Interested Article - Теософия

Эмблема Теософского общества

Теосо́фия ( др.-греч. θεοσοφία «божественная мудрость», «богопознание» ) — религиозное учение, основанное в Соединённых Штатах в конце XIX века русской иммигранткой Еленой Блаватской и опирающееся преимущественно на её же труды. Исследователи религии классифицируются как новое религиозное движение и как часть оккультистской части западного эзотеризма . Она опирается как на старые европейские философии, такие как гностицизм и неоплатонизм , так и на азиатские религии, такие как индуизм и буддизм .

Согласно Блаватской, теософия учит, что существует древнее и скрытное братство духовных адептов, известных как , которые, хотя и находятся по всему миру, сосредоточены в Тибете . Теософы считают, что эти Учителя развили великую мудрость и сверхъестественные силы, также теософы считают, что именно они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую.

Определение

Основательница теософии, Елена Блаватская , настаивала на том, что это не религия , хотя она называла теософию современной передачей «некогда универсальной религии», которая, как она утверждала, существовала в глубине человеческого прошлого . То, что теософию не следует называть религией, является утверждением, которое поддерживалось теософскими организациями , которые вместо этого рассматривают её как систему, которая охватывает то, что они считают «существенной истиной», лежащей в основе религии, философии и науки . В результате теософские группы позволяют своим членам придерживаться других религиозных убеждений , в результате чего есть теософы, которые также идентифицируют себя как христиане, буддисты или индуисты .

Религиоведы , изучавшие теософию, характеризуют её как религию . В своей истории теософского движения Брюс Ф. Кэмпбелл отметил, что теософия пропагандирует «религиозное мировоззрение», используя «явно религиозные термины», и что её центральные принципы не являются однозначным фактом, а скорее принимаются на веру . Олаф Хаммер и Микаэль Ротштейн назвали теософию «одной из самых важных религиозных традиций современного мира» . Различные ученые указывали на её эклектическую природу; Джосселин Годвин описал теософию как «универсально эклектичное религиозное движение» , в то время как ученый Дж. Джеффри Франклин охарактеризовал теософию как «гибридную религию» за её синкретическую комбинацию элементов из различных других источников . В частности, теософия была классифицирована как новое религиозное движение .

Этимология

Блаватская и Олкотт, двое из основателей Теософского общества

На собрании Miracle Club в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года Блаватская, Олкотт и Джадж согласились создать организацию, а Чарльз Сотеран предложил назвать её Теософским обществом . Прежде чем принять название «теософский», они обсуждали различные потенциальные имена, в том числе Египетское общество, Герметическое общество и Общество розенкрейцеров . Этот термин не был новым, но ранее использовался в различных контекстах филалетианцами и христианским мистиком Якобом Бёме . Этимологически этот термин произошел от греческих слов греч. θεός « Бог » + греч. σοφία « мудрость », что означает «божественная мудрость» или «мудрость Бога» .

Термин теософия появился (как на греческом, так и на латинском) в трудах отцов ранней церкви как синоним теологии . В своей книге «Ключ к теософии» Блаватская заявила, что термин «теософия» был придуман «александрийскими философами», особенно Аммонием Саккасом .

История

Термин «теософия» известен со II века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники : Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах .

В « Ареопагитиках » термин «теософия» используется как синоним термина « теология ».

После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер , А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszystkich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Постулируется, что свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии, заявляя, что свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Теософское общество было в значительной степени созданием двух людей: Елены Блаватской и Генри Стила Олкотта . Христианство во второй половине XIX века в Соединенных Штатах столкнулось с трудностями в результате быстрой урбанизации и индустриализации, высокого уровня иммиграции и растущего понимания теории эволюции , которая бросила вызов традиционным христианским представлениям об истории . В разных частях страны были созданы различные новые религиозные общины, в том числе Свободное религиозное объединение, Новое мышление , Христианская наука и Спиритуализм (религия) .

Верования и учения

Хотя в трудах видных теософов изложен набор учений, само Теософское общество заявляет, что у него нет официального учения, с которыми должны соглашаться все члены. Следовательно, в нем есть доктрина, но не как догма . Общество заявило, что единственный принцип, которого должны придерживаться все члены, — это обязательство «сформировать ядро ​​Всеобщего Братства Человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи» . Это означает, что были члены Теософского общества, которые скептически относились ко многим или даже ко всем теософским доктринам, оставаясь при этом сочувствующими его основной цели — всеобщему братству .

Как отмечает Сантуччи, теософия «в основном основана на трудах» Блаватской , однако последующие теософы, такие как Анни Безант и Чарльз Ледбитер , внесли некоторые изменения и нововведения в учение . Блаватская утверждала, что эти теософские доктрины не были ее собственным изобретением, а были получены от братства скрытных духовных адептов, которых она называла «Учителями» или «Махатмами» .

Распространение

Здание Теософского Общества в Рейкьявике , Исландия
Теософский зал в Палмерстон-Норт , Новая Зеландия

В течение первого столетия своего существования теософия утвердилась как международное движение . Кэмпбелл считал, что с момента своего основания и до 1980 года теософия приобрела десятки тысяч приверженцев . Он отметил, что в тот последний год в Адьярском теософском обществе насчитывалось около 35 000 членов (9 000 из которых были в Индии), около 5500 членов Теософского общества в Америке, около 1500 членов Международного теософического общества (Пасадена) и около 1200 членов Объединенной Ложи Теософии . Членство в Теософском обществе достигло своего пика в 1928 году, когда в нем было 45 000 членов . Ложа Общества в Окленде, Новая Зеландия, была одним из крупнейших в мире, насчитывавшим более 500 членов в 1949 году .

Теософские группы состоят в основном из отдельных лиц, а не из семей. Кэмпбелл отметил, что эти члены были отчуждены от обычных социальных ролей и практик .

Как отмечает Диксон, в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков Теософское общество «обращалось прежде всего к элите, образованному, среднему и верхнему среднему классу» . По её словам, это была «религия для „мыслящих классов“» . Кэмпбелл заявил, что теософия привлекает «нетрадиционных, либерально настроенных жителей Запада» , и, согласно Диксону, они были среди тех, «кто представлял себя как гуманитарная совесть среднего класса, диссидентское меньшинство, которое работало во множестве параллельных организаций, чтобы критиковать доминирующие буржуазные ценности и культуру» .

Кэмпбелл также отметил, что теософия привлекла образованных азиатов, и в особенности индийцев, потому что она определила Азию как центральную часть универсальной древней религии и позволила азиатам сохранить традиционные религиозные верования и практики в современных рамках .

См. также

Примечания

  1. Элбакян Е. С. Энциклопедия религий. — Москва: Академический проект, 2008. — С. 1256. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 , 978-5-98426-067-1.
  2. Olav Hammer. Schism and Consolidation: The Case of the Theosophical Movement // Sacred Schisms: How Religions Divide / James R. Lewis. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — С. 196–217 .
  3. от 9 сентября 2011 на Wayback Machine // Энциклопедия Британника
  4. Mary Farrell Bednarowski. Outside the Mainstream: Women's Religion and Women Religious Leaders in Nineteenth-Century America. — 1980. — Vol. 48. — P. 207—231. — JSTOR .
  5. , p. 137.
  6. , p. 193.
  7. , p. 196.
  8. , p. 234.
  9. , p. 196; , p. 4.
  10. , p. 4.
  11. , p. 38, 72; , p. xix; , p. 2; , p. 192.
  12. , pp. 72, 196.
  13. , p. 2.
  14. , p. xix.
  15. , pp. xiv, 192.
  16. , p. 70.
  17. , pp. 27–28; , p. 151; , pp. 53–54; , p. 7; , pp. 130–31, 136.
  18. , p. 232.
  19. , p. 55; , p. 8; , p. 133.
  20. , p. 24; , p. 132.
  21. , p. 24.
  22. , p. 325.
  23. от 5 октября 2008 на Wayback Machine Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 34-35. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
  24. , p. 2.
  25. , p. 8.
  26. , pp. 8–9.
  27. , p. 191; , p. 4.
  28. , pp. 3–4.
  29. , p. 1114.
  30. , p. 191.
  31. , p. 1.
  32. , p. 147.
  33. , p. 175.
  34. , p. 177.
  35. , p. 86.
  36. Ravelli, Sandy . Theosophy Forward (13 ноября 2012). Дата обращения: 5 апреля 2020. 17 июня 2020 года.
  37. , p. 45.
  38. , p. 8.
  39. , p. 94.
  40. , p. 10.
  41. , p. 62.

Литература

  • Мень А. В. Теософия и Библия // . — М. : Фонд им. А. Меня, 2002. — Т. 3. — С. 224–227. — ISBN 5-89831-028-2 .
  • Hammer O. . — Переиздание 2001. — Boston: Brill, 2003. — 550 p. — (Studies in the history of religions). — ISBN 9789004136380 .
  • Беспаленко П. Н., Римский В. П. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет , 2009. — № 1 . — С. 3—13 .
  • Кэрролл Р. Т. // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий . — М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2 , ISBN 0-471-27242-6 .
  • Лапшин И. И . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Бычихина Л. В. , кандидат филологических наук, докторант Института мировой литературы РАН. / « Вестник Российской академии наук » 1992. Журнал № 6. ( )
  • // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.;Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
  • Лобач В. В. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Новейший философский словарь / Грицанов А. А.. — Научное издание. — Минск: В. М. Скакун, 1999 г. — 896 с.
  • Теософия — статья из Большой советской энциклопедии .
  • // История философии: Запад — Россия — Восток. Учебник. — Кн. 2. — М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997.
  • Теософия // Основы религиоведения. Учебник / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова (Заведующий кафедрой религиоведения МГУ). — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с ISBN 5-06-002849-6
  • Bruce F. Campbell. . — Berkeley: University of California Press, 1980. — ISBN 978-0520039681 .
  • Guenon R. Le theosophisme. Histoire d’une pseudoreligion. — P., 1921. (фр.) ; Rene Guenon. Theosophy: History of a Pseudo-Religion. ISBN 0-900588-79-9
  • Bichimair G. Christentum, Theosophie und Anthroposophie. — W., 1950. (нем.)
  • Olav Hammer, Mikael Rothstein. Introduction // Handbook of the Theosophical Current. — Leiden: Brill, 2013. — С. 1–12. — (Brill Handbooks on Contemporary Religion). — ISBN 978-90-04-23596-0 .
  • Joy Dixon. Divine Feminine: Theosophy and Feminism in England. — Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 2001. — (The Johns Hopkins University Studies in Historical and Political Science). — ISBN 0-8018-6499-2 .
  • Faivre, Antoine. Access to Western Esotericism. — Albany, NY : State University of New York Press, 1994.
  • Franklin, J. Jeffrey. Spirit Matters: Occult Beliefs, Alternative Religions, and the Crisis of Faith in Victorian Britain. — Ithaca and London : Cornell University Press, 2018. — ISBN 9781501715440 .
  • Foreword // . — Albany: SUNY Press, 1994. — P. xv—xix. — 288 p. — (SUNY series in Western esoteric traditions). — ISBN 9780791420638 .
  • Godwin, Joscelyn. Foreword // The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge / In K. Paul Johnson (ed.). — Albany: State University of New York Press, 1994b. — P. xv–xix. — ISBN 978-0791420645 .
  • Goodrick-Clarke, Nicholas. . — Berkeley : North Atlantic Books, 2004. — ISBN 978-1-55643-457-0 .
  • Goodrick-Clarke, Nicholas. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — ISBN 978-0195320992 .
  • . — Penguin, 2012. — 352 p. — ISBN 9781101601389 .
  • Lowry, Elizabeth. These Lovers are Out of this World: Sex, Consent, and the Rhetoric of Conversion in Abductee Narratives // The Paranormal and Popular Culture: A Postmodern Religious Landscape / In Darryl Caterine; John W. Morehead (eds.). — London and New York:: Routledge, 2019. — P. 68–77. — ISBN 978-1-138-73857-7 .
  • Johnson, K. Paul. . — Albany : State University of New York Press, 1994. — ISBN 978-0791420645 .
  • . — New York : Putnam, 1980. — ISBN 978-0-399-12376-4 .
  • Partridge, Christopher. The Re-Enchantment of the West Volume. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occulture. — London : T&T Clark International, 2004. — ISBN 978-0567084088 .
  • Partridge, Christopher. Lost Horizon: H. P. Blavatsky and Theosophical Orientalism. Handbook of the Theosophical Current. Brill Handbooks on Contemporary Religion / In Olav Hammer; Mikael Rothstein (eds.). — Leiden: Brill, 2013. — ISBN 978-90-04-23596-0 .
  • Jake Poller. "Under a Glamour": Annie Besant, Charles Leadbeater and Neo-Theosophy // The Occult Imagination in Britain: 1875–1947 / Christine Ferguson and Andrew Radford. — Abingdon and New York: Routledge, 2018. — P. 77–93. — ISBN 978-1-4724-8698-1 .
  • Santucci, James A. Theosophical Society // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / In Wouter Hanegraaff (ed.). — Leiden: Brill, 2006. — P. 1114–1123. — ISBN 978-90-04-15231-1 .
  • Santucci J. A. // The Cambridge Companion to New Religious Movements / Под ред. O. Hammer, M. Rothstein. — Cambridge University Press, 2012. — P. 231–246. — 341 p. — (Cambridge Companions to Religion). — ISBN 9781107493551 .
  • Washington, Peter. Madame Blavatsky's Baboon: Theosophy and the Emergence of the Western Guru. — London : Secker & Warburg, 1993. — ISBN 978-0-436-56418-5 .

Ссылки

  • С. Рысев
Источник —

Same as Теософия