Interested Article - Сардарский дворец

Сардарский дворец ( арм. Երեւանի սարդարի պալատ , азерб. Sərdər Sarayı ) — бывшая резиденция сердара — правителя Эриванского ханства . Была расположена в Эривани , в северо-восточной части Эриванской крепости , на левом берегу реки Раздан .

Во время русско-персидской войны 1827 года крепость подверглась разрушению, а сам дворец пребывал в руинах за исключением личного павильона сардара . В 1914 году дворец был полностью разрушен . Позднее на месте дворца по проекту Р. Исраеляна было воздвигнуто здание винного завода «Арарат» .

Легенды

Согласно народной легенде, записанной в начале XX века, Сардарский дворец был построен около 1600 года персидским богатырем Арусом, его сыновьями Зорабом и Фарамосом и дочерью, злой волшебницей, Лютерой .

Интерьер дворца

Фасад Зеркального зала дворца был обращён к реке Занге (ныне — Раздан). Стены залы приходились вровень с высокой обрывистой стеной над берегом реки. Слева и справа высились насыпи, образовавшиеся от осыпавшихся глиняных стен Эриванской крепости .

Все стены дворца были покрыты изразцами с узорами и цветами. Простенки между изразцами занимала грубоватая малярная живопись. Помимо цветов здесь были изображены павлины, львы и солнце. Пол был из глазированного кирпича. Потолок был покрыт зеркалами. Зеркала также имелись в углублениях по стенами и между портретами .

Портреты в зеркальном зале дворца

По литературным данным известно, что стены зеркального зала дворца сардара были богато украшены орнаментальными и сюжетно-тематическими композициями. Между карнизом и потолком дворца были помещены сюжетные росписи, показывающие легендарные подвиги Рустама . На одной Рустам кинжалом поражает молодого воина, на другой — рвет свою одежду, узнав, что убил своего сына Зохраба ; на третьей — стаскивает с лошади противника; на четвёртой — побеждает дива и ломает ему рога. По описанию очевидцев во дворце была изображена также «шуточная картина, представляющая старика, любезничающего с молодой девушкой, которая подает ему бокал вина» .

В 1850-х гг. для реставрировавшегося дворца азербайджанский художник Мирза Кадым Эривани написал 4 больших (1 м × 2 м) портрета маслом . По существу, эти портреты, выполненные на холсте масляными красками, являлись первыми станковыми произведениями в азербайджанской живописи . Портреты были размещены во втором ярусе ниш большого зала дворца. При полном разрушении дворца в 1914 году эти портреты были сняты со стен и в настоящее время находятся в Государственном музее Грузии . Из воспоминаний родственников известно, что в комнате Мирза Кадыма имелись ещё четыре подобных портрета с изображением вооруженных воинов (предполагается, что это были оставшиеся у художника варианты портретов сардаров) .

Портреты занимали доминирующее место в архитектурном убранстве интерьера дворца. Здесь были изображены портреты Фатали-шаха , его наследника Аббас Мирзы , сардара Гусейн-Кули и его брата. Судя по натурным зарисовкам русских художников В. Мошкова и Г. Гагарина , посетивших этот дворец в первой половине XIX века, и по описаниям других путешественников, указанные портреты отличались живостью и большим сходством, хотя в целом и они носили, как отмечают, декоративный, несколько условный характер . Всего больших портретов в Зеркальном зале дворца было восемь. Над некоторыми из них имелись надписи на азербайджанском языке .

Сардарский дворец на почтовой открытке имперских годов. Вид на мраморную площадку с фонтаном и ажурным окном

Продолжением залы служила мраморная площадка. Пол был вымощен мрамором. Посередине был расположен мраморный фонтан. Во всю вышину площадки со стороны реки было расположено огромное деревянное окно, в которое была вставлена рама ажурной работы с разноцветными стёклами .

По бокам мраморной площадки имелись две небольшие комнаты, двери которых выходили в Зеркальный зал. Потолки и стены этих комнат были пёстро украшены простой живописью. Задняя сторона Зеркального зала, выходившая во двор, была вся в мелких рамах и застеклена. До ремонта 1850-х вся эта сторона была в таких же рамах с прихотливыми узорами и разноцветными стёклами, как и на мраморной площадке. Но во время ремонта остатки этих рам были уничтожены, и вместо них были вставлены обыкновенные рамы, окрашенные красной краской. Во время ремонта зал был покрыт железной крышей, окрашенной также красной краской, а также был уничтожен мраморный бассейн, располагавшийся во дворе перед залой .

Во времена Сардаров вся задняя сторона Зеркального зала была завешана большой «золотой занавесью», которую отдёргивали восемь человек. К началу XX века были сохранены карниз с железными блоками этой занавеси .

Интерьеры дворца. Начало XX века
Зеркальный зал дворца. Рис. Г. Гагарина
На старой открытке

Архитектура дворца была стилистически связана с архитектурой дворца шекинских ханов и позднесефевидскими садовопарковыми павильонами .

В 1827 году в одной из комнат дворца, Александр Грибоедов принял участие в постановке своей комедии « Горе от ума » в исполнении офицеров русской армии . В 1864 году, после перенесения резиденции губернатора из дворца Сардаров в центр Эривани, крепость была упразднена, её стены и здания, в т.ч. и дворец, постепенно разрушались . Старое сооружение оказывалось без присмотра и местное население растаскивало его по кусочкам . В начале XX века дворец находился в ведении военного инженера Александропольской дистанции, однако это не привело к сохранности дворца. На территории дворца жил сторож, смотревший за Зеркальным залом и раз в год протиравший портреты керосином во избежание порчи. Согласно опубликованным запискам путешествующего в 1902 году по Кавказу Александра Кольчинского, во время ремонта Зеркальной залы оригинальные элементы интерьера были заменены на современные, зала была покрыта железной крышей и покрашена красной краской, уничтожен бассейн. Стены дворца "пестрели всевозможными именами, фамилиями и непристойными надписями" . В 1914 году дворец был полностью разрушен .

В Национальной галерее Грузии хранятся предметы каджарского периода из Дворца сардаров, относящиеся к Эриванскому ханству. Среди них имеются предметы быта, картины, а также мраморные плиты, являвшиеся частью декора дворцового комплекса. В 2019 году эти предметы были отреставрированы и впервые выставлены в Баку, в Культурном центре Гейдара Алиева .

Во время опустения дворец был покрыт надписями, которые оставляли путешественники и туристы. Одна из надписей представляла собой некое стихотворение, оставленное 20 марта 1895 года, по словам сторожа, некой барыней, которая ехала из Персии :

Примечание

  1. — статья из Encyclopædia Iranica . Erich Kettenhofen, George A. Bournoutian and Robert H. Hewsen
  2. Н. Миклашевская. Художники XIX века Мирза Кадым Эривани и Мир Мохсун Навваб. — Искусство Азербайджана. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1954. — Т. IV. — С. 88.

    В 1914 году при полном разрушении дворца эти портреты были сняты со стен и в настоящее время находятся в Государственном музее Грузинской ССР.

  3. . . — Прогресс , 1982. — С. 35. — 95 с. 16 апреля 2012 года.
  4. Александр Кольчицкий. Зеркальный зал в Сардарском дворце, в гор. Эривани // Весь Кавказ : Иллюстрированный справочно-литературный сборник, посвященный детальному и всестороннему изучению Кавказского края во всех отношениях. Исторический отдел. — 1903. — № 1 . — С. 7-9 .
  5. Л. С. Бретаницкий (архитектура), Ю. А. Казиев , К. Д. Керимов (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Искусство Азербайджана / Под ред. Б. В. Веймарна . — История искусства народов СССР: в 9 томах: Изобразительное искусство , 1979. — Т. 5 . — С. 361 .
  6. Эривани / Под ред. Б. В. Иогансона . — Искусство стран и народов мира (краткая художественная энциклопедия): Советская энциклопедия , 1962. — С. 61 .
  7. Н. Миклашевская. Художники XIX века Мирза Кадым Эривани и Мир Мохсун Навваб. — Искусство Азербайджана. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1954. — Т. IV. — С. 84-108.
  8. Л. С. Бретаницкий (архитектура), Ю. А. Казиев, К. Д. Керимов (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Искусство Азербайджана / Под ред. Б. В. Веймарна . — История искусства народов СССР: в 9 томах: Изобразительное искусство , 1979. — Т. 5 . — С. 363 .
  9. Александр Кольчицкий. Зеркальный зал в Сардарском дворце, в гор. Эривани // Весь Кавказ : Иллюстрированный справочно-литературный сборник, посвященный детальному и всестороннему изучению Кавказского края во всех отношениях. Исторический отдел. — 1903. — № 1 . — С. 7-9 .

    Портреты эти довольно хорошо написаны. Над некоторыми портретами есть надписи на татарском языке. Фасад занимает самая красивейшая часть залы — мраморная площадка.

  10. Л. С. Бретаницкий, Б. В. Веймарн. Искусство Азербайджана IV—XVIII веков. — М.: Искусство, 1976.
  11. Авторы Вараздат Мартиросович Арутюнян, Мурад Маргарович Астратян, Арсен Арутушевич Меликян "Ереван" // Стройздат, 1968
  12. А. С. Щенков. Памятники архитектуры в дореволюционной России: очерки истории архитектурной реставрации, Терра-Книжный клуб, 2002. Стр. 357
  13. Sarıyeva İ. (азерб.) // Bakı Xəbər. — 2019. — 15 iyul. 10 ноября 2019 года.
Источник —

Same as Сардарский дворец