Уолпол, Хорас
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Уо́лпол, 1-й граф О́рфорд (уст. Вальполь , англ. Robert Walpole ; 26 августа [ 5 сентября ] 1676 , Хоутон , Норфолк — 18 [29] марта 1745 , Сент-Джеймс , Большой Лондон ) — британский государственный и политический деятель.
Рыцарь ордена Подвязки и Рыцарь компаньон ордена Бани , наиболее могущественная фигура в британской политической жизни 1720-х и 1730-х годов. Отец писателя и родоначальника «готического» романа Хораса Уолпола . Первые короли Ганноверского дома нашли в Уолполе верную опору. Он избегал впутывать страну в европейские войны и берёг военные и экономические силы для отражения возможных якобитских вторжений .
В 1721 году он стал первым лордом казначейства , а с 1730 года, после ухода в отставку лорда Таунсенда , оставался главой правительства вплоть до 1742 года. Он возглавлял правительство дольше, чем кто-либо в истории Великобритании, и считается первым британским премьер-министром . Этот термин тогда ещё не использовался, но Уолпол имел влияние на кабинет , аналогичное позднейшим премьерам.
Уолпол родился в имении Хоутон-холл в семье полковника. Учился в Итоне и Кембридже . После смерти отца унаследовал место в палате общин от одного из гнилых местечек , которое сохранял на протяжении сорока лет. На протяжении всей карьеры сохранял верность партии вигов , сплотил вокруг себя кружок литераторов — приверженцев Ганноверского дома ( Kit-Cat Club ), ставший прообразом последующих политических клубов Европы.
Как политик выдвинулся в годы Войны за испанское наследство , сначала по флотскому ведомству . В феврале 1708 года назначен военным министром , в 1710 году — казначеем флота. После прихода к власти тори в 1711 году отстранён от ведения дел, по наущению виконта Болингброка осуждён за мздоимство и заточён в Тауэре . После выхода на свободу вступил в борьбу с Болингброком за верховенство в политической жизни страны.
Приход к власти Ганноверского дома в лице Георга I (1714) означал возвращение монаршей милости к проганноверски настроенным политикам, в том числе и к Уолполу. Он возглавил тайный комитет, расследовавший обвинения Болингброка и других лидеров тори в государственной измене. В 1715 году получил назначение первым лордом казначейства.
В 1716—1717 годах Уолпол со своим зятем, 2-м виконтом Таунсендом , вступил в столкновение по внешнеполитическим вопросам с партией графа Сандерленда . Первые настаивали на сохранении нейтралитета в отношении континентальных конфликтов, вторые требовали вооружённой защиты владений короля в Ганновере .
Уолпол и Таунсенд покинули кабинет и перешли в оппозицию. Своими покровителями они избрали «молодой двор» — принца Уэльского и его супругу, Каролину Ансбахскую . При посредничестве Уолпола в 1720 году состоялось примирение принца с королём. С этого момента Уолпол стал всевластен.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться Уолполу в качестве «премьер-министра» (сам он не одобрял этот неофициальный в то время термин, видя в нём насмешку), — крах финансовой пирамиды , известной как компания Южных морей . Уолпол и сам обогатился, участвуя в её деятельности. Чтобы унять гнев потерявших сбережения, он отстранил от дел главу казначейства и сам занял этот пост.
В начале 1720-х годов сторонники Ганноверского дома образовали своего рода триумвират : место умершего графа Сандерленда занял Джон Картерет , Уолпол руководил министерством финансов (в качестве канцлера казначейства в 1721—1742 годах), Таунсенд ведал внешней политикой (в качестве государственного секретаря). В 1724 году Уолполу удалось удалить Картерета в Ирландию, в 1730 году он добился отставки Таунсенда, обретя таким образом всю полноту власти.
Государственная политика Уолпола зиждилась на двух китах — низкое налогообложение во внутренней политике и избегание войн в политике внешней. Эти цели вполне отвечали чаяниям влиятельного слоя сельских сквайров , но вызывали недовольство крупных землевладельцев, требовавших приращения колониальных владений с оружием в руках.
За годы правления Уолпола тори были выдавлены из политической жизни, а их лидер Болингброк, признав поражение, в 1735 году уехал за границу. Вместе с тем стан вигов разделился на целый ряд враждующих партий. В политике господствовала система патроната : каждый крупный сановник стремился выдвинуть на первые места своих молодых родственников и протеже.
Отсюда обвинения в коррупции и разложении государственного аппарата, которые выдвигали против Уолпола его противники всех мастей. В печати регулярно появлялись памфлеты , пьесы и стихотворные послания, высмеивающие мздолюбие первого министра. Некоторые из них принадлежали перу таких крупных фигур, как Джонатан Свифт , Генри Филдинг и Александр Поуп ; особенное возмущение вызывала борьба правительства с вольницей на театральных подмостках. Пристанищем всех недовольных уолполовским правлением стало издание The Craftsman .
Противники Уолпола объясняли его нежелание воевать с французами если не подкупом, то природной пассивностью. Его приверженность к мирной внешней политике обусловила нейтралитет Британии в Войне за польское наследство . Конфликт с испанцами вокруг Гибралтара также удалось уладить мирным путём.
В 1733 году Уолпол вынужден был уступить давлению негоциантов и отменить введённые им акцизы на вино и табак. В 1739 году под давлением плантаторов он неохотно объявил войну испанцам . Выборы 1734 года отразили падение его популярности. Молодые аристократы (такие, как Уильям Питт ), предвидя скорое падение Уолпола, искали покровительства его противников и группировались вокруг молодого принца Уэльского .
В феврале 1742 года противникам Уолпола удалось наконец добиться его отставки. Он получил титул графа Орфорда и солидную пенсию, но не смог помешать палате общин инициировать расследование связанных с его именем злоупотреблений. Престарелый министр удалился в своё имение Хоутон-холл , откуда продолжал давать советы королю и влиять на государственные дела через своего ставленника Генри Пелэма (занимавшего пост премьер-министра).
Своё огромное состояние Роберт Уолпол тратил на приобретение произведений искусства. Он был одним из крупнейших европейских коллекционеров живописи. Состав его собрания отражал вкусы английских коллекционеров XVIII века: жанровые сцены, мифологические и библейские сюжеты, портреты известных особ. Вначале коллекция находилась в разных лондонских домах британского премьер-министра, включая официальную резиденцию на Даунинг-стрит, в домах в Челси и Вестминстере. Затем все произведения были перевезены в Хоутон-холл (Норфолк, Восточная Англия). Его картинную галерею называли «самым прославленным художественным собранием в Англии», она включала произведения Веронезе , Рубенса , Рембрандта , Ван Дейка , Халса , Веласкеса и других художников.
Младший сын Роберта Уолпола, писатель Хорас Уолпол (1717—1797), считал делом чести сохранить коллекцию отца, в 1752 году он издал каталог собрания, снабдив его пространными комментариями. Но несмотря на противодействие младшего сына Орэйса, художественное собрание Хоутон-холла было продано в 1779 году внуком Джорджем, третьим графом Орфордом , российской императрице Екатерине II для картинной галереи Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Роковую роль в судьбе коллекции сыграло тяжелое финансовое положение наследников, обремененный долгами внук, растратив состояние, предложил галерею для продажи. Русский посланник в Лондоне А. С. Мусин-Пушкин , сообщая об этом императрице, писал: «Министр использовал все возможности своего длительного правления, чтобы сделать её [галерею] столь же прекрасной, сколько полной. Его внук лорд Орфорд берет на себя смелость принести ее полностью или частично к ногам Вашего императорского величества. Она достойна, по мнению всех знатоков, принадлежать самому великому из государей».
В феврале 1779 года последовал высочайший указ Екатерины II о покупке собрания. 204 картины (собственно вся коллекция, за исключением семейных портретов и скульптуры) были проданы за сумму в 40 555 фунтов стерлингов. Упакованные в ящики, картины прибыли в Петербург осенью 1779 года «на двух наилучших кораблях» под охраной фрегата.
С собранием Уолпола в Императорскую картинную галерею Эрмитажа влились значительные, произведения мастеров XVII столетия. Из произведений фламандской школы: « Пир у Симона фарисея », « Пейзаж с возчиками камней » и эскизы триумфальных арок Рубенса, « Мадонна с куропатками » и все «английские» портреты Ван Дейка, четыре «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса, «Семейный портрет» Йорданса, «Кухня» Давида Тенирса Младшего. Из итальянских художников: «Спор отцов церкви» Гвидо Рени, «Блудный сын», «Демокрит и Протагор», «Мужской портрет» Сальватора Розы, « Сон юного Вакха », « Суд Париса » и « Кузница Вулкана » Луки Джордано. Для полотен Карло Маратти в Хоутон-холле был отведен отдельный зал, где почётное место занимал «Портрет папы Климента IX». Из картин испанских живописцев в собрании были «Непорочное зачатие» и «Распятие Христа» Мурильо , французский раздел пополнился пейзажами Клода Лоррена и картинами Никола Пуссена , в том числе «Святым семейством со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем», а раздел искусства Голландии — шедевром Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». Наряду с картинами прославленных европейских мастеров, собрание Уолпола включало произведения английских художников, дающие представление об истоках и становлении национальной школы живописи: портреты скульптора Гринлинга Гиббонса и философа Джона Локка работы Годфри Неллера . Собрание Уолпола было самой крупной, но не единственной коллекцией, купленной в Англии, где были также приобретены собрания Уднея и Блэквуда .
«Хоутонская коллекция» стала крупнейшей культурной потерей Великобритании, но она оказалась одним из важных приобретений в процессе формирования картинной галереи императорского Эрмитажа после покупки коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского графа графа Генриха фон Брюля , барона Пьера Кроза . Сделка была заключена при посредничестве Джеймса Кристи , основателя существующего до настоящего времени аукционного дома « Кристис ». В Британии раздавались протесты, многие надеялись, что сделку аннулируют, но было слишком поздно. Ирония судьбы заключалась в том, что десять лет спустя, в 1789 году, в здании Хоутон-холла случился пожар: если бы картины остались там, то они бы погибли.
В настоящее время в петербургском Эрмитаже хранятся 126 живописных полотен из коллекции Уолпола. 15 картин находятся в музеях Москвы, 21 — в различных музеях России и Украины. Не вся коллекция сохранилась. Некоторые работы были проданы в 1850-е годы при Николае I , который лично проводил реорганизацию Картинной галереи и изыскивал средства для покупки новых произведений искусства. В 1920-е годы, при советской власти, картины «перераспределяли» по разным музеям.
Шесть картин проданы советским правительством за границу. « Портрет папы Иннокентия X », шедевр работы Веласкеса, «Портрет молодого человека» Франса Халса в 1931—1937 годах были проданы американскому банкиру, промышленнику и коллекционеру Эндрю Меллону за твёрдую валюту и сейчас находятся в Национальной галерее в Вашингтоне . Часть картин, находившихся в музеях петербургских пригородов, пропала во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, другие погибли в Ленинграде во время блокады и в эвакуации. Судьба тридцати шести полотен до настоящего времени неизвестна. Портрет Георга I работы Г. Неллера и Дж. Вуттона, находившийся во дворце в Гатчине и числившийся среди пропавших, в 2002 году возвращён России немецким правительством.
В 2002 году в Сомерсет-хаус в центре Лондона состоялась первая выставка картин бывшей коллекции: «Шедевры живописи из коллекции Уолпола в собрании Эрмитажа». Выставка «Возвращение в Хоутон-холл» состоялась в ноябре 2013 года в Хоутон-Холле в Норфолке. На выставке было представлено семьдесят картин в восстановленных интерьерах усадебного дома, построенного в палладианском стиле по проекту ведущих английских архитекторов Колина Кэмпбелла и Джеймса Гиббса .