Interested Article - Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет

« Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет » — картина, приписываемая Альбрехту Дюреру , по другой версии — копия с подлинника Дюрера, написанная во второй половине XVI века.

История картины

Предположительный автопортрет Альбрехта Дюрера старшего , 1486. Рисунок серебряным карандашом. Приписывается Альбрехту Дюреру Старшему. Альбертина, Вена

Считается, что портрет был парным « Автопортрету » Альбрехта Дюрера 1498 года . Обе картины одинакового размера, модели на них изображены в половину роста. Портреты были переданы Нюрнбергом в ноябре 1636 года Томасу Говарду, графу Арунделу , для английского короля Карла I , как работы самого знаменитого горожанина — Дюрера-сына . После свержения Карла I, во времена Кромвеля , королевская коллекция была разрознена, и обе картины в 1653 году оказались в распоряжении некоего Ричарда Саймонда. О том, где в дальнейшем находился портрет отца Дюрера, сведений нет. Известно, что в 1904 году он был приобретён у душеприказчика леди Ашбертон , Лондонской Национальной Галерей (инв. № NG1938). Автопортрет Дюрера был куплен музеем Прадо (Мадрид) .

На момент приобретения портрета Национальной галереей не было достаточной информации о его происхождении. На обратной стороне доски сохранилась фрагменты бумажной этикетки, которая датирована по начертанию букв XVII веком, и была похожа на этикетку с автопортрета Дюрера 1498 года. Также было отмечено сходство изображённого мужчины с портретом Альбрехта Дюрера Старшего (1490) и предполагаемым его автопортретом (1486). В инвентарной описи коллекции Карла I (1639) одна из картин названа портретом отца художника, в чёрной шапке «по старой венгерской моде», одетого в «тёмно-жёлтое платье, в широкие рукава которого он спрятал руки», написанным «по красноватому грунту в трещинах». Без сомнения, это портрет из Национальной галереи, так как ни один из известных портретов Дюрера-отца, кроме лондонского, не имеет красноватого фона .

Атрибуция

Портрет плохо сохранился, имеются утраты красочного слоя фона и одежды модели. Картина была расчищена в 1955 году, при этом обнаружилось особое мастерство в изображении лица, проявился розовый фон портрета, до этого покрытый «коричневатой глазурью». Некоторые специалисты считают, что этот портрет является работой Альбрехта Дюрера . Однако в Лондонской Национальной Галерее портрет экспонируется как «приписываемый Альбрехту Дюреру» (в 1959 году в каталоге немецкой живописи именно так атрибутировал его ). В том, что это подлинная работа знаменитого художника сомневались также , Панофский , Фридлендер , . На авторстве Дюрера настаивали Винклер и Анцелевский .

Портрет из Национальной галереи считается её специалистами одним из самых удачных изображений отца художника. Однако техника его исполнения отлична от подлинных работ Дюрера. Ни у одной известной картины Дюрера нет такого небрежного фона и, кроме портрета Бернхарда ван Реезена, художник нигде не использовал для него розоватый тон. На лондонской картине фон, выполненный мареной , со временем выцвел, при этом стали более заметны полосы на нём. По верхнему краю доски выполнена надпись ультрамарином , — Дюрер никогда не подписывал свои работы этой краской, хотя, как и другие живописцы той эпохи, широко использовал её .

Не характерны для работ Дюрера и грубые трещины, появившиеся в толстом слое краски. Дюрер тщательно и тонко прописывал каждый слой своих картин, добиваясь гладкой поверхности. Автор же лондонского портрета, вероятно, работал быстро, выполнив фон за один раз относительно толстым слоем краски. Сравнение картины с бесспорно признанными произведениями Дюрера (прежде всего созданными на рубеже веков, такими как «Портрет Освальда Креля» и « Автопортрет » из Прадо) привело исследователей к выводу, что это скорее всего копия с утраченного оригинала. Время её исполнения — приблизительно вторая половина XVI века .

Картины, гравюры и рисунки Дюрера копировались ещё при его жизни. Некоторые копии выполнялись самим Дюрером или под его наблюдением. И после смерти Дюрера, когда его слава росла, копирование продолжалось. Видимо, к 1636 году, когда отцы города Нюрнберга подарили две картины английскому королю, уже было забыто, что один из портретов написан не Альбрехтом Дюрером .

Примечания

  1. , p. 58.
  2. . National Gallery, London. Дата обращения: 7 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
  3. . British Museum, 21 March 2003. Дата обращения: 7 апреля 2012. 16 мая 2012 года.

Литература

  • Allen J. Albrecht Dürer. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2005. — ISBN 0-7661-9475-2 .
  • Bailey M. Dürer. — London: Phidon Press, 1995. — ISBN 0-7148-3334-7 .
  • Conway M. Dürer Portraits, Notes // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — Vol. 33, № 187, October 1918 . — P. 142–143.
  • Brion M. Dürer. — London: Thames and Hudson, 1960.
  • Campbell Hutchison J. Albrecht Dürer: A Guide to Research. — New York: Garland, 2000. — ISBN 0-8153-2114-7 .
  • . British Museum, 21 March 2003. Дата обращения: 7 апреля 2012. 16 мая 2012 года.
  • Sturge Moore T. Albrecht Dürer. — Kessinger Publishing, 2004. — ISBN 1-4191-0533-7 .
Источник —

Same as Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет