Олег Васильевич Яхонт
(род.
9 апреля
1941
,
Иланский
,
Красноярский край
) — художник-реставратор высшей категории, ведущий научный сотрудник ГосНИИР, искусствовед, кандидат искусствоведения (1992), профессор (2001),
Заслуженный деятель искусств РФ
(2002)
, академик
РАХ
(2019)
,
(2016)
, автор ряда книг и более 150 статей по истории, теории и практике реставрации, атрибуции, истории искусства
.
Содержание
Биография
Родился в
Иланске
в семье железнодорожников из
Ростова-на-Дону
, которых перед войной отправили поднимать Сибирь. После окончания
Великой Отечественной войны
переехали на Северный Кавказ в город
Кропоткин
. В детстве Олег увлекся живописью и скульптурой, чтением книг по искусству. После окончания школы работал на железной дороге слесарем экспериментальной бригады, мастером по регенерации технических масел и др
.
По окончании МГУ по рекомендации реставратора
В. В. Филатова
был направлен работать в Государственные Центральные художественные научно-реставрационные мастерские имени академика И. Э. Грабаря на должность помощника реставратора в Отдел реставрации скульптуры
.
Статуя «Иван Грозный»
В 1973 году за «выдающиеся успехи в области научной реставрации» ему присвоено «бессрочное звание художника-реставратора высшей квалификации».
С 1970-х годов являлся членом Научно-методического совета Министерства культуры, Комиссии по аттестации реставраторов, Комиссии МК РФ по экспертизе и приобретению произведений искусства для музеев, Ученых и Реставрационных советов ряда музеев и реставрационных организаций, Оргкомитета и редсовета Международной научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства»
.
В 1976 году был переведен на должность директора Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. В 1978 году покинул эту должность был назначен Министерством культуры СССР заведующим отделом научной реставрации
музеев Московского Кремля
с целью проведения работ по подготовке к
Летним Олимпийским играм 1980
. Тогда при его участии были проведены работы со многими музейными памятниками Оружейной палаты, соборов,
Царь-колокола
.
На рубеже 1970-х годов Олег Яхонт выполнил сложнейшую реставрацию одного из шедевров русской скульптуры второй половины ХIХ столетия — статуи «Иван Грозный»
Марка Антокольского
.
В 1980—1990-е годы занимался реконструкцией статуи Георгия Победоносца
со
Спасской башни
Московского кремля, однако по стечению обстоятельств модель скульптуры была уничтожена:
Скульптурную икону демонтировали при строительстве новых стен и башен из кирпича взамен старого Белокаменного Кремля. Много лет она хранилась в Вознесенском монастыре. В 1929 году при уничтожении Вознесенского монастыря ее демонтировали под руководством Николая Николаевича Померанцева. Позднее один из крупных фрагментов — бюст святого — попал в Третьяковку…
В процессе реконструкции модели св. Георгия-змееборца. Пластилин, гипс. Реконструкция О. В. Яхонта
В Кремле находится несколько небольших фрагментов скульптуры. Они были найдены в конце 1960-х Н. Н. Померанцевым в подклете церкви Ризоположения. Никто не хотел браться за реставрацию деталей, которые в 1930-е годы были списаны, однако мне удалось вновь поставить их на охрану. Потом перевез домой в двухкомнатную квартиру — держать больше было негде. Начал работать над созданием трехметровой модели в натуральную величину. Мне бескорыстно помогали множество людей — физики, химики. А затем Советский Союз рухнул, и всем стало не до того. Мне повезло: предложили помещение на Арбате: в Центре художественной культуры Московского института повышения квалификации работников образования. Когда в 1994 году Центр съехал, мне посоветовали обратиться к некоему олигарху, который готов был поддержать начинание. Он действительно предоставил помещение, но в конце концов решил тайно продать модель. Я пригрозил судом. Тогда по его приказу Егория уничтожили. От дела, которому я посвятил четверть века, остались лишь фотографии и кинофильм. Конечно, все можно восстановить. Однако на это требуется воля руководства страны и согласие глав двух музеев — Кремля и Третьяковской галереи. В силу возраста сам уже не смогу таскать тяжелые блоки, но руководить реставрацией, лепить утраченные фрагменты в состоянии. Видимо, поэтому меня еще держат на свете — чтобы довел эту работу до конца
.
В 1992 году под руководством
В. Н. Гращенкова
защитил кандидатскую диссертацию по теме «Реставрация скульптуры как метод ее исследования» получив ученую степень кандидата искусствоведения
.
С 1990 года вёл преподавательскую работу в
РГГУ
(в 2001 году был избран профессором), читал курсы «Основы консервации и реставрации музейных предметов», «Техника изобразительного искусства» и др.
. С 2004 года был избран профессором в
МГАХИ им. В. И. Сурикова
на кафедре скульптуры и композиции. Автор ряда программ по читаемым курсам
.
В 2002 году Олегу Васильевичу Яхонту было присвоено звание
Заслуженный деятель искусств РФ
. В 2007 году он был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.
В 2010 году награжден медалью «Достойному»
Российской Академии Художеств
за монографии «О реставрации и атрибуции» и «Консервация и хранение скульптуры в музее»
.
4 марта 2016 года за 49-летний трудовой стаж в области реставрации и более 210 отреставрированных объектов культурного наследия в
Москве
был удостоен звания «Почётный реставратор города Москвы»
.
Помимо реставрационной и искусствоведческой деятельности, Олег Яхонт создаёт графические, живописные и скульптурные произведения:
В течение многих лет в свободные дни, в любую минуту я стремился заниматься рисованием, живописью, лепкой, изображая своих близких, те места, где пришлось побывать. Некоторые работы высоко оценили профессиональные художники, в том числе мною любимый Илларион Голицын. В последние годы некоторые работы поступили в музеи: в Государственный исторический в Москве, в художественные музеи Архангельска, Костромы, Саранска, Симферополя
.
Произведения О. В. Яхонта периодически демонстрируются на выставках
, размещены на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ
.
В октябре 2019 года в Инженерном корпусе
Третьяковской галереи
открылась персональная выставка Яхонта «Дар Олега Яхонта»
. Выставка состояла из двух частей, первая демонстрировала скульптурные и графические произведения из личной коллекции О. Яхонта, переданные в дар
Третьяковской галерее
(работы
Б.Д. Королёва
,
Б.Н. Терновца
,
И.И. Машкова
,
М.Д. Рындзюнской
,
А.М. Гюрджана
), вторая — представила творчество Олега Яхонта как художника: графику и скульптурные работы, выполненные им в различных материалах
.
С 2019 года — академик Российской академии художеств (Отделение дизайна)
.
2016, Москва, Выставочный зал ГосНИИР — выставка «К 75-летию Почетного реставратора города Москвы О. В. Яхонта»
.
2019—2020, Москва, Третьяковская галерея — Выставка «Дар Олега Яхонта»
.
Избранные научные работы
О принципах реставрации каменной скульптуры // Художник. 1973. № 12. С. 58-61.
История и принцип реставрации каменной скульптуры // Музей и современность. 1976. № 2. С. 167—195.
Возрожденные шедевры: Реставрация скульптуры. М.: Просвещение, 1980. 127 с.
Latest Data in the Ancient Symbol of Moscow // La conservazione dei monument nel bacino del Mediter-raneo. Venezia, 1994. P. 763—767.
Некоторые проблемы экспертизы и атрибуции скульптуры // I научная конференция «Экспертиза произведений изобразительного искусства»: Тез. докл. … [М., 1995]. С. 56-57.
Проблемы исследования, реставрации и конечного результата при реставрации музейной скульптуры // Современные принципы реставрации: Конечный результат реставрации: Тез. докл. М., 1995. С. 101—104.
Музей слепков и реставрация // Музеи Москвы и музеология XX века: Тез. науч. конф. … М., 1997. С. 77-79.
О забытом памятнике Льву Николаевичу Толстому // Источники по истории усадебной культуры: [Сб. ст.] М., 1997. С. 118—124.
Автор и первоначальная композиция Белокаменной надвратной иконы 1464 г. с главной башни Московского Кремля // Худож. наследие. 1999. № 17. С. 69-75.
Скульптура московских музеев: Реставрация и атрибуция / Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации. М., 2000. 176 с.
Реставрация и хранение скульптуры в музее / О. В. Яхонт; Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации. — Москва: Индрик, 2009. — 207 с.
ISBN 978-5-91674-007-3
[Текст] : избранные статьи / О. В. Яхонт; Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации (ГосНИИР). — Москва: Сканрус, 2010. — 463 с.
ISBN 978-5-93221-138-0
Яхонт О. В. Реставрация скульптуры как метод ее исследования: диссертация кандидата искусствоведения / МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1992. — 212 с.
Кто есть кто в РГГУ. — М., 1997. — С. 286.
// Официальный сайт мэра Москвы
Олег Яхонт. Грани творчества: к 55-летию творческой деятельности: альбом избранных произведений художника, искусствоведа, реставратора / Российская акад. художеств, Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации; [авт.-сост. Н. Н. Фомина]. — Москва : СканРус, 2014.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 ноября 2019. Архивировано из
22 июня 2019 года.