Interested Article - Кан, Луис

Луис Исидор Кан ( англ. Louis Isadore Kahn , настоящее имя Ице-Лейб Шмуиловский , 20 февраля 1901 17 марта 1974 ) — американский архитектор. Его творчество оказало существенное влияние на формирование лица американской архитектуры середины двадцатого века.

Биография

Родился в 1901 году в Аренсбурге (ныне Курессааре) Лифляндской губернии , в еврейской семье. В 1906 вместе с родителями эмигрировал в США. Учился на архитектурном факультете Школы изящных искусств Пенсильванского университета в Филадельфии, у Поля Кре , по академической системе парижской Школы изящных искусств , основательно усвоив грамматику академически истолкованного классицизма. Окончив школу в 1924 г., в период упадка американской архитектуры, он обратился к опыту европейских авангардистов ( Ле Корбюзье , Мис ван дер Роэ ), с которыми познакомился во время поездки по Европе в 1928—1929 гг. Кан усваивает приём структурно-рационалистического подчёркивания конструкции, сближается с функционалистами. Но в годы экономической депрессии ему не удаётся найти достойное применение своим возможностям. Развивался он медленно, работая помощником у второразрядных архитекторов и лишь изредка выполняя небольшие самостоятельные проекты в характере «интернационального стиля».

Перелом наступил, когда Кан, уже немолодым человеком (1948), стал преподавателем Йельского университета . Процессу созревания собственной концепции помогли в 1950-е гг. стажировка в Риме и путешествия по Греции и Египту. В лаконичных зарисовках очевидна попытка выйти к основам архитектуры, её структурным архетипам, её значениям. Развитие теоретической мысли дало неожиданно мощный импульс творчеству.

Первая крупная работа Кана — Художественная галерея Йельского университета (1951—1953) — принесла ему признание. Впечатляет диапазон масштабов работ архитектора: от бани в Трентоне , Нью-Джерси до генерального плана столицы Бангладеш Дакки , где строительство правительственных учреждений ведётся по единой концепции с 1962 года. Первая унитаристская церковь в Рочестере , штат Нью-Йорк , со стенами из шлакоблоков, остроугольные в плане корпуса Центра биологических исследований Дж. Б.Солка в Ла-Ойе, Калифорния из бетона и дерева, огромные круглые бетонные проемы в центральном внутреннем дворе библиотеки в Эксетере, Нью-Гэмпшир демонстрируют разнообразие форм и фактур, которые использовал Кан в последний период своего творчества. Особое внимание к эффектам естественного освещения проявилось при создании музея Кимбелла в Форт-Уэрте , Техас где произведения искусства освещаются светом, отраженным от высоких, сложных по форме сводов, и в Британском центре Меллона в Йеле, работа над которым была завершена уже после смерти архитектора.

Умер Кан в Нью-Йорке 17 марта 1974.

Творчество

Первой работой Кана как зрелого мастера была художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене. Внешний облик сооружения выдержан в традициях интернационального стиля, но в оформлении интерьеров бросаются в глаза грубые поверхности бетонных перекрытий и выставленное напоказ инженерное оборудование, что отражает веру Кана в эстетические достоинства обнаженной конструкции. Уже в этой работе Кан возвращал архитектуре зримую весомость — эфемерность стеклянной стены открывала «грубый бетон» интерьеров. Грубовато резкие формы (свойство, которое позволило числить Кана по разряду необруталистов ) полны сдержанной силы.

Визуальная ценность того, что архитектор называл служебными пространствами (то есть тех частей сооружения, где размещались технические системы), была еще сильнее акцентирована в кирпичных башнях медицинских исследовательских лабораторий А. Н. Ричардса в Пенсильванском университете (1957—1961). Здесь, в соответствии с классической традицией, он противопоставил каноническому приёму архитектуры модернизма — взаимному «перетеканию» частей внутреннего пространства — жёсткую артикуляцию структуры. В жёстком расчленении объёма с непримиримой честностью демонстрируется структурная логика системы, основанной на разделении рабочих и обслуживающих пространств.

Функции сооружений Кан стремился свести к неким общим типам, извечно существующим «институциям» человеческого общества. Подобный подход определял широту взглядов на явления, позволял увидеть новое в привычном, но и ограничивал диапазон применения концепции — её широта чрезмерна для многих конкретных задач. «Школы, библиотеки, лаборатории, спортивные залы. Архитектор обращается к вдохновению раньше, чем может воспринять диктат необходимой организации пространства. Он спрашивает себя какова природа каждого — отличающая его от других? Когда он ощущает это отличие, он рождает форму. Форма вдохновляет проект», — писал Кан .

Кан стан популярен отчасти благодаря поверхностной близости его построек тому нарочито грубому стилю, который нравился тогда молодёжи. Но в ещё большей степени привлекало — и не только молодёжь — его видение социального: он бросал вызов действительности, но не через некие утопические представления об устройстве будущего, а своим мистическим консерватизмом. Для Кана предпочтительны схемы-архетипы социальных связей. Хороший план — тот, который выявляет центральное значение институции. Кан полагал, что архитектурная проблема имеет «сущностное» значение, которое выходит далеко за пределы функциональных диаграмм. Только когда для него найдена соответствующая символическая форма, архитектор переходит к проектированию, придавая центральному интуитивно найденному понятию материальные очертания Хороший проект — когда «форма», лежащее в основе значение, будет точно выражена через все части.

Позиция, основанная на внимании к духовным корням как социальной, так и эстетической сфер, определила мотивацию главных проектов Кана шестидесятых годов и вела его к созданию простого набора «форм-типов», основанных на геометрии — квадрате, круге, треугольнике — которые пригодны для громадного разнообразия комбинаций. Первичное значение институции выражает обычно центральное пространство социального характера, связанное с окружением через пространства вторичные, предлагающие вариации основной темы и предназначенные для более частных функций.

Творчество Луиса Кана показало пример возвращения к вневременным ценностям классического, не связанного с отказом от ценностей и духа современности, как и с подражанием конкретным формам прошлого. Оно напомнило об архитектуре как средстве духовной коммуникации и показало пример систематической разработки словаря «говорящей архитектуры». Вновь утверждалась фундаментальность категории формы и присущие ей законы формообразования. Механистичности функционализма противопоставлен метод артикуляции архитектурных организмов, связывающий структуру сооружения с крупными категориями человеческой деятельности.

Работы Кана вызвали поначалу волну поверхностных подражаний; но его влияние не ограничилось преходящей модой. Была заложена основа принципиальных изменений в развитии современной архитектуры, определившихся к середине семидесятых. В конечном счёте, его влияние оказалось почти столь же глубоким как влияние Райта или Ле Корбюзье. Для мировой архитектуры шестидесятых годов Кан был ключевой фигурой.

Комплекс правительственных зданий в Дакке, Бангладеш

Стремление Кана к монументальному получило наиболее полное, в чём-то преувеличенное, воплощение в его крупнейшей работе — правительственном центре Дакки, столицы Бангладеш. (1962—1976). Власть Кан воспринимал как одну из фундаментальных основ социального порядка, «форма» (в том смысле, который Кан вкладывал в это слово) должна была отражать значение этой институции. Главный объём — здание Национальной ассамблеи — сформирован вокруг цилиндрического пространства зала заседаний — «здания внутри здания». Круг использовался архитектором как символ потребности в социальном объединении и знак его центра. Внешнюю оболочку здания образуют прямоугольные и круглые в плане блоки. Торжественная упорядоченность симметричной системы отсылает к традициям империи Моголов, но изощрённую деталировку, стрельчатые арки и облицовку мрамором заменили суровые бетонные стены на мощном кирпичном основании, прорезанные проёмами элементарных геометрических очертаний — треугольными, прямоугольными и циркульными. В их тектонике, как и в пространственной структуре комплекса, очевидны отголоски языка форм поздней Римской империи — виллы Адриана в Тиволи, как и псевдоархеологических изображений на офортах Дж. Б. Пиранези . Простые суровые формы несут сложную иерархию ценностей и символов в которой доминируют стабильность и традиционность. Современность соединена с архетипами общечеловеческого значения.

В генеральном плане всего правительственного центра — Капитолия — здание Национальной ассамблеи заняло центральную позицию, остальные постройки окружают его как бы по зонам нисходящей значимости. Использован весь арсенал риторических средств планировки, выработанных парижской Школой изящных искусств, — главные и вторичные оси, точки кульминации, вариации величин и очертаний, — чтобы усилить метафору «парламент — вершина социального порядка». Кан сочетал монументальные традиции Востока и Запада, создавая своей архитектурой идеальную символическую схему Государства (причём государства мусульманского — главный вход в здание Парламента располагался под мечетью с четырьмя цилиндрическими башнями, обращённой в сторону Мекки; это отклонение от преобладающей геометрии общего построения, как и другие сознательно введённые элементы дисимметрии, усиливало воздействие главной закономерности структурного построения).

Впечатляющая сила массивного величия центрального ансамбля Дакки несомненно превосходит эффект, производимый растворенным в ландшафте Капитолием Чандигарха Ле Корбюзье. Но Кан прямо вдохновлялся выражением «надчеловеческого» идеала утопического государства, восходящего к Платону, тогда как Ле Корбюзье создавал свой ансамбль, стремясь соединить возвеличение государственности с утверждением ценности отдельной личности. Первый выражал своё представление о государстве в иерархической системе, плотно группирующейся вокруг подобия мощной цитадели, второй, отвергая централизацию, вынес Капитолий за пределы городского массива и рассредоточил его, раскрывая равновесие сил, обеспечивающих демократию управления. За развитием формальных схем стояли не только различные представления о пути развития государственности в странах, обретающих независимость (в поисках новой специфической модели или путём переноса демократических норм и ценностей, выработанных на Западе), но и различные методы архитектурного творчества — модернизм у Ле Корбюзье и формирующаяся амтимодернистская тенденция у Кана.

Избранные проекты и постройки

Примечания

  1. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Москва: Прогресс-Традиция, 2002. — Т. 2. — С. 166. — 672 с. — ISBN 5-89826-130-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Кан, Луис