Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Изобразительное искусство Азербайджана ( азерб. Azərbaycan təsviri sənəti ) — изобразительное искусство , создаваемое народами, жившими на территории современного Азербайджана со времён палеолита до наших дней. В основном в статье описывается изобразительное искусство ( живопись , скульптура , декоративно-прикладное искусство и пр.) азербайджанского народа , формирование которого завершилось в основном к концу XV — началу XVI века н. э. Также кратко рассказывается об истории развития изобразительного искусства до формирования азербайджанского этноса.
В развитии изобразительного искусства Азербайджана отражены насыщенная политическими и военными потрясениями история и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Согласно БСЭ « локальные условия исторического бытия на протяжении веков породили самобытность искусства Азербайджана, определив его специфическое место в художественном наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенными странами способствовала взаимосвязи их художественных культур» .
На территории Азербайджана изобразительное искусство было развито ещё со времён палеолита . О первобытном искусстве в эпоху мезолита свидетельствуют сохранившиеся на скалах в Гобустане изображения . IV—I тысячелетиям до. н. э. датированы петроглифы Гямигая на территории Ордубадского района . Исключительным разнообразием видов, совершенством форм и изысканностью убранства характеризуется множество находок керамических изделий относящихся к культуре народов Кавказской Албании , обнаруженных в процессе археологических раскопок. Для керамических изделий различных областей Азербайджана, таких как Шахтахты, Кызыл-ванк характерно многообразие тонко прорисованных, орнаментально-смысловых мотивов. Одним из наиболее известных образцов керамических изделий Азербайджана является сохранившийся крупный сосуд из селения Шахтахты, чернолощеные зооморфные сосуды Мингечаура . В различных районах Азербайджана, преимущественно из Нахичевани и Габалы найдены каменные базы колонн. А на каменных базах из Казахского района, относящихся к IV — III вв. до н.э., прорисованны детали растительного рисунка.
Вхождения территории Азербайджана в состав Арабского халифата сыграло свою роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства. На территории современного Азербайджана начинает распространяться мусульманская культура. Строительство культовых памятников архитектуры сопровождалось украшением их различными узорами и орнаментом, элементами каллиграфии ( эпитафии ), кафелем и барельефами. После ослабления Арабского халифата в таких городах как Барда , Шамахия , Байлакан , Гянджа , Нахичевань , Шабран складывались локальные художественные школы. Важнейшими из них являются нахичеванская , ширвано-апшеронская. В XV веке в таких городах как Баку, Шамахия развивалась также миниатюрная живопись .
На развитие искусства XVII века и особенно XVIII века тяжело сказались войны между Турцией и Ираном , а также междоусобные феодальные распри между ханствами . Однако продолжали создаваться яркие произведения изобразительного искусства, одними из которых являются росписи дворца шекинских ханов , построенного зодчим Хадали Зейнал Абдином из Шираза в 1797 году . Эти декоративные рисунки, созданные такими мастерами, как Аббаскули, Уста Гамбар Карабаги , Аликули, Гурбан Али, Шукюр и другими, выполнены яркими и пёстрыми красками. Здесь изображены стилизованные узоры, изображения людей и животных, а также сменяющие друг друга во внутренних залах и комнатах дворца сцены войны и охоты.
Монументальное строительство в целом переживает упадок. В XVIII веке в домах богатых горожан появлялись стенные росписи, которые представляли собой в основном композиции из растительных мотивов. Иногда эти росписи включали изображения птиц, животных, людей. Народное искусство создавало узоры для оружия и посуды. Высокохудожественной по отделке представлены, к примеру, медная посуда и оружие, найденное в селе Лагич .
Следует особо подчеркнуть развитие многообразных по композиции и цветовым сочетаниям школ азербайджанского ковра: Куба - Ширванской , Гянджа - Казахской , Карабахской и Тебризской школ (подробнее см. статью Азербайджанский ковёр ), а также художественной вышивки из Шеки и др.
С XIX по начало XX века известность получили несколько художников декоративного стиля, не получивших профессионального художественного образования:
Среди таких известных азербайджанских художников того времени считался Мир Мохсун Навваб , который, не имея профессионального художественного образования, был известен также как поэт, теоретик музыки, каллиграф. Особое место в сферах живописи занимают созданные им узоры. Для его творчества характерны плоскостно-декоративные орнаментальные стенные росписи, рисунки с изображением цветов и птиц с попыткой объемной моделировки, иллюстрации к собственным рукописям («Бахр-уль Хазан» (Море горестей), 1864).
Национальные традиции стенной росписи использовал Уста Гамбар Карабаги ( 1830-е — 1905 год ). Он известен своими работами в реставрации Дворца шекинских ханов , росписями интерьеров домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Выполненная им роспись не нарушала плоскостности стены, подчёркивало её архитектурные детали. Новые же его работы отличались нарастанием реалистических черт .
Стоит отметить также пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства известной поэтессы Хуршидбану Натаван . Свои стихи она также украшала лирическими изобразительными мотивами .
Среди азербайджанских миниатюристов того времени известны Авазали Муганлы (« Калила и Димна » 1809 года ), Мирзы Алигулу (« Шахнаме » 1850 года ), Наджафгулу Шамахылы («Юсиф и Зулейха» 1887 год ) и др.
В XIX веке новое прогрессивное изобразительное искусство в Азербайджане обнаруживало некоторое отставание в развитии. Крайне медленно развивалось станковое реалистическое искусство .
В этот период в азербайджанском изобразительном искусстве начинается зарождение станковой живописи , но работы этого периода, например портреты, написанные Эривани, « ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры ».
Художник Мирза Гадим Эривани , также не имевший профессионального художественного образования, прославился в основном как портретист. Известны такие его произведения, как «Танцовщица» ( азерб. Rəqqasə ), «Дервиш», «Силач» ( азерб. Pəhlivan ), «Кавалерист» ( азерб. Süvari ). В Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева хранятся выполненне им произведения, в том числе портрет молодого человека, портрет сидящей женщины и др. Эривани, произведения которого всё ещё были крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры , заложил основы реалистической станковой живописи в Азербайджане .
Среди произведений Мирзы Гадима Эривани известны выполненные им портреты во Дворце Сардара в городе Эривань (дворец был разрушен в 1914 году , были уничтожены в числе прочих четыре портрета крупного размера, сделанных на стенах дворца) . Также известны портреты « Фетх Али-шаха », «Аббас Мирзы», «Мах Таллят ханым» и «Веджуллах Мирзы». Кроме этих произведений был выполнен также портрет неизвестного «Воина» .
Известен «портрет Тимура » работы Мир Мохсун Навваба , выполненный акварелью в 1902 году и хранящийся ныне в Азербайджанском музее искусств в Баку .
В связи с изданием в начале XX века журнала « Молла Насреддин », с развитием книгопечатания, начали возникать и жанры сатирической графики. В этой сфере искусства активно работали такие художники журнала, как О.Шмерлинг, И.Роттер, А.Азимзаде и Х.Мусаев. Основоположник же азербайджанской сатирической графики считается Азим Азимзаде . Известны его острые карикатуры и шаржи, высмеивающие царившее в стране общественное неравенство, невежество и фанатизм, гнёт царизма. Известна его знаменитая серия из акварельных работ «Сто типов», посвящённые свободе женщин, атеизму и политическим мотивам, а также иллюстрации к сборнику произведений Мирзы Алекпера Сабира «Хопхопнаме».
Бахруз Кенгерли , первый азербайджанский художник получивший неполное профессиональное образование (1916), будучи одним из основоположников азербайджанской реалистической станковой живописи , создал такие пейзажи, как «Гора Иланлы при лунном свете», «При заходе солнца», «Весна». Известны также созданные им портреты обездоленных людей из серии «Беженцы», бытовые композиции «Сватовство», «Свадьба». В Азербайджанском музее искусств хранится его альбом «Память о Нахичевани» с авторскими повторениями двадцати пейзажей. Для поставленных в 1910-е годы в Нахичевани пьес «Мертвецы», Джалиля Мамедкулизаде , «Гаджи Гара» М. Ф. Ахундова , « Пери-джаду » А. Ахвердиева и др. Кенгерли оформил эскизы костюмов.
Из художниц того периода можно выделить Кейсар Кашиеву — первую азербайджанку, получившую образование художника. После установления независимости Азербайджанской Демократической Республики в 1919 году в Баку был учреждён Государственный музей «Истиглал» («Независимость»), где создавались национальные атрибуты — государственные герб и флаг . В музее проводились также мероприятия по охране и восстановлению памятников истории и искусства. В это время выходил журнал «Фиюзат», издателем которого был известный в то время философ, журналист и художник Али-бек Гусейнзаде , считающийся основоположником современной азербайджанской живописи маслом на холсте . Известны такие его произведения, как « Мечеть Биби-Эйбат », «Портрет Шейх уль-ислама», подчёркивающие его универсальность .
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году , в Азербайджане начало формироваться искусство нового типа. В 1920 году в Баку было открыто первое художественное училище, где создавали новые жанры изобразительного искусства.
В 1930-е годы в области графики работали такие художники, как Азим Азимзаде , Газанфар Халыков , Исмаил Ахундов , Алтай Гаджиев, М. А. Власов, Кязим Кязимзаде , А. Мамедов и др. создавались иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. На актуальные темы того времени рисовались плакаты.
В 1928 году открылась первая творческая выставка Азербайджанского общества молодых художников. В 1930-е годы успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционного изобразительного искусства. Интересны рисунки Салам Саламзаде, Г. Халыгова, А. Рзагулиева, посвящённые актуальным темам.
В 1932 году был создан комитет азербайджанских художников. В этот период известны работы С.Шарифзаде «Уборка винограда», «Портрет А. Азимзаде» Г. Хагвердиева, «Портрет Низами Гянджеви » Газанфара Халыгова. Следует отметить работы Микаила Абдуллаева , Бёюкага Мирзазаде , Б. Алиева, Саттара Бахлулзаде , Камиля Ханларова . Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году .
В годы Второй мировой войны создавались в основном политические плакаты и сатирические карикатуры. Создавали политические карикатуры такие уже известные художники как А. Азимзаде, Г. Халыгов, И. Ахундов, А. Гаджиев, С. Шарифзаде .
Этап художественной зрелости наступил в азербайджанском изобразительном искусстве в середине 50-х годов . Во второй половине XX века обрели известность такие художники советского Азербайджана, как Беюк Ага Мирза-заде, Микаил Абдуллаев , Таир Салахов, Видади Нариманбеков , Саттар Бахлулзаде, Тогрул Нариманбеков , Надир Абдуррахманов , Ваджия Самедова и др. В произведениях Б. Алиева, Л. Фейзуллаева, А. Мамедова, А. Вердиева и др. находят своё отражение темы труда и индустрии. Темы, посвящённые историческому прошлому, обычаям и традициям азербайджанского народа, темам войны и мира видны в творчестве Э. Рзагулиева, В. Нариманбекова, Т. Садыгзаде, А. Гусейнова, К. Наджафзаде и др.
Успешно проявила себя в области станковой графики и книжной иллюстрации Марал Рахманзаде — первая азербайджанка, получившая профессиональное художественное образование.
Мифологические представления нашли своё отражение в произведениях Дж. Мирджавадова, Н. Рахманова, К. Ахмедова, Г. Юнусова, С. Вейсова, А. Ибрагимова, И. Мамедова, С. Мирзазаде, Ф. Хашимова, Ф. Гуламова, А. Самедова и др.
В жанре пейзажа работали Н.Гасымов, К. Ханларов, М. Тагиев, С. Хагвердиев, Т. Джавадов, Ф. Халилов , Б. Маратлы, Н. Рзаев, А. Аскеров, У. Хаквердиев и др. К современным жанрам близки работы Ф.Халилова , посвященные природе Апшерона , а также работы скульптора и графика С.Курбанова .
Одним из известных азербайджанских художников-пейзажистов, отображавший красоты природы Азербайджана был народный художник республики Саттар Бахлулзаде . Известны такие его работы, как Мечта Земли, «Дорога в Гызбановше» ( азерб. Qızbənövşəyə gedən yol ), «Родные равнины» ( азерб. Doğma düzənliklər ), «Тоска по земле» ( азерб. Torpağın həsrəti ), «Слёзы Кяпаза» и др .
Среди портретистов того времени известны С. Саламзаде, Т. Тагиев , В. Самедова, Ш. Шарифзаде, О. Садыгзаде , Наджафгулу, А. Керимов, Г. Мустафаева, О. Агабабаев, Г. Зейналов, Г. Керимов, С. Мамедов, Ч. Фарзалиев и др. Широко известны портреты деятелей культуры и искусства, выполненные Б.Мирзазаде (певица Зейнаб Ханларова, режиссёр Шамси Бадалбейли) .
Развивалось также театрально-декорационное искусство. Среди известных художников в этой области можно отметить Нусрата Фатуллаева и Бадуру Афганлы .
Оригинальный текст (рус.)Эривани , Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы [1825, Эривань (Ереван) — 1875, там же] — художник-орнаменталист и портретист, основоположник аз. станковой живописи. Работал в Эривани. Специального художественного образования не получил. Создавал рисунки трафареты для вышивки, росписи, ювелирных изделий и др. В 1850-х гг. написал 4 больших (1 м × 2 м) портрета маслом для реставрировавшегося дворца сардаров в Эривани. Произв.: «Танцовщицы» (живопись на стекле), портреты Фатали-шаха, молодого человека , сидящей женщины (темпера), Аббасы Мирзы (рис. тушью), «Мулла» — все в Аз. м. иск-в, Баку: портрет Мах Талят (М. иск-в Груз. ССР, Тбилиси), «Цветы с птицами» (лаковая живопись) и портрет-миниатюра (ГЭ).