Interested Article - Зандрарт, Иоахим фон

Иоахи́м фон За́ндрарт , называемый Старшим ( нем. Joachim von Sandrart , der Ältere ; 12 мая 1606 , Франкфурт-на-Майне 14 октября 1688 , Нюрнберг ) — немецкий живописец , рисовальщик и гравёр , а также историк искусства и переводчик ; выдающийся представитель немецкого барокко XVII века, один из первых историографов немецкого искусства. В Нюрнберге были известны и другие художники, члены семьи Зандрарт, поэтому Иоахима называют Зандрартом Старшим .

Биография

Бюст И. фон Зандрарта в Зале славы, Мюнхен
Ф. Г. Мюллер. Медаль в честь И. фон Зандрарта. Нюрнберг, 1682

Иоахим родился в дворянской семье, происходившей из окрестностей города Монс в Геннегау , или Эно (ныне южная Бельгия). Его родословная начинается с Жана Зандрарта (1449—1509), капитана папской гвардии. Дворянство ему было даровано в 1500 году папой Александром VI . Потомки Зандрарта позже поселились во Франкфурт-на-Майне и стали торговцами. Иоахим фон Зандрарт получил подтверждение дворянства Священной Римской империи и герб 20 июля 1653 года в Регенсбурге .

31 января 1637 года он женился на Йоханне фон Милькау, дочери ювелира -кальвиниста, эмигрировавшего из южных Нидерландов. После её смерти в 1672 году, 5 ноября 1673 года Зандрарт женился на Эстер Барбаре Блумарт (1651—1733), из нюрнбергской купеческой семьи, которая была на 45 лет младше его и чей известный портрет часто принимают за изображение Марии Сибиллы Мериан . Оба брака остались бездетными. Нюрнбергский гравёр, издатель и торговец произведениями искусства Якоб фон Зандрарт приходился Иоахиму племянником .

Живописи и графике Иоахим стал обучаться с девятилетнего возраста, вначале в Нюрнберге с 1615 года у гравёра и живописца Петера Иссельбурга, затем в Праге у «рудольфинца» Эгидия Саделера Старшего . Однако свои первые художественные уроки он уже получил ранее в мастерской Даниэля Соро. Десять лет спустя, в 1625 году, он стал учеником Геррита ван Хонтхорста в Утрехте и оставался им до 1629 года. В последующие шесть лет вместе с учителем Зандрарт путешествовал по Англии и Италии. Среди прочего он написал «Смерть Сенеки», «ночную картину» в стиле Хонтхорста. Как живописец Зандрарт «тяготел к караваджизму ». В Лондоне при дворе короля Карла I работал портретистом, его аллегорические картины «отличались несколько напыщенным, эклектичным стилем, в котором отчётливо просматривались цитаты из творчества разных художников» .

В Англии Зандрарт подружился с выдающимся собирателем произведений искусства лордом Т. Арунделом . Во Фолоренции встречался с Галилео Галилеем , который показал ему в свой телескоп Луну. В Италии вместе с Клодом Лорреном писал пейзажи римской Кампаньи , много рисовал, в том числе для римского банкира, коллекционера и мецената Винченцо Джустиниани и по заказу папы Урбана VIII . В первую очередь это были многочисленные портреты, а также картины на библейские темы для интерьеров римских церквей. Он также предоставил рисунки для издания гравюр «Галереи Джустиниани»: изображений античных статуй из коллекции маркиза Винченцо Джустиниани, опубликованных между 1635 и 1637 годами . Как писал Жермен Базен , Зандрарт, стремившийся к универсальности знаний и являвшийся в полном смысле слова «европейцем», был неутомимым путешественником. «Не избежавший участия в перипетиях Тридцатилетней войны, он был чрезвычайно привлекательной личностью, весьма симптоматичной для новой европейской культуры, развивавшейся при посредстве Италии» .

Зандрарт был знаком практически со всеми выдающимися художниками своего времени и это впоследствии натолкнуло его на мысль о создании большого историографического труда. В Риме Иоахим фон Зандрарт был принят в члены общества « Перелётные птицы », или «Бент» ( нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства .

В 1635 году Зандрарт вернулся во Франкфурт-на-Майне и прожил там два года. В 1637 году он отправился в Амстердам , оставался там до 1645 года, и вскоре стал одним из самых востребованных художников-портретистов. Для курфюрста Максимилиана I Баварского Зандрарт написал серию картин «Двенадцать месяцев» и аллегорию «День и ночь» для его галереи в Шлайсхайме в окрестностях Мюнхена . После смерти своего тестя в 1645 году унаследовал близ Ингольштадта и переселился в него из Нидерландов.

В 1649 году, после окончания Тридцатилетней войны , Зандрарт прибыл в Нюрнберг , где писал портреты присутствовавших там послов различных европейских держав. Наиболее значимым произведением, созданным в Нюрнберге, является большая картина «Великий пир мира» (Das große Friedensmahl), изображающая торжественное пиршество шведского короля Карла X Густава с императорскими и шведскими посланниками в рамках мирного конгресса. В 1653 году Зандрарт был возведён в дворянство Пфальц-Нойбурга (Pfalz-Neuburgischer Rat). После того, как в Вене он написал портреты императора Фердинанда III , его супруги и эрцгерцога Леопольда, он получил также австрийское дворянство. В 1676 году повелением герцога Августа Саксен-Вейсенфельского Иоахим фон Зандрарт был принят в аристократическо-интеллектуальное просветительское « Плодоносное общество » (Fruchtbringende Gesellschaft), где эмблемой фон Зандрарта стала «красная ель».

В 1670—1673 годах Иоахим фон Зандрарт жил и работал в Аугсбурге . После того как его племянник Якоб фон Зандрарт основал в 1662 году в Нюрнберге первую немецкую частную « Академию живописцев » (Maler-Akademie), став её первым директором, в 1664 году академию возглавил Иоахим фон Зандрарт. Академия существует до настоящего времени как Нюрнбергская академия изобразительных искусств . Иоахим фон Зандрарт также активно занимался изданием академических сочинений, эту работу продолжили его племянник и наследники. В 1675 году он написал картину «Сон Иакова» для францисканской «Церкви босоногих» (Barfüßerkirche) в Аугсбурге.

В 1681 году Зандрарт позаботился о восстановлении могилы Альбрехта Дюрера на кладбище Johannisfriedhof при церкви Св. Иоанна в Нюрнберге, где сам Зандрарт в 1688 году нашёл своё последнее пристанище.

«Немецкая академия зодчества, ваяния и живописи»

Зандрарта называли «немецким Вазари» . Своё главное и наиболее ценное сочинение по истории искусства, «Немецкую Академию зодчества, ваяния и живописи» (Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste), Иоахим фон Зандрарт издал несколькими частями в период с 1675 по 1679 год (переиздания: 1683 на латинском языке, 1898). Концепцию этого сочинения он разрабатывал с помощью своего племянника Якоба фон Зандрарта и в сотрудничестве с нюрнбергским поэтом Зигмундом фон Биркеном , переработавшим тексты Зандрарта и дополнившим их многочисленными стихотворениями. «Немецкая Академия» считается первым историко-теоретическим текстом по искусству на немецком языке. «После Вазари это наиболее монументальный труд, когда-либо написанный художником об искусстве» .

Книга разделена на пять частей, составляющих два тома, и включает 836 страниц текста, 111 вкладок с репродукциями произведений архитектуры, 118 гравюрных воспроизведений скульптур, 80 барельефов, 327 медальонов, 180 портретов и план города Рима. Специалисты многие века пользовались главным образом более удобным изданием на латинском языке с дополнениями: «Academia nobilissimae artis picturae» (1683). Зандрарт стремился к универсальности знания, он задумал написать подлинную энциклопедию «всех стилей и манер», в отличие от предыдущих сочинений Джорджо Вазари и Карела ван Мандера , вне каких-либо пристрастий или эстетических предубеждений, но при этом он не стеснялся использовать сведения из работ Вазари, Мандера, Виньолы, Серлио или Палладио .

Первая часть «Немецкой академии» посвящена историко-теоретическому очерку развития трёх основных видов искусства: архитектуры, скульптуры и живописи. Вторая часть включает биографии знаменитых художников от античности до современников Зандрарта. Особенную ценность представляет биография загадочного немецкого художника Маттиаса Грюневальда , живописца и графика эпохи Северного Возрождения , написанная на основе данных, полученных непосредственно от ученика художника. До настоящего времени эта биография является главным историографическим источником. Однако и этим не ограничивается ценность труда немецкого историографа: «Любознательность Зандрарта влекла его за пределы западного мира; он был первым из европейцев, кто заговорил о китайской живописи» . Третья часть книги включает описание путешествий автора и впечатления от увиденных им произведений в различных коллекциях. Завершает повествование перевод на немецкий язык поэмы Овидия « Метаморфозы », которую называют «библией художников» .

В 1680 году Зандрарт продолжил свой труд, выпустив перевод на немецкий язык книги итальянского поэта Винченцо Картари «Образы древних богов и сказания о них» ( итал. Le imagini con la spositione de i dei de gli antichi , 1556), несколько изменив заглавие: «Иконология богов, или Изображения богов, почитавшихся в Древности (Iconologia Deorum oder Abbildung der Götter welche von den Alten verehret wurden)». Иоганн Вольфганг фон Гёте позднее написал рецензию на «Немецкую академию» в литературном журнале «Франкфуртские научные объявления» (Frankfurter Scientifice Advertisements), как и И. Г. Гердер , в ней он по достоинству оценил уникальность сочинения Зандрарта и прокомментировал важность перевода «Метаморфоз» Овидия.

Галерея

Сочинения

  • L’Academia Todesca della Architectura Scultura et Pictura: Oder Teutsche Academie der Edlen Bau- Bild und Mahlerey-Künste , 1. Teil, Nürnberg (Johann-Philipp Miltenberger) 1675
  • Teutsche Academie zweyter und letzter Haupt-Teil , Nürnberg (Ch. G. Froberger) 1679
  • P. Ovidii Nas. metamorphosis oder des verblümten Sinns der Ovidianischen Wandlungs-Gedichte gründliche Auslegung: … 1.-12.Buch [mit] P. Ovidii Nasonis Lebenslauff/ aus dem Niederländischen Carls von Mander … ins Teutsche übers. und der Sandrartischen Academie einverleibet , Nürnberg [Froberger], 1679
  • Iconologia deorum, oder Abbildung der Götter, welche von den Alten verehret worden , Nürnberg (Christian Siegmund Froberger) 1680 (перевод с латинского языка)
  • Sculpturae veteris admiranda , Nürnberg (Christian Siegmund Froberger) 1680
  • Academia nobilissimae artis pictoriae , Nürnberg (Christian Sigismund Froberger) 1683
  • Romae antiquae et novae theatrum , Nürnberg (Christian Sigismund Froberger) 1684
  • Des alten und neuen Roms grosser Schau-Platz , Nürnberg 1685
  • Insignium Romae templorum prospectus exteriores et inferiores . — Nürnberg: Selbstverl., 1690

См. также

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Joachim von I Sandrart // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118794396 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  5. Klemm Ch. Sandrart, Joachim von // Neue Deutsche Biographie (NDB).— Band 22. — Berlin: Duncker & Humblot, 2005. — ISBN 3-428-11203-2 . — S. 426
  6. Stricker W. Sandrart // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Band 30. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1890. — S. 358
  7. Власов В. Г. Зандрарт, Иоахим фон // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 351. — ISBN-5-88737-005-X
  8. Anne-Dore Ketelsen-Volkhardt. Georg Flegel. 1566—1638. — München-Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2003. — ISBN 3-422-06378-1 . — S. 28
  9. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 46
  10. Helmus L. De Bentvueghels. De bewogen opkomst en ondergang van een Nederlands kunstgenootschap in Rome, 2023. — ISBN 9789000366576
  11. Kummer S. Architektur und bildende Kunst von den Anfängen der Renaissance bis zum Ausgang des Barock // Ulrich Wagner (Hrsg.): Geschichte der Stadt Würzburg. 4 Bände; Band 2: Vom Bauernkrieg 1525 bis zum Übergang an das Königreich Bayern 1814. — Stuttgart:Theiss, 2004. — ISBN 3-8062-1477-8 . — S. 576—678; 942—952
  12. Базен Ж., 1995. — С. 46
  13. Базен Ж., 1995. — С. 47
  14. Базен Ж., 1995. — С. 48
  15. Власов В. Г. , 1996. — С. 352

Литература

  • Власов В. Г. Зандрарт Иоахим фон // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 351–352. — 543 с., [8] л. ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • / А. М. Муратов // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 231. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
  • Немецкая живопись XVII века : очерки / А. Н. Изергина. — Ленинград : Искусство ; Москва, 1960. — 187 с.
  • Gerstl D. «Sandrarts Friedensmahl » / Doris Gerstl // Von teutscher Not zu höfischer Pracht: 1648—1701 : [ нем. ] : Germanisches Nationalmuseum, Nürnberg, 2. April - 16. August 1998 / [hrsg. von G. Ulrich Großmann unter Mitarb. von Franziska Bachner und Doris Gerstl]. — Köln : DuMont, 1998. — S. 26—30 et passim.. — 392 S. — ISBN 3-7701-4457-0 . — ISBN 3-7701-4458-9 . — OCLC .
  • Klemm C. Joachim von Sandrart : Kunstwerke und Lebenslauf : [ нем. ] / Christian Klemm. — Berlin : Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 1986. — 387 S., [8] S. fig. — (Jahresgabe des Deutschen Vereins für Kunstwissenschaft ; 1985/86). — ISBN 3-87157-103-2 . — OCLC .
  • Kluxen A. M. Zu einer Neubewertung von Joachim von Sandrarts «Teutscher Academie» / Andrea M. Kluxen // Musis et litteris : [ нем. ] : Festschrift für Bernhard Rupprecht zum 65. Geburtstag / Silvia Glaser und Andrea M. Kluxen [Hrsg.]. Unter Mitarb. von Volkmar Greiselmayer. — München : Fink, 1993. — S. 523—536. — 613 S. — ISBN 3-7705-2859-X . — OCLC .
  • Kutter P. : nebst Versuch eines Katalogs seiner noch vorhandenen Arbeiten,… mit 7 Lichtdrucktafeln / von Paul Kutter. — Straßburg : Heitz, 1907. — IX, [1], 148 s., VII s. fig. — (Studien zur deutschen Kunstgeschichte ; H. 83). — OCLC .
  • Thimann M. Gedächtnis und Bild-Kunst : Die Ordnung des Künstlerwissens in Joachim von Sandrarts Teutscher Academie : [ нем. ] / Michael Thimann. — Freiburg im Breisgau : Rombach, 2007. — 131 S. — (Rombach Wissenschaften: Reihe Quellen zur Kunst ; Bd. 28). — ISBN 3-7930-9485-5 . — ISBN 978-3-7930-9485-2 . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Зандрарт, Иоахим фон