Чёрный Орфей
- 1 year ago
- 0
- 0
Орфе́й ( др.-греч. Ὀρφεύς , лат. Orpheus ) — легендарный певец и музыкант- лирист , герой древнегреческих мифов . Также известен как поэт и философ.
Основатель культовых обрядов орфических мистерий и религиозно-философского учения — орфизма . Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства .
Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее распространённому варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы . По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии , либо Клио , либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара ) и Каллиопы .
Согласно Лексикону Свиды , родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений . Согласно Геродору , было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом . Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея , либо учитель Мусея .
Фракиец , из области киконов . Жил в селении Пимплея у подножия Олимпа , неподалёку от Диона .
Любимец Аполлона . Аполлоном ему была подарена золотая лира , с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Эсхил в трагедии « Агамемнон » так описывает воздействие голоса Орфея (обращаясь к корифею): «Язык твой — язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом…». .
Довёл количество струн на лире до девяти . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию .
Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном . Об этом имеется упоминание во фрагменте из произведения Симонида и в поэзии Пиндара . Он пел команду гребцам . Давнейшее из дошедших до нас изображений Орфея — его фигура на метопе сокровищницы сикионцев в Дельфах среди всадников, которых принято считать аргонавтами .
Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке . Запрещал пролитие крови .
Не почитал Диониса , а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу . Был посвящён в Самофракийские мистерии . По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса , установил их на горе, названной от его кифары Кифероном . Построил храм Коры Сотеры в Спарте . Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике .
После смерти жены спускался за ней в подземное царство . Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону — так, что они согласились возвратить на землю Эвридику . Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию , после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам .
Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию , был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания . По Конону , фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного . Либо за то, что в песне, восхваляющей богов, пропустил Диониса . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония): урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией .
Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов . Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).
Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жён . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах , а лиру Зевс поместил среди созвездий . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя , недалеко от Лиры . После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам .
Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции — орфизма . Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.
Орфизм получил наибольшее распространение в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI—V веках до н. э. укоренившись главным образом в Южной Италии и на Сицилии .
От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах — либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция ( Платон и Аристотель ) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гомером , выступают Океан и Тефия , родившиеся от Геи и Урана . Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» — оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла ).
Известен миф о Дионисе Загрее , сыне Зевса и Персефоны , растерзанном титанами , стихийными силами земли. Вкусившие плоть Диониса, они были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшейся с кровью бога, произошёл человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса. Отсюда — орфизм как учение о равенстве всех людей, независимо от сословий . В основе орфической антропологии лежит утверждение о двойственности природы человека, имеющем два начала: низшее — телесное, титаническое, и высшее — духовное. Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны .
Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны» .
Орфей как художественный образ известен в искусстве с первой половины VI в. до н. э.
Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова, среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть .
Канадский литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа об Орфее во французской литературе XIX — первой половины XX века, отмечала тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека в мире .
Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкия и Ивика .