Interested Article - Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры

Национа́льная акаде́мия изобрази́тельного иску́сства и архитекту́ры ( укр. Націона́льна акаде́мія образотво́рчого мисте́цтва і архітекту́ри ) — украинское высшее художественное учебное заведение имеющее академическое направление и готовящее специалистов живописи , скульптуры , графики , театрально- декорационного искусства, архитектуры , реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.

История

1917—1922

Основатели Украинской академии искусств в день её открытия 5 декабря 1917 года. Стоят (слева направо): Г. Нарбут , В. Кричевский и М. Бойчук . Сидят: А. Маневич , А. Мурашко , Ф. Кричевский , М. Грушевский (глава Центральной Рады ), И. Стешенко , Н. Бурачек .

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является наследницей Украинской академии искусства , которая была основана в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с . Эта комиссия была создана по инициативе генерального секретаря Министерства образования Украинской Народной Республики Ивана Стешенко . Устав Академии утвердила Центральная Рада 5 (18) ноября 1917 года. Торжественное открытие состоялось 5 (18) декабря того же года в помещении Центральной Рады.

Академию возглавлял Совет Академии в составе Дмитрия Антоновича , Павла Зайцева , Д. Щербаковского (учёный секретарь) и других. Первым ректором стал Фёдор Кричевский .

Первыми профессорами Академии были: М. Бойчук (монументальное искусство), Н. Бурачек (пейзаж), В. Кричевский (архитектура, композиция), Ф. Кричевский (живопись, портрет), А. Маневич , А. Мурашко , ( станковая живопись , рисунок), Г. Нарбут (графика). В 1921 году в профессорский состав дополнительно вошли: Л. Крамаренко (монументально-декоративная живопись), В. Меллер (театральное оформление), С. Налепинская-Бойчук (гравюра), Е. Сагайдачный , Б. Кратко (скульптура), ( мозаика ) и другие.

Первоначально Академия располагалась в помещении бывшего Педагогического музея, затем её перевели в здание бывшей торговой школы. В феврале 1919 года, после взятия Киева войсками РККА , Академия искусств стала государственным учреждением. По предложению Г. Нарбута, утверждённого в феврале 1918 года в ректорской должности, она получила статус научно-исследовательского института.

В августе 1919 года, после взятия Киева Добровольческой армией Деникина , Украинская академия художеств была зачислена в разряд не финансируемых властями частных учебных заведений. Ей было дано новое название: «Академия художества в Киеве, существующая на основании отношения начальника Управления народного просвещения при Особом совещании при главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России на имя г. попечителя Киевского учебного округа от 5 октября 1919 года за № 4998» . К тому же Академия была изгнана из своего здания, а все её имущество выброшено на чердак. Украинское кооперативное объединение «Днепр-Союз» помогло Нарбуту приобрести две пустовавшие квартиры в том же доме в Георгиевском переулке, 11, где жил он сам с В. Л. Модзалевским . В них разместились живописные мастерские, библиотека и канцелярия. Под мастерскую графики Нарбут отвёл свою бывшую гостиную, приёмной ректора стал бывший кабинет Модзалевского. В декабре 1920 года, после восстановления Советской власти в Киеве, Академия разместилась в здании бывшего Дворянского собрания.

1922—1934

В 1922 году распоряжением Губернского отдела профессионального образования при Наркомате просвещения Академию реорганизовали в Киевский институт пластических искусств . В 1924 году к нему на правах факультета присоединили Украинский архитектурный институт, существовавший с 1918. Новообразованный вуз назвали Киевский художественный институт . Институт разместился в здании бывшей Киевской духовной семинарии, где располагается и поныне. Ректором его назначили Ивана Ивановича Врона .

По-новому была определена и структура учебного заведения. Она стала направлена, главным образом, на подготовку художников «для гармонического формирования окружающего среды, быта, производства». Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое — теа-кино-фото. На скульптурном факультете вместе с монументальной и станковой скульптурой осваивались художественная обработка дерева и керамика. С учётом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место занимал художественно-педагогический факультет, на котором готовили художников-педагогов и, так называемых, художники-политпросветников для клубной работы.

За короткое время Киевский художественный институт занял одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений СССР . Однако, начавшаяся в конце 1920-х — начале 1930-х годов междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри и усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. В 1930 году был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. В том же году был уволен с должности ректора И. Врона и проведена новая реорганизация вуза согласно пролеткультовской идеологии. Учебное заведение получило название Киевский институт пролетарской художественной культуры , были образованы такие факультеты, как художественно-пропагандистский, художественного оформления пролетарского быта, скульптурного оформления социалистических городов, коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось множество дисциплин, важных для развития профессиональных навыков.

1934—1992

В 1934 году, после коренной реформы заведения, вуз получил новое название — Всеукраинский художественный институт . Его ректором был назначен Бенькович. В конце 1930-х годов Киевский государственный художественный институт вернулся к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет был отдан станковым формам. Станковое искусство на длительное время стало основой методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном усложнении упражнений, с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства.

В послевоенные годы институт существенно расширился, в частности, увеличилось количество его структурных подразделений. Так, в 1948 году был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, открытой в 1945 году при живописном факультете. В 1958 году был основан художественно-педагогический факультет, а в следующем — факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: в 1965 году при нём была открыта мастерские монументального и театрально-декорационного искусства, а позднее — отделение технологии и реставрации живописи.

с 1992

Выпускники и преподаватели факультета теории и истории искусств НАОМА перед входом в академию, 1994 год

Постановлением Кабинета министров Украины от 17 декабря 1992 года вузу возвращено первоначальное название — Украинская академия искусств , а согласно постановлению Кабинета министров Украины от 17 марта 1998 года она стала Академией изобразительного искусства и архитектуры . Решением Государственной аккредитационной комиссии Украины от 8 июля 1997 года академия аккредитована IV уровнем, а 23 ноября 1999 года — аттестована.

Как выдающемуся художественному образовательному центру, за значительные достижения в учебной и научной деятельности, подготовке художественных и научно-педагогических кадров в области изобразительного искусства и архитектуры академии Указом президента Украины от 11 сентября 2000 года предоставлен статус Национального учебного заведения.

Герб академии

Центральной фигурой герба является стилизованное графическое изображение сирина , размещённое в поле геральдического барочного щита. Сирин — фантастическая птица с женской головой. По народным поверьям, сирин — вещая птица, которая знает прошлое и будущее, может заглянуть в потаённые уголки Вселенной. Как и феникс — сирин бессмертен, потому что каждый раз возрождается из пепла. В гербе сирин изображён с распростёртыми крыльями и взглядом, обращённым к зрителю. Он золотого цвета, что символизирует благородство и величие.

Щит, малинового цвета (геральдическое название — пурпурный). Барочная форма щита неслучайна, так как барокко является характернейшим для истории украинской культуры художественным направлением. Над щитом изображено золотое солнце, которое символизирует источник знаний и мастерства, просветительно-учебный характер академии.

Щит окружён венком из лавровых и дубовых листьев, обвитых лентой с надписью «Українська академія мистецтв» . Венок ярко-зелёного цвета, символизирующем жизнь, богатство и бессмертие таланта и творчества. Лицевая сторона ленты — белого цвета, оборотная — голубого.

Художественное решение герба выполнил 1997 году как дипломную работу выпускник факультета графики Алексей Викторович Карпенко.

Структура академии

В структуре вуза существует 3 факультета, 8 специализированных и 5 общеакадемических кафедр:

  • объединённый факультет изобразительного искусства
    • кафедра живописи и композиции
    • кафедра графических искусств
    • кафедра скульптуры
    • кафедра реставрации произведений искусств
    • кафедра сценографии
  • факультет архитектуры
    • кафедра архитектурного проектирования
    • кафедра синтеза искусств
    • кафедра архитектурных конструкций
  • факультет теории и истории искусства
    • кафедра теории и истории искусства
    • кафедра культуры и социальных дисциплин
  • общеакадемические кафедры
    • кафедра рисунка
    • класс рисунка
    • кафедра иностранных языков
    • кафедра физвоспитания

С целью подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в области изобразительного искусства и архитектуры в академии создана аспирантура , в которой осуществляется подготовка научных работников по специальностям:

  • Изобразительное искусство
  • Теория архитектуры и реставрация памятников архитектуры

Ректоры (директора)

Галерея

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 октября 2008. 14 апреля 2008 года.
  2. Белецкий П. А.
  3. . Дата обращения: 19 октября 2008. 7 мая 2010 года.
  4. по другим данным декабрь 1917
  5. (недоступная ссылка)

Литература

  • Енциклопедія українознавства: В 10 томах / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж, Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989.
  • Київський художній інститут // Українська Радянська Енциклопедія. — 2-е видання. — Т. 5. — К., 1980. — С. 151.
  • Газета Свобода — недільне видання, ч. 39. Нью-Джерси, 1952;
  • Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури // Новий довідник для вступників до ВНЗ I, II, III, IV рівнів акредитації. — К.: Гранд-Ліцей, 2003. — С. 48.
  • Павловський В. Українська Державна Академія Мистецтв до 50-літт.я її створення, ж. Нотатки з мистецтва, ч. 7. Филадельфия, 1968.
  • Січинський В. Українська Академія Мистецтва (До 35-річчя її заснування);
  • Художній інститут // Київ: Енциклопедичний довідник. — К., 1981. — С. 672—673.

Ссылки

Источник —

Same as Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры