Interested Article - Дузе, Элеонора

Элеоно́ра Ду́зе ( итал. Eleonora Duse ; 1858 , Виджевано , Италия 1924 , Питтсбург , США ) — всемирно известная итальянская актриса , обладательница прозвища «Божественная» ( la Divina ). Наряду с Сарой Бернар считалась величайшей театральной актрисой своего времени .

Биография

Родилась в актёрской семье армянского происхождения . Её дед Луиджи Дузе (Дузян, Дюзян) был основателем театра Гарибальди в Падуе . В четырёхлетнем возрасте начала играть в труппе своих родителей , ездила с ними по городам Италии. Её первым серьёзным успехом было исполнение главной роли в драме Золя «Тереза Ракен» (1879).

В 1881—1883 гг. состояла в браке с актёром (1844—1918), выступавшим под псевдонимом Кекки ( Checchi ); родила дочь. Много общалась с представителями скапильятуры . В 1886 г. создала собственную театральную компанию и к 30-ти годам стала самой известной актрисой Италии.

Играла в пьесах Дюма-сына («Дама с камелиями»), Сарду , Ибсена («Гедда Габлер», «Кукольный дом» и др.), Зудермана , Метерлинка («Монна Ванна»). Арриго Бойто , с которым актриса была в тайной связи, перевёл для неё «Антония и Клеопатру» Шекспира .

После 1890 года выступала в основном за пределами Италии, по большей части во Франции. Успешно гастролировала в США , Южной Америке , Российской империи (1891—1892, 1908). В начале 1890-х гг. состояла в связи с русским художником Александром Волковым и одно время жила в его палаццо на Гранд-канале ; их любовная переписка опубликована .

В 1895—1904 годах была близка с Габриеле Д’Аннунцио , который вывел её в романе « » (1900). Актриса разорвала эту связь, когда писатель предложил играть Анну во французской премьере драмы «Мёртвый город» её многолетней сопернице Саре Бернар . В 1905 г. сыграла в Париже Василису в драме Горького « На дне ».

В 1908 году Дузе оставила театр. После этого в течение двух лет жила во Флоренции с итальянской феминисткой . Единственный раз актриса снялась в кино в фильме Артуро Амброзио «Пепел» (1916) по одноимённому роману Грации Деледды . Переговоры о совместной работе с Дэвидом Гриффитом закончились ничем. В 1920 году обосновалась в Азоло ( провинция Тревизо ).

Дузе вернулась на сцену в 1921 году. Даже поседев и постарев, играла без грима и без парика. Минимальное использование грима (скрывающего тонкости мимики ) было совершенно нехарактерным для театра её времени. Современники отмечали богатство её интонаций, усложнённую пластику рук. По характеристике Большой российской энциклопедии :

Простота, человечность, обаятельная женственность нередко сочетались в героинях Дузе с ду­шев­ным над­ло­мом, ощу­ще­ни­ем не­проч­но­сти жиз­нен­ных ус­то­ев, не­удов­ле­тво­рён­но­стью на­стоя­щим и стра­хом пе­ред бу­ду­щим, ост­рым чув­ст­вом оди­но­че­ст­ва. Ис­пол­не­ние Дузе от­ли­ча­лось вир­ту­оз­ной тех­ни­кой. Дли­тель­ная ра­бо­та над ка­ж­дой ро­лью не бы­ла за­мет­на зри­те­лям; иг­ра ка­за­лась вдох­но­вен­ной им­про­ви­за­ци­ей .

Покинула Италию после прихода к власти фашистов (1922). Скончалась от воспаления лёгких во время гастролей, промокнув и простыв под дождём (у неё вообще были слабые лёгкие). Похоронена в Азоло. Многие её личные вещи были переданы дочерью в распоряжение местного краеведческого музея. Остальная часть архива Дузе хранится в на острове Сан-Джорджо-Маджоре .

Известность и влияние

Слава Дузе была всемирной. Её искусство высоко ценили Антон Чехов , Константин Станиславский , Бернард Шоу , Чарли Чаплин . Американская поэтесса Сара Тисдейл свою первую книгу (1907) назвала «Сонеты к Дузе и другие поэмы». В июле 1923 года Дузе стала первой женщиной, чей портрет украсил обложку журнала Тайм . Она оказала большое влияние на Марту Грэм .

Биография актрисы, написанная австрийским прозаиком Эмилем Райнхардтом (1928), была переведена на английский, французский, итальянский, португальский, польский, латышский языки, выдержала 15 изданий. Театры в нескольких городах Италии ( Болонья и др.) носят имя Элеоноры Дузе. В 1953 году Луиджи Коменчини включил архивные кадры с Элеонорой Дузе в свой фильм La Valigia dei sogni . Сценические костюмы актрисы, отреставрированные итальянским модельером Фаусто Сарли , выставлены в музеях по всему миру.

В 2015 году поставил «Дузе», балет Джона Ноймайера на музыку Бенджамина Бриттена и Арво Пярта . Главную партию исполнила Алессандра Ферри .

Дузе по сей день считается одной из величайших актрис всех времен ; в частности, критик Герман Бар назвал её «величайшей актрисой» .

Именем Элеоноры Дузе в 1974 году был назван 30-километровый кратер на Венере .

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Nagler A. M. Eleonora Duse // (англ.)
  3. Дузе Элеонора // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 1808.
  5. AA.VV. . — Accademia University Press, 2020-01-29. — 208 с. — ISBN 978-88-31978-83-5 . 30 сентября 2022 года.
  6. Carlo Fruttero, Massimo Gramellini. . — Edizioni Mondadori, 2011-03-01. — 357 с. — ISBN 978-88-520-1742-1 . 30 сентября 2022 года.
  7. : «Eleonora Duse, the Armenian-Italian tragedienne of world-wide reputation of her time. Her name was changed from Armenian (Dusian) to (Duse) for professional reasons».
  8. .
  9. . freidenberg.ru . Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
  10. . www.bostonkrugozor.com . — Цитата: "Судь­ба италь­ян­ской вы­да­ющей­ся ак­три­сы ар­мян­ско­го про­ис­хожде­ния Эле­оно­ры Ду­зе(1858-1924)...". Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
  11. Четырёхлетняя Дузе дебютировала на сцене в роли Козетты (в пьесе по роману В.Гюго « Отверженные ») 12 марта 1863 года — в день, когда появился на свет Габриеле Д’Аннунцио , который даст ей прозвище «Божественная».
  12. . Дата обращения: 1 мая 2023. 21 февраля 2023 года.
  13. Antonio Cara. . — Istituto superiore regionale etnografico, 1984. — 206 с.
  14. Annamaria Andreoli. . — Marsilio, 2017-02-02. — 379 с. — ISBN 978-88-317-3030-3 . 30 сентября 2022 года.
  15. Luce, Henry Robinson, 1898-1967, editor. . — [Time, etc.].
  16. Emil Alphons Rheinhardt. , Eleonora Duse. — LIT EDIZIONI, 14 gennaio 2015. — ISBN 978-88-6944-175-2 .
  17. . Дата обращения: 17 мая 2019. 17 мая 2019 года.

Литература

  • Шоу Бернард . от 5 января 2022 на Wayback Machine . В книге : Полное собрание сочинений. Том 5. Очерки. — Москва : Современные проблемы, 1911 . — С. 35—46.
  • Rheinhardt E. A. Das leben der Eleonora Duse. — B. : S. Fischer, 1928.
  • Winwar F. Wingless victory; a biography of Gabriele d’Annunzio and Eleonora Duse. — N. Y. : Harper, 1956.
  • Топуридзе Е. Элеонора Дузе. Очерк жизни и творчества. — М. : Искусство, 1960.
  • La Galienne E . The mystic in the theatre: Eleonora Duse. — N. Y. : Farrar, Straus & Giroux, 1966
  • Fusero C. Eleonora Duse. — Milano: Dall’Oglio, 1971.
  • Синьорелли О. Элеонора Дузе. — М. : Искусство, 1975. — (Жизнь в искусстве)
  • Molinari C. L’attrice divina. Eleonora Duse nel teatro italiano fra i due secoli. — Roma: Bulzoni, 1985.
  • Stokes J. a.o . Bernhardt, Terry, Duse: the actress in her time. — Cambridge; N. Y. : Cambridge UP, 1988.
  • Eleonora Duse nella vita e nell’arte (1858—1924). — Venezia: Marsilio, 2001
  • Sheehy H. Eleonora Duse: a biography. — N. Y. : Alfred A. Knopf, 2003.
  • Пагани М. П. Русский венок для Элеоноры Дузе // перевод, научная редакция, дополнения: М. Г. Талалай. — М. : Старая Басманная, 2019—180 с. — ISBN 978-5-907169-09-8
  • Ольга Геттман. . — 2021. — ISBN 9785043457646 .
  • Оля Ватова. . — АСТ: CORPUS, 2022. — ISBN 9785457611740 .
  • // THE EVENING STAR. — 1954.

Ссылки

Источник —

Same as Дузе, Элеонора