Interested Article - Портреты родителей (картина Дюрера)

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490. Дубовая доска, масло, 47 см x 36 см. Германский национальный музей (Gm 1160), Нюрнберг
Альбрехт Дюрер старший с чётками . Альбрехт Дюрер, ок. 1490. Дубовая доска, масло, 47.5 см × 39.5 см. Уффици (Inv. 1086), Флоренция

«Портреты родителей Дюрера» (или «Родители Дюрера с чётками» ) — общее название двух небольших портретов родителей художника Альбрехта Дюрера , написанных им около 1490 года. Портреты, первоначально составлявшие диптих , были разделены после 1588 года.

История

Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427—1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451—1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество у Михаэля Вогельмута и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие. Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека . Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним. Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям , или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения.

В настоящее время портрет Дюрера старшего находится в галерее Уффици (Флоренция). Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Германском национальном музее (Нюрнберг) . Связь между двумя работами была установлена в 1977 году на основании одинаковых размеров картин, того, что они обе имеют один инвентарный номер (19 — номер, под которым был зарегистрирован диптих в 1573/74 году в инвентаре Имгофа ), схожести в композиционном построении, колорите . Однако, возможно, что картина из Нюрнберга — ранняя копия утраченного оригинала .

Портрет отца в этом диптихе считается работой более высокого качества и признан «свидетельством удивительной глубины психологизма» восемнадцатилетнего художника. На флорентийской картине плохо сохранилась оригинальная авторская живопись, она подвергалась поновлениям . Портрет подписан и датирован с обеих сторон , это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD . Однако, вероятно, даты и монограмма были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером . На обороте портрета отца нарисованы гербы семейств Дюреров (открытая дверь — Дюрер старший родился в венгерском селении Ajtó, что по-немецки означает «дверь») и Хольперов (олень , значение герба неясно) , под крылатым мавром в красном одеянии .

Портреты Барбары Дюрер 1514 года и 1490 года (перевёрнутый)

Барбара была дочерью нюрнбергского ювелира , у которого служил Дюрер старший . Двое мужчин подружились, а позднее сорокалетний Дюрер женился на Барбаре, которой было 15 лет . Супруги, судя по всему, жили в добром согласии. Привлекательная, по свидетельству сына , в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне. Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины .

До 1977 года этот портрет не связывался с матерью Дюрера. Исследователь жизни и творчества художника Федя Анцелевский отметил сходство женщины на портрете с — единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет . Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 Анцелевский счёл их изображениями одной и той же женщины .

Искусствовед Юлиан фон Фиркс отмечает, что Дюрер мог быть знаком с портретом графа Георга фон Левенштейна работы Ганса Плейденвурфа через своего учителя Михаэля Вольгемута . Этот портрет, один из примеров изображения пожилого человека, в свою очередь, вероятно, был создан под влиянием портрета кардинала Николо Альбергати (1438), приписываемого Ван Эйку .

По предположению Анцелевского, портреты, вероятно, были разделены где-то между 1588 и 1628 годом, возможно, для продажи портрета отца Дюрера императору Священной Римской империи Рудольфу II .

Комментарии

  1. Портрет имеет несколько вариантов наименований, в Уффици он называется «Портрет отца художника».
  2. Дюрер внимательно изучал и фиксировал возрастные изменения во внешности своих моделей, однако себя после автопортрета 1500 года изображал лишь на заднем плане своих произведений либо в небольших рисунках.
  3. Представитель нюрнбергской семьи банкиров и купцов. С Имгофами Дюрер был связан деловыми и дружескими отношениями.
  4. Вольгемут был отчимом родного сына Ганса Вильгельма .

Примечания

  1. , p. 419.
  2. , p. 45.
  3. , p. 238.
  4. , p. 36.
  5. , p. 14.
  6. , p. 21.
  7. , p. 342—343.
  8. , p. 5.
  9. , p. 16.
  10. , p. 22.
  11. , p. 46.
  12. , p. 12.
  13. , p. 10.
  14. , p. 116.
  15. Hunter, John. «Who Is Jan van Eyck’s ‘Cardinal Nicolo Albergati’?». The Art Bulletin, Volume 75, No. 2, June 1993. 207—218
  16. , p. 5—18.

Литература

  • Allen J. Albrecht Dürer. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2005. — ISBN 0-7661-9475-2 .
  • Bailey M. Dürer. — London: Phaidon Press, 1995. — Т. 1. — ISBN 0-7148-3334-7 .
  • Brand Philip L., Anzelewsky F. The portrait diptych of Dürer’s parents // Netherlands Quarterly for the History of Art, Volume 10 / Borchert, Till-Holger (ed). — 1978—1979. — P. 5—18.
  • Brion M. Dürer. — London: Thames and Hudson, 1960.
  • Campbell Hutchison J. Albrecht Dürer: A Guide to Research. — Garland, 2000. — ISBN 0-8153-2114-7 .
  • Fossi G. . — Giunti Editore, 2004. — С. —343. — 638 с. — ISBN 88-09-03676-X .
  • Tatlock L. Enduring Loss in Early Modern Germany. — Brill Academic Publishers, 2010. — 116 с. — ISBN 9-0041-8454-6 .
  • Thausing M. Albert Durer: His Life and Work, Part 1. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2003. — ISBN 0-7661-5416-5 .
  • Von Fircks J. Albrecht Dürer the Elder with a Rosary // / Borchert, Till-Holger (ed). — London: Thames & Hudson, 2011. — ISBN 978-0-500-23883-7 .
Источник —

Same as Портреты родителей (картина Дюрера)