не был мудрым правителем. Он был жестоким к подданным, заключил в тюрьму большинство эмиров и конфисковал их имущество .
Алаэддин Кейкубад решил сместить Давуда. Султан объявил, что хочет устранить своего племянника Рюкнеддина Джихан-шаха, правившего в Эрзуруме, и попросил Давуда присоединиться к походу. Эмир подчинился и в 1228 году прибыл к Сивасу и приветствовал султана. Но султан пленил его, затем напал на Эрзинджан и захватил его. Кемах сдался султану сам . Алаэддин Кейкубад дал Давуд-шаху Акшехир и Ильгин (Абигерм) в качестве дирлика .
После захвата Эрзинджана Алаэддин Кейкубад отправил одного из своих командиров, Эртокуша, в Карахисар, который находился в руках брата Давуд-шаха, Мухаммеда, а сам вернулся в Кайсери . Мухаммед понимал, что не сможет долго сопротивляться и сообщил Эртокушу, что сдаст замок в обмен на дирлик. Эта просьба была принята султаном , и в качестве тимара эмиру был передан Кыршехир .
Хотя дирлик Давуд-шаха был богатым и процветающим, в стихотворении, которое он послал султану, он жаловался, что его жизнь была проведена в бедности и несчастьях. Неизвестно, когда умер Давуд и где он был похоронен . Мухаммед жил со своей семьёй в Киршехире до конца своей жизни и построил медресе. Он дожил до первого правления Иззеддина Кейкавуса II (1246—1249) .
Ветвь в Дивриги
Дивриги был завоёван основателем династии, Менгюджеком Ахметом Гази, после победы у Манцикерта. После разделения Менгюджекогуллары на две части Дивриги стал столицей части бейлика . Эта ветвь не упоминается в хрониках, её существование было доказано историками после изучения надписей на постройках членов династии .
Мелик Сулейман I
Первым правителем ветви в Дивриги был сын Исхака и внук Менгюджека Гази, Сулейман, который начал независимо править в Дивриги после смерти Исхака в 1142 . От периода правления Сулеймана не сохранилось ни сооружений, ни монет . Возможно, им, а не его сыном, была построена мечеть Кале. О его существовании известно из надписей и монет его сына Шахин-шаха . Неизвестно, когда Сулейман умер .
Существует версия, что в 1151 году брат Сулеймана, Давуд, был убит своей женой, которая затем вышла замуж за Сулеймана. Согласно этой версии, с 1151 по 1162/63 год Сулейман правил ещё и в Эрзинджане . Турецкий историк Э. Мерчил полагал, что Сулейман был убит Ягибасаном в 1162 году .
Сейфеддин Шахин-шах
Преемником Сулеймана стал его сын Сейфеддин Шахин-шах, который является самым известным из правителей Дивриги . Шахин-шах считается основателем мечети Кале в крепости Дивриги. В надписи на мечети указано, что работы были произведены в 1180/81 году. Захоронение Шахин-шаха находится в центре города. На захоронении указана дата 1195/96 год, гробница называется жителями Ситти Мелик потому что там была похоронена и жена Шахин-шаха. Согласно надписи на гробнице, Шахин-шах принимал участие в войнах с христианами, был другом бедных и отцом сирот и угнетённых .
Он был первым правителем династии в Дивриги, чеканившим монеты. На аверсе первой его монеты — имя Кылыч Арслана II, из чего историки заключают, что Менгюджекогуллары Дивриги подчинялись Конийским султанам . На оборотной стороне написано полное имя Шахин-шаха с упоминанием отца Сулеймана и деда Исхака. На этой стороне медали встречается фраза «Хусам амир аль-мумин», которая так же фигурирует в надписи мечети Дивриги Кале, которая была построена в 1180/81 году . Из надписей на других сооружениях и обнаруженных монет Шахин-шаха следует, что он умер после 1197 года .
Известно, что у Шахин-шаха было два сына по имени Сулейман и Исхак .
Сулейман-шах II
Надпись на бастионе Арслан на стене замка Дивриги показывает, что в Дивриги стал править сын Шахин-шаха Сулейман. Его имя упоминается в надписях на работах его сына и внука. Другой информации о его жизни и деятельности нет . Имя второго сына Шахин-шаха, Исхака, упоминается среди свидетелей в вакуфном документе некоего Каратая, составленном в 1247 году .
Хусамеддин Ахмед-шах
После Сулеймана править стал его сын Хусамеддин Ахмед-шах. Ахмед-шах — один из двух строителей Улу-джами Дивриги . Мечеть была построена в 1229 году. Позднее Ахмед-шах приказал перестроить ворота форта: одни в 1236/37 году, а другие — в 1243/44 . Д. Кубан называет Улу-джами Ахмед-шаха и прилегающую к ней больницу Туран-Мелек «чудом Дивриги». Мечеть также известна как «Мечеть Ахмед-шаха». Ахмед-шах был во главе бейлика в течение многих лет, он был свидетелем (1230) и при Кёседаге (1243). После монгольского вторжения он приложил большие усилия для восстановления замка Дивриги. Как следует из надписей, он с женой построил больницу, названную по имени его жены, Туран Мелик. Мелик Хусамеддин Ахмед-шах умер до 1252 года .
Муайед Салих
Хусамеддину Ахмед-шаху наследовал его сын Мелик Салих. Он приказал отремонтировать недостающие части крепости Дивриги в 650 году (1252/53) и построить новые бастионы. Надпись с его именем находится на большой башне, украшенной двумя статуями животных, известной как «бастион льва» .
О правителях Дивриги после Салиха нет данных. По сообщению Ибн Биби, после возвращения мамлюкского султана Бейбарса из кампании в Кайсери в 1277 году, ильхан Абака посетил Анатолию. Он проезжал через территорию бейлика. В Дивриги его не встречал и не принимал ни один из представителей династии . Считается, что ветвь в Дивриги прекратила существование в 1277 году .
Устройство
Территория бейлика включала города Эрзинджан, Кемах , Шебинкарахисар и Дивриги и лежала между Данышмендидами на западе, Салтукидами на востоке, византийской провинцией Трапезунд на севере и Артукидами на юго-востоке. Правители бейлика контролировали традиционный путь из Персии в Анатолию .
Менгюджекогуллары владели четырьмя городами и не захватывали новые. Вероятно, поэтому они редко упоминаются в историях. Они покровительствовали учёным и поэтам. В 500 метрах на северо-запад от города Кемах есть много руинированных гробниц без надписей. Предположительно они принадлежали беям династии, а это место (район Султан-Мелек) было их семейным кладбищем. О государственном устройстве Менгюджекогуллары сведений нет, даже их визири не упоминаются. Однако, по мнению историка Н. Акчила, нет никаких сомнений в том, что у них была государственное устройство, как у сельджуков .
Строительство
Менгюджекогуллары не строили дворцов, зато строили медресе, больницы, мечети, дороги и мосты . В Эрзинджане не сохранилось до наших дней мечетей, медресе, ханов и хаммамов, сооружённых Менгюджекогуллары, поскольку город пережил несколько землетрясений. Медресе, носившее имя Бахрам-шаха, существовало ещё в XVI веке. В Карахисаре также не сохранилось памятников Менгюджекогуллары, а Кемахе осталось несколько плохо сохранившихся гробниц. Лишь в Дивриги сохранились строения Менгюджекогуллары: две мечети, больницы и несколько тюрбе :
- Крепостная мечеть, построенная Шахин-шахом, сыном Сулеймана, в 1180/81 году, имеет прямоугольный план и четыре купола. В нише портала видны различные надписи на камне .
- Архитектором Улу-джами, построенной Ахмедом-шахом, был Хюррем-шах из Ахлата . Улу-джами расположена недалеко от замка. Каменный михраб считается уникальным произведением искусства. Кафедра из чёрного дерева имеет высокую художественную ценность .
- К мечети примыкает больница. После XVII века больница была преобразована в медресе . Эта больница была единственной лечебницей, построенной в Анатолии в XIII веке. Кроме того, это самое старое из известных двухэтажных сооружений того периода и третья больница, построенная в сельджукский период в Анатолии . О строительстве госпиталя в народе возникла легенда. Якобы, однажды страдавшая неизлечимой болезнью Туран Мелек увидела во сне старика с бородой. Этот старик сказал ей: «Найди меня в Дивриги». Утром она рассказала о сне своему мужу Ахмет-шаху, и они вместе пошли в Дивриги. В хижине они нашли старика, готовящего лекарство. Туран Мелек приняла это лекарство и выздоровела через несколько дней. В благодарность, они построил в Дивриги: Ахмет-шах Улу-джами, а Туран Мелек больницу . Согласно надписи на больнице, её основателем была Мелике Туран, дочь Бахрам-шаха из Эрзинджана. В попечительский совет больницы входили женщины. ЮНЕСКО истолковывает это как показатель равенства мужчин и женщин в то время .
- Мавзолеи Ахмед-шаха и Туран Мелек-хатун примыкают к больнице. Их саркофаги покрыты изразцами .
Эти строения Менгюджекогуллары являются одними из старейших среди турецких построек в Анатолии .
Значение
В современных династии источниках имена эмиров встречаются редко. По словам турецкого историка Н. Сакаоглу, до начала XX века о существовании династии и бейлика «научный мир оставался в неведении». Первым написал о них М. Т. Хаутсма в 1904 году. По его мнению, изучение истории турецкой Анатолии должно начинаться с них. Менгюджекогуллары были одним из первых туркменских бейликов .
Представители династии
Ахмед Менгюджек
(1071—1118) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исхак
(1118—1142) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давуд-шах
(1142—1151/62) |
Сулейман I
(1142—1162/75) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бахрам-шах
(1162—1225) |
Шахин-шах
(1162/75—1198) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Сулейман II
(1198—1228) |
Исхак | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельчук-хатун | Сельчук-шах |
Давуд-шах
(1225—1228) |
Мухаммед | Мелик-хатун |
Ахмед-шах
(1228—1252) |
|
Туран Мелик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муайед Салих
(1252—1277) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
- ↑ Жену Ахмед-шаха звали Туран-Мелек и, согласно надписи на построенной ей больнице, её отца звали Бахрам-шах. Есть версия, что это Фахреддин Бахрам-шах . то есть, либо Туран Мелик, жена Ахмед-шаха, и Мелик-хатун, дочь Бахрам-шаха, это одно лицо, либо сестры. Однако известно, что мужем Мелик-хатун был Мугисуддин Тугрул, правивший в Эрзуруме сын Кылыч Арслана II.
Примечания
- ↑ , S. 100.
- .
- ↑ , S. 27—28.
- ↑ , S. 101.
- , S. 14.
- ↑ , S. 102.
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 73.
- ↑ .
- ↑ , S. 55.
- , p. 150.
- ↑ , S. 103.
- ↑ , p. 983; , с. 39.
- , с. 39.
- ↑ , p. 983.
- , с. 116.
- , с. 39; , p. 340.
- , S. 104.
- , S. 104—105.
- , с. 123—124.
- ↑ , S. 105.
- ↑ , S. 106.
- ↑ , S. 61.
- ↑ , p. 297—298.
- ↑ , S. 107.
- ↑ , S. 108.
- ↑ , S. 109.
- ↑ , S. 110.
- , S. 111—112.
- , S. 111.
- ↑ , S. 112.
- ↑ , S. 113.
- ↑ , S. 116.
- ↑ .
- ↑ , S. 4.
- ↑ , S. 115.
- , S. 114.
- .
Источники
- Ибн аль-Каланиси, Гибб Г. Дамасские хроники крестоносцев. — ЗАО Центрполиграф, 2009. — 383 с. — (Хроники военных сражений). — ISBN 978-5-9524-4106-4 .
- Михаил Сириец , Гусейнов Р. А. // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. : Ежегодник. — М. : Наука , ГРВЛ , 1979. — № 1973 . — С. 26—54 .
- Смбат Спарапет . . — Ер. : Айастан , 1974.
- Ibn-Alatyr . Extrait de la chronique intitulée Kamel-Altevarykh, par Ibn-Alatyr // / ed. and trans. . — P. : Imprimerie nationale, 1872. — P. 189—744. — 952 p.
- Michel le Syrien. / J.-B. Chabot . — P. : Roger Pearse, 1905.
Литература
- Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 295 с. — ISBN 978-5-203-02125-0 .
- Каэн К. . — Центрполиграф, 2021. — 557 с. — ISBN 978-5-04-344901-6 .
- Шукуров P. M. // Причерноморье в Средние века. — М. - СПб. , 2001. — Т. 5 .
- Akçıl N. Ç. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2004. — C. 29 . — S. 142—143 .
- Atçeken Z., Yaşar B. Mengücükler // . — An. : Eğitim Yayınevi, 2016. — S. 100—123. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
- / Cahen Cl. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 983. (платн.)
- / Cahen Cl. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel & Ch. Pellat . Assisted by F. Th. Dijkema and S. Nurit. With B. Lewis (pp. 1—512) and W. P. Heinrichs (pp. 513—1044). — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 6. — P. 1016—1017. (платн.)
- Hillenbrand C. Turkish Myth and Muslim Symbol: The Battle of Manzikert. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007.
- Houtsma M. Th. La dynastie des benu Mengucek (фр.) // Keleti Szemle. — Budapest, 1904. — Vol. V . — P. 277—282 .
- Houtsma M. Th. (тур.) // Erzincan Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi / Ahmed Said Yalçınkaya. — 2021. — C. 14 , sayıl. 1 . — S. 244–248 .
- Öngül A. Mengücekler (тур.) // Türkler. — Ankara, 2002. — C. 6 . — S. 452—460 .
- Sakaoğlu N. Mengücekoğulları: Yitik bir Anadolu beyliği. — İs. , 2017. — ISBN 978-605-171-561-2 .
- Sakaoğlu N. Türk Anadolu'da Mengücekoğulları. — YKY, 1971.
- Sümer F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2004. — C. 29 . — S. 138—142 .
- . — Cambr. : Cambridge University Press , 1905. — 596 p.
- Sümer F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — C. 3 . — S. 24—28 .
- Sümer F. (тур.) . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — ISBN 978-975-16-0242-8 .
- Turan O. Mengücikler ve Mengücik ili // . — İs. : Ötüken Neşriyat A.Ş., 1973. — S. 66—79. — ISBN 978-605-155-216-3 .
- 2020-05-13
- 1