Interested Article - Тёрнер, Уильям
- 2021-12-08
- 1
Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер , также Те́рнер ( англ. Joseph Mallord William Turner ; 23 апреля 1775 года , Ковент-Гарден , Лондон — 19 декабря 1851 года , Челси ) — английский живописец , мастер романтического пейзажа , акварелист и гравёр. Иногда Тернера оценивают как предшественника французских импрессионистов и считают его инициатором системы современного искусства . Наследие художника составляют более 550 картин маслом, 2000 акварелей и 30 000 работ на бумаге.
Биография и творчество
Ранние годы
Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден в бедной семье. Всю свою жизнь он сохранял свой акцент кокни и старательно избегал атрибутов успеха и славы.
Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Джозеф Тёрнер, был мастером по изготовлению париков , а в конце 1770-х годов открыл цирюльню . Мать, Мэри Маршалл, происходила из семьи торговцев мясом. Младшая сестра Мэри Энн родилась в сентябре 1778 года, но умерла малолетней в августе 1783 года. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (с 1785 года у матери наблюдались признаки психического расстройства, перешедшие потом в болезнь), Уильяма Тёрнера отправили в лондонский пригород Брентфорд , где он жил у дяди.
Начало занятия живописью
Ещё в Брентфорде Уильям проявил интерес к изобразительному искусству. Наиболее раннее известное художественное упражнение Тёрнера относится к этому периоду — серия простых раскрасок гравированных пластин из книги «Живописный вид древностей Англии и Уэльса» . Около 1786 года Тёрнера отправили в Маргейт на северо-восточном побережье Кента. Там он сделал серию рисунков города и окрестностей, которые предвосхитили развитие его художественного метода. К этому времени рисунки Тёрнера выставлялись в витрине магазина его отца и продавались за несколько шиллингов. Отец гордился Уильямом.
После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов . К концу 1789 года он также начал учиться у топографа Томаса Малтона , специализирующегося на лондонских пейзажах. Тёрнер освоил под его руководством основные приёмы ремесла, копируя и раскрашивая наброски британских замков и аббатств . Позже он назовёт Малтона «моим настоящим учителем» [ источник не указан 335 дней ] . Труд топографа был востребован, на доходы от этой работы молодой художник Тёрнер смог оплачивать свою учёбу.
Академия художеств
В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию художеств , его экзаменовал Джошуа Рейнолдс . В академии Уильям посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве.
На следующий год после поступления акварельная работа Тёрнера «Вид на дворец архиепископа Ламбет» экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, «Рыбаки в море», которая была принята на экспозицию, была выполнена Тёрнером в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлял свои работы в Академии. С 1791 года работал художником- сценографом в « » на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он переосмысливал чужой художественный опыт, выражая своё собственное видение. Особое значение она придавал живописи Клода Лоррена : по свидетельству современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз [ источник не указан 335 дней ] . Художник объяснил свою реакцию осознанием того, что ему никогда не удастся создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою « Дидону, основательницу Карфагена », которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской» Клода Лоррена. Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis . Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum , выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто . Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.
После академии
Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии . В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Уэст даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом . 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы. В 1804 году он открыл свою собственную галерею, после смерти отца окончательно им заброшенную.
Особенности стиля и техники
Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
Профессорство в Академии художеств
В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи».
Особую известность Тёрнер завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине , Милане , Риме , Венеции , Неаполе . Изучал работы Тициана , Тинторетто , Рафаэля , современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Материалы
Тёрнер экспериментировал с самыми разными пигментами . Он использовал пигменты, такие как кармин , несмотря на то, что знал, что они недолговечны, и вопреки советам современных экспертов использовать более стойкие пигменты. В результате многие его цвета поблёкли. Тёрнер был равнодушен к потомкам и выбирал материалы, которые хорошо выглядели в свежем виде . К 1930 году возникли опасения, что и его масла, и его акварель поблекли .
Критика и оценки современников
Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника ( англ. ), критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX веков, вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм , граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 1830—1840-х годах всё чаще появлялись критические выпады в адрес Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство . Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера, был Джон Рёскин , назвавший его «величайшим художником всех времён». Ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX веке.
Живописец скончался 19 декабря 1851 года. Тёрнер умер от холеры в доме Софии Кэролайн Бут, в Чейн-Уок в Челси. Он похоронен в соборе Святого Павла , где он лежит рядом с сэром Джошуа Рейнольдсом . По-видимому, его последними словами были «Солнце есть Бог» .
Личная жизнь
С возрастом Тёрнер стал более эксцентричным. У него было несколько близких друзей, и очень близкие отношения с отцом, который прожил с ним 30 лет и работал ассистентом в его студии. Смерть отца в 1829 году оказала на него сильное влияние, и после этого у него начались приступы депрессии. Он никогда не был женат, но имел отношения с пожилой вдовой, Сарой Дэнби (1760 или 1766 (крещение) — 1861). Считается, что он был отцом двух её дочерей Эвалины Дюпуа (1801—1874) и Джорджианы Томпсон (1811—1843) .
Около 18 лет Тёрнер жил в Челси как «мистер Бут» в доме Софии Кэролайн Бут (1798—1875), с которой завязал отношения после смерти её второго мужа .
Тёрнер был постоянным потребителем нюхательного табака . В 1838 году Луи-Филипп I , французский король, подарил ему золотую табакерку.
Тёрнер пережил короткую, но крепкую дружбу с художником Дэвид Робертс писал о Дэниелле, что «он обожал Тёрнера, когда я и другие сомневались, и научил меня видеть и отличать его красоту от красот других…» . В отношениях с Дэниеллом, возможно, Тёрнер нашёл духовное утешение, в котором нуждался после смерти своего отца и друзей, и «облегчил страхи естественно мыслящего человека, приближающегося к старости». После смерти Даниэля в Ликии в возрасте 38 лет Тёрнер сказал Робертсу, что никогда больше не будет заводить такую дружбу .
. ХудожникНаследие и память
Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (ныне экспонируется в лондонской галерее Тейт ).
В 2014 году вышел художественный фильм Майка Ли « Мистер Тёрнер », охватывающий события последних двадцати лет жизни художника. Роль Тёрнера исполнил Тимоти Сполл .
Именем Тёрнера названа одна из премий в области современного искусства , учреждённая в 1984 году .
Изображение в культуре
Лео МакКерн сыграл Тёрнера в фильме 1974 года «Солнце — Бог» , поставленном Майклом Дарлоу на телевидении Темзы . Программа вышла в эфир 17 декабря 1974 года во время выставки в Лондоне, посвящённой 200-летию со дня рождения Уильяма Тёрнера .
Британский режиссёр Майк Ли написал и снял фильм « Мистер Тёрнер » , биографический фильм о последних годах Тёрнера, выпущенный в 2014 году. В фильме снимались Тимоти Сполл в роли Тёрнера, Дороти Аткинсон, Мэрион Бейли и Пол Джессон, а премьера фильма состоялась в конкурсе на получение Пальмовой ветви на Каннском кинофестивале 2014 года; Сполл получил награду за лучшую мужскую роль .
Банк Англии объявил, что портрет Тёрнера на фоне «Боевого Темера» появится на банкноте 20 фунтов стерлингов начиная с 2020 года. Это первая британская банкнота номиналом 20 фунтов стерлингов, напечатанная на полимере . Она поступила в обращение в четверг, 20 февраля 2020 года.
Наиболее известные работы
- 1796 — Рыбак в море. Холст, масло. Британская галерея Тейт . Лондон.
- 1806 — Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктори». Холст, масло. Британская галерея Тейт . Лондон.
- 1812 — . Холст, масло. Британская галерея Тейт . Лондон.
- 1822 — Трафальгарская битва. Холст, масло. Национальный морской музей (Великобритания) . Гринвич.
- 1835 — Пожар верхней и нижней палат английского парламента. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии . Филадельфия.
- 1835 — Гранд канал. Холст, масло. Метрополитен-музей . Нью-Йорк.
- 1838 — Последний рейс корабля «Отважный» . Холст, масло. Лондонская национальная галерея .
- 1839 — Современный Рим — Кампо Ваччино . Холст, масло. Музей Гетти. Лос-Анджелес.
- 1843 — Свет и цвет. Холст, масло. Британская галерея Тейт . Лондон.
- 1844 — Дождь, пар и скорость . Холст, масло. Лондонская национальная галерея .
Галерея
-
«Рыбаки в море». Галерея Тейт , Лондон. 1796 г.
-
«Пирс Кале», Лондонская национальная галерея . 1801 г.
-
«Голландские лодки в шторм». Лондонская национальная галерея . 1801 г.
-
«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы». 1812 г. Галерея Тейт , Лондон.
-
«Корабль Дордчест, Роттердам». Центр британского искусства, Йельский университет . 1818 г.
-
«Извержение Везувия». Центр британского искусства, Йельский университет . 1817 г.
-
«Венеция. Догана и Сан Джорджио Маджоре ». Национальная галерея искусства , Вашингтон. Около 1834 г.
-
«Пожар в здании британского парламента 16 октября 1834 г». Художественный музей Кливленда . Кливленд. 1834 г.
-
«Нортумберленд. Пароход, помогающий кораблю у берега ». Центр британского искусства, Йельский университет . 1836 г.
-
«Долина Аосты: метель, лавина и гроза». Чикагский институт искусств . 1836–37 г.
-
«Корабль с невольниками». Музей изящных искусств (Бостон) . 1840 г.
-
«Снежная буря: пароход у входа в гавань». Британская галерея Тейт . 1842 г.
-
«Вечер потопа». Лондонская национальная галерея . 1843 г.
-
«Свет и цвет. К теории цвета Гете .» Галерея Тейт , Лондон. 1843 г.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ — 2006.
- (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
- Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 291
- . Дата обращения: 21 октября 2020. 14 мая 2020 года.
- . Дата обращения: 27 октября 2020. 31 октября 2020 года.
- Joyce H. Townsend. // Studies in Conservation. — 1993. — Т. 38 , вып. 4 . — С. 231–254 . — ISSN . — doi : . 5 августа 2020 года.
- Victoria Finlay. . — Ballantine Books, 2002. — С. 134—135. — 480 с. — ISBN 978-0-345-44430-1 . 5 апреля 2022 года.
- . Daily News (Perth, WA : 1882 - 1950) . Perth, WA. 1930-01-09. p. 2 . Дата обращения: 22 сентября 2020 .
- ↑ David Blayney Brown. . — Tate, 2012-12-05. — ISBN 978-1-84976-386-8 . 28 сентября 2020 года.
- Norman Davies. . — New York : HarperPerennial, 1998. — 1430 с. — ISBN 978-0-06-097468-8 .
- (брит. англ.) . The Turner Society . Дата обращения: 21 сентября 2020. 9 июля 2019 года.
- Hamilton, James, 1948-. . — Random House Trade paperback ed. — New York: Random House, 2007. — С. 319—320. — 461 pages, 16 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-0-8129-6791-3 , 0-8129-6791-7.
- Hamilton, James, 1948-. . — Random House Trade paperback ed. — New York: Random House, 2007. — С. 356. — 461 pages, 16 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-0-8129-6791-3 , 0-8129-6791-7.
- . Дата обращения: 22 октября 2020. 14 июня 2007 года.
- . web.archive.org (21 ноября 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано из 21 ноября 2014 года.
- George Whaley. . — UNSW Press, 2009. — С. 181. — 299 с. — ISBN 978-1-921410-89-5 . 5 апреля 2022 года.
- Child, Ben (2012-10-23). . The Guardian . из оригинала 22 февраля 2022 . Дата обращения: 22 сентября 2020 .
- (англ.) . Film4 Productions . Дата обращения: 22 сентября 2020. 13 января 2021 года.
- (англ.) . www.bankofengland.co.uk . Дата обращения: 22 сентября 2020. 26 сентября 2020 года.
- (англ.) . www.bankofengland.co.uk . Дата обращения: 22 сентября 2020. 8 октября 2020 года.
Литература
- Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — М. : ЗАО «БММ», 2007. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-88353-278-0 .
- Акройд П. Тёрнер. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с.
- Власов В. Г. Тёрнер Уильям Джозеф Мэллорд // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 365. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 227, 232, 234, 235, 238, 239, 240, 242, 246, 247, 248, 249, 251, 279, 302, 303, 304, 306, 310, 319, 320, 321, 400–406, 409, 425. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
- Harrison C . Turner’s Oxford. Oxford: Ashmolean Museum, 2000. ISBN 1854441388.
- Hill D . Turner and Leeds: Image of Industry. Jeremy Mills Publishing, 2008. ISBN 978-1906600310
- Moyle F . Turner: The Extraordinary Life and Momentous Times of J.M.W. Turner. Penguin/Random House, 2016. ISBN 978-0-241-96456-9 .
- Singh I . J.M.W. Turner as Producer. Color, Facture, Art & Design (1st publ. ed.). Winchester, UK; Washington, DC: Zero Books, 2012. pp. 129—152. ISBN 978-1-78099-629-5 .
- Williams R . A Year of Turner and the Thames. London: Bristol Book Publishing, 2018. ISBN 978-0-9928466-9-5 .
Ссылки
- в Web Gallery of Art (англ.)
- 2021-12-08
- 1