Interested Article - Марино, Джамбаттиста

Джамбатти́ста (Джанбатти́ста) Мари́но ( итал. Giambattista Marino); 14 октября 1569 , Неаполь 25 марта 1625 , там же) — итальянский поэт, один из крупнейших представителей поэзии барокко .

Биография

Орден Большого Креста Святых Маврикия и Лазаря

Не желая идти по стопам отца и изучать право, Марино «нередко перепродавал те книги по юриспруденции, что давал ему отец, и на вырученные деньги покупал сборники стихов» , в результате чего в конце концов был изгнан из дома. Служил у знатных неаполитанцев. Восхождение Марино к славе было омрачено тюремным заключением (его возлюбленная умерла в результате аборта); еще большими неприятностями грозило ему второе заточение (спасая приятеля, Марино подделал архиепископскую грамоту). В результате начинающему поэту пришлось покинуть Неаполь и перебраться в Рим , где он нашёл себе покровителя в лице кардинала Пьетро Альдобрандини . В свите кардинала побывал в Равенне , затем в Турине . В 1602 1603 годах жил в Венеции . Завоевав расположение герцога Савойи Карла Эммануила , был удостоен в 1609 году ордена Большого креста Святых Маврикия и Лазаря ; с тех пор именовался кавалер Марино.

В 1609 году на жизнь Марино покушался его соперник при савойском дворе, поэт Гаспаре Муртола; резкая полемика двух поэтов отразилась в цикле Марино «Муртолеида» ( Murtoleide , 1619 ), включающем в себя 81 сатирический сонет . До 1615 года служил при савойском дворе, однако, безосновательно обвинённый в клевете на герцога, вновь оказался в тюрьме. В 1615 году прибыл во Францию по приглашению Марии Медичи ; возможно, посещал салон госпожи Рамбуйе , общался с Вуатюром , Гезом де Бальзаком , дю Бартасом . Людовик XIII назначил ему жалованье в размере 2000 экю , что позволило поэту приобрести себе виллу в Позилиппо , а также коллекционировать живопись. В 1623 году вернулся в родной Неаполь.

На протяжении многих лет Джамбаттиста Марино связывала многолетняя дружба с Клавдио Акиллини , который также пробовал свои силы в поэзии, и, по мнению ряда критиков, стихи последнего являли собой подражание Марино .

Творчество

Лирика

Тициан . Кающаяся Мария Магдалина . Около 1565. Эрмитаж . Одна из картин, описанных Марино в «Галерее»

Марино сочинял стихи с юных лет. Первый поэтический сборник ( Rime ) вышел в 1602 г. Наиболее известны его сборники «Лира» ( La Lira , 1608 1614 ) и «Цевница» ( La Sampogna , 1620 ). К образцам придворной поэзии следует отнести сборник «Эпиталамы» ( Epitalami , 1616 ). Отвечающий вкусу маньеризма и навеянный увлечением Марино-собирателя живописи сборник «Галерея» ( La Galleria , 1619 ) включает в себя образцы экфрасиса , описаний реальных (в числе их авторов — Тициан , Микеланджело , Рафаэль , Пармиджанино , Гвидо Рени ) и вымышленных живописных полотен и скульптур. Сам Марино особенно высоко ценил свою выдержанную в духе сакрального барокко поэму «Избиение младенцев» ( La Strage degli innocenti , написана около 1605 г., опубликована посмертно в 1632 г.; была переведена на русский язык Я. Б. Княжниным (1779), затем И. Восленским (1811)). В подражание Франческо Берни Марино написал терцинами ряд сатирических стихотворений (), в том числе «О сапоге» ( Dello stivale ). Под явным влиянием Тассо он начал работать над двумя героическими поэмами: «Разрушенный Иерусалим» ( Gerusalemme distrutta , опубл. в 1626 ) и «Освобождённый Антверпен » ( L’Anverse liberata , опубл. в 1956 ), однако не довёл их до конца. Для поэзии Марино, отдававшего предпочтение жанрам мадригала и канцоны (реже он сочинял сонеты , а в «Галерее» активно прибегал к эпиграмме ), характерны изощрённость стиля, обилие неожиданных метафор и кончетти , сочетание метрических и ритмических экспериментов с прочной укоренённостью в поэтической традиции. Все эти особенности были взяты на вооружение итальянскими поэтами XVII века , которых принято именовать маринистами .

Проза

Гвидо Рени . Избиение младенцев.1611. Болонья , Пинакотека. Одна из картин, описанных Марино в «Галерее»

Среди прозаических сочинений Марино: насыщенный изысканной риторикой барокко цикл «Священные проповеди» ( Dicerie sacre , 1614 г.); чрезвычайно диверсифицированный в стилистическом отношении эпистолярий, включающий как бурлескные послания («К папаше Носу», Al padre Naso ), так и иронический отчёт о парижских нравах, и весьма практичные увещевания «сильных мира сего»; и, наконец, мрачное письмо из заточения, напоминающее аналогичные сочинения Якопоне да Тоди и Кампанеллы .

Поэма «Адонис»

Корнелис ван Харлем. Венера и Адонис . 1562. Кан , Музей изобразительных искусств

Наиболее значительным произведением Марино является пространная любовно-мифологическая поэма в двадцати песнях«Адонис» ( L’Adone , начата в конце XVI века , завершена около 1620 , опубликована в 1632 г. в Париже при поддержке Людовика XIII ). Поэма задумывалась как соревнование с поэмой Тассо «Освобождённый Иерусалим» и — в меньшей степени — с «Неистовым Орландо» Ариосто . Как и указанные произведения, «Адонис» написан октавой , но по своему характеру она сильно отличается от великих образцов. Поэма включает в себя, наряду с мифологическими эпизодами (связанными, в первую очередь, с любовью Адониса и Венеры ), настоящую энциклопедию начала Сеиченто : в «Адонисе» так или иначе отражены и новейшие естественнонаучные достижения, и географические открытия, и актуальные политические события, и обширная литературная традиция (от Овидия и Апулея до Петрарки , Боккаччо и Франческо Колонна ), в том числе пасторальная и эпическая . Как показали современные исследования, величественное здание «Адониса» выстроено по законам не только барочной, но и ренессансной архитектоники ; в частности, в структуру поэмы заложен принцип золотого сечения . В то же время в поэме заметно влияние идей позднеренессансной натурфилософии , воззрений знаменитого вольнодумца , а также «натуральной магии» Джакомо Делла Порта . Марино вставил в поэму большую вставную новеллу, назвав её «Новеллетта» — это поэтическая версия популярного в искусстве Ренессанса мифа об Амуре и Психее .

Якопо Дзукки . Амур и Психея. Ок. 1541. Рим , Галерея Боргезе

Примечания

  1. ↑ (нидерл.)
  2. Niceron . Memoires pour servir a l’histoire des hommes illustres. — T. XXXII. — P. , 1735. — P. 187—188.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Сочинения

  • (итал.)
  • (итал.)
  • [стихотворения; «Адонис» (фрагменты)] / пер. Е. Солоновича // Европейская поэзия XVII века. М., 1977. С. 456—472. (Серия «БВЛ»).
  • [стихотворения; «Адонис» (фрагменты)] / пер. О. Б. Румера , М. В. Талова , Б. И. Ярхо // Хрестоматия по западно-европейской литературе XVII века / сост. Б. И. Пуришев . 3-е изд., испр. М., 2002. С. 22—35.

Литература

Lira , 1674
  • Colombo C. Cultura e tradizione nell’Adone di G.B.Marino. — Padova: 1967.
  • Lectura Marini. A cura di F. Guardiani. — Toronto, 1989.
  • Tristan M.-F. La scene de l’ecriture. Essai sur la poesie philosophique du cavalier Marin (1569—1625). — P.: 2002.
  • Голенищев-Кутузов Н. И. Марино и его школа // Голенищев-Кутузов Н. И. Романские литературы. — М.: 1975. — С. 244—265.
  • Чекалов К. А. Дж. Марино: «О волшебная сила слова!» // Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. — М.: 2001. — С. 37-95. — ISBN 5-9208-0068-2
  • Чекалов К. А. Проблема подражания в маньеризме и лирика Дж. Марино // Перевод и подражание в литературах Средних веков и Возрождения. — М.: 2002. — С. 312—335. — ISBN 5-9208-0121-2
  • Чекалов К. А. // Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8. М.: Пробел-2000, 2005.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Same as Марино, Джамбаттиста