Алексе́й Леонидович Расторгуев
(
29 марта
1958
,
Москва
—
5 октября
2023
) — российский искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, коллекционер. Специализировался на искусстве поздней
античности
, искусстве западноевропейского
средневековья
, византийской и поствизантийской иконе, истории христианской иконографии, искусстве
Северного Возрождения
, искусстве XX века. Область научных интересов — искусство и культура средневековой Европы и раннего Возрождения, современная художественная критика и вопросы культурологии.
Биография
В
1980 году
окончил отделение истории и теории искусства
исторического факультета МГУ
, а в 1984 году — аспирантуру
кафедры всеобщей истории искусства
, защитив кандидатскую диссертацию «Перспектива в живописи итальянского
Возрождения
. Основные этапы её исторического развития» под руководством
В. Н. Гращенкова
. С того же времени остался преподавать на кафедре сначала в качестве ассистента, младшего научного сотрудника, а с 1991 по 2023 год — доцента. Преподавал «Введение в историю искусств», «Искусство западноевропейского Средневековья», «Историю христианской иконографии», «Искусство Северного Возрождения от Дюрера до Брейгеля», «Художественные проблемы поздней готики», многочисленные спецкурсы и спецсеминары.
Владел английским, французским, немецким, итальянским и латинским (в несовершенстве) языками.
Член Ассоциации искусствоведов (АИС) с 2009 года,
Московского союза художников
отделения критики с 2006 года, Международной ассоциации «Missing Art in Europe» с 1993 года, почётный член
Российской Академии Художеств
с 2011 года. Неоднократно выступал на телепередачах на ГТРК "Культура", посвященных искусству.
Был куратором проектов и выставок: выставки рисунков Бременской коллекции (Москва, 1993), выставки рисунка
Альтдорфера
из собрания Франца Кенигса (Роттердам, музей Бойманса — ван Бенингена, 1995), выставки гравюры
Валантена ле Кампиона
(Москва, 2005), а также галереи Петра Великого в Париже
.
Помимо преподавательской и научной деятельности занимался историей
белоэмигрантов
. В годы перестройки публиковался (под псевдонимами) в парижском журнале «Континент» (Василий Тележинский) и парижской газете «
Русская мысль
» (потом в этой же газете под своим именем).
Сын — Василий Расторгуев, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Скончался (от инсульта, случившегося 28 сентября) 5 октября 2023 года
.
Основные работы
-
Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1983. C.128-145
-
Пространственные структуры в живописи
Паоло Веронезе
. Опыт интерпретации // Советское искусствознание’82. М., 1984. Вып.2. C.215-33
-
Обманки // Декоративное искусство. 1984. № 6
-
Измерение пространства человеческой фигурой. К истории одного композиционного приема в живописи раннего Возрождения // Пространство картины. М., 1988
-
Новая жизнь, или возвращение к колыбельной // Иосиф Бродский размером подлинника. Таллин., 1990. С.193-214
-
Интуиция абсолюта в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1993. № 1. С.173-183
-
К истории коллекции рисунков Дрезденского гравюрного кабинета // Spoils of War. New York, 1996. P.160-166
-
Место и природа символа в пространственной композиции итальянских «Благовещений» XV века // Вопросы искусствознания. XI (2.97). М., 1997. С.298-317
-
Вопросы искусствознания. XI (2.97) М. 1997. С.298-317
-
Синайские иконы. «Русская мысль», август 1999
-
Музеи Ватикана. Журнал «ГЕО», 2, 1999. (и сайт АИС)
-
Сикстинская капелла Ватикана. Журнал «ГЕО», 4, 1999 (и сайт АИС)
-
Памяти учителя // «Итальянский сборник». М., 2005. Вып.4. С.5-7
-
Изучение христианской культуры как часть религиозного опыта современности: от С. С. Аверинцева до наших дней // Церковное искусство и его преподавание" Труды научной конференции Свято-Филаретовской духовной академии. М., 2007. С.34-61
-
Выставка собрания Петра Ивановича Щукина в Историческом музее. — Сайт Ассоциации искусствоведов, 2006
-
Жизнь и труды
Эмиля Маля
. Предисловие к переводу книги Э.Маля «Религиозное искусство XIII века во Франции» // Эмиль Маль. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2009. С.5-20
-
Отдельные части прошлого. // «Дважды диссидент. Сборник памяти Владимира Прибыловского». СПб, «Звезда», 2017. С. 140—145.
-
Юра Николаев: Париж… Рим… // «Юра Николаев: был, участвовал, состоял. Воспоминания жены, друзей и товарищей». Париж — Сан-Франциско, издание Бориса Грибановского, 2019. С. 71-80.
-
В парижской газете «Русская мысль» статьи на различные темы, а также интервью с ним, были в следующих номерах (до 1991 года под псевдонимом Сергей Полозов): 3732, 3734, 3737, 3795, 3800, 3801, 3813, 3819, 3828, 3831, 3836, 3840, 3849, 3853, 3862, 3872, 3873, 3882, 3892, 3923, 3935, 3928.
Диссертация
-
Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1983. C.128-145
Учебные курсы
Лекции
-
Введение в историю искусства (для студентов-искусствоведов 1 курса)
-
Западноевропейское искусство Средних веков (для студентов-искусствоведов 2 курса)
-
История зарубежного искусства (для студентов-историков)
Семинары
-
Описание и анализ памятников (для студентов-искусствоведов 1 курса)
Спецкурсы
-
История христианской иконографии
-
Художественные проблемы искусства поздней античности
-
Иконография великих французских готических соборов
-
Поздняя готика и искусство «ars nova»
Спецсеминары
-
Художественные проблемы поздней готики
-
Иконография искусства Северного Возрождения от Дюрера до Брейгеля
Документалистика
-
из серии «История искусства». ИП Петросянц В.Е. по заказу ВГТРК. 2019 г (2019-06-19). "Алексей Расторгуев. «4 элемента Джузеппе Арчимбольдо»". 50 minutes in.
ГТРК «Культура»
.
;
Примечания
-
↑
— 2023.
-
(неопр.)
.
smotrim.ru
. Дата обращения: 7 октября 2023.
5 декабря 2022 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2014.
13 августа 2017 года.
-
↑
(неопр.)
.
www.hist.msu.ru
. Дата обращения: 6 октября 2023.
-
(неопр.)
.
istina.msu.ru
. Дата обращения: 7 октября 2023.
6 апреля 2022 года.
Ссылки