Interested Article - Бута

Бута́ , также турецкий огурец [ привести цитату? 383 дня ] [ привести цитату? 383 дня ] [ привести цитату? 383 дня ] , восточный огурец , индийский огурец , турецкий боб [ привести цитату? 383 дня ] миндалевидный узор с заострённым загнутым верхним концом. Мотив бута известен у многих народов Востока на обширной территории. Хорошо известен в странах Ближнего Востока и в Европе .

Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в оформлении ковров , кялагаи и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства , а также в декоре архитектурных сооружений.

История

Данный орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III—VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI—XVIII векам — времени правления династии Сефевидов .

Распространился во многие азиатские страны и использовался во всех сферах жизни — украшал регалии и одежду знати, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа , в этой форме пеклись лепёшки.

Завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время (XVIII—XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «миндалевидным» узором.

В Великобритании узор «бута» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешёвых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком.

Производство процветало около полувека, а затем орнамент вышел из моды. Изредка к нему прибегали дизайнеры, искавшие вдохновение в исторических костюмах . Очередной взрыв популярности пришёлся на времена хиппи 1960-е годы . Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. И снова забвение.

В начале 1980-х , основатель модного дома Etro , совершая путешествие по Индии , впервые увидел там узоры, наносимые местными жителями на кашемир . В 1981 году Дом моды Etro выпускает коллекцию декоративных тканей с орнаментом «пейсли» . Позднее английская марка выпустила с ним несколько коллекций обоев .

Бута у народов мира

Азербайджан

«Бута» является характерной деталью азербайджанского национального орнамента . Этот мотив считается древнейшим в национальном орнаменте Азербайджана ; он занимает видное место среди узоров набойки. Имеются набивные изделия, украшенные только бута . Мотив бута часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много его разновидностей, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение узоры бута получили в Гянджинской зоне, став почти неотъемлемой деталью коврового орнамента . Узоры бута встречаются на нескольких видах азербайджанских ковров, среди которых можно отметить такие, как «Хила-бута», «Ширван-бута», « Шабалыт бута » .

В Баку расположено здание дворца «Buta Palace», на котором изображена бута . С 2004 года бута является логотипом азербайджанской нефтегазовой компании Azpetrol (на автозаправочной станции компании в Мардакяне стоит здание супермаркета, выполненное в форме «бута» ). Бута также была изображена на эмблеме чемпионата мира по футболу среди девушек до 17 лет , прошедшего осенью 2012 года в Азербайджане.

Форма

Орнамент состоит из повторяющихся элементов — бута, направленных капель или в одном направлении, или в зеркальном, или в произвольном. Оставшееся свободное пространство может быть занято декоративными элементами в растительном стиле, кругами и прочими графическими элементами.

В Индии рисунок наносится на всё поле мелким орнаментом из цветочных розеток, пальметт и бута, кайма повторяет этот мотив в увеличенном размере, а свободный конец… украшен крупным орнаментом из рядов бута .

Внутри бута писались письма, стихи, заклинания или пожелания, делались сюжетные рисунки, чтобы бута «помогла» всему этому осуществиться.

Примечания

  1. Л. А. Перепелицына. Роль русской культуры в развитии культур народов Средней Азии. — М.: Наука, 1966. — С. 45.

    Это узор «калямфур» — «красный перец», узор, который русские женщины называют «турецкий огурец», известный по рисунку турецких шалей.

  2. П. И. Уткин, Народные художественные промыслы , 1992, стр. 110
  3. К. Е. Балдин, А. М. Семененко, Иваново: история и современность , 1996, стр. 34
  4. Г. Ф. Дебец, Труды киргизской археологической экспедиции , т. 5, 1968, стр. 70
  5. Р. Г. Гаджиханова. Дагестанский костюм. — Махачкала: Эпоха, 2010. — С. 52.

    …особенно в цене были ткани с орнаментом, где декоративный мотив был решен в форме капли — «бута» («восточный огурец», «турецкий боб», «индийский огурец», «пейсли»).

  6. А. Д. Магомедов, Народные художественные промыслы Северного Кавказа , 1988, стр. 164
  7. . Дата обращения: 3 мая 2015. 1 февраля 2016 года.
  8. . Дата обращения: 3 мая 2015. Архивировано из 7 сентября 2014 года.
  9. В. Лобачев. Магия подзаголовка. — В мире книг: Книга, 1975. — № 7 . — С. 190 .

    На знаках доктора искусствоведения Н. М. Миклашевской, десятки лет посвятившей изучению азербайджанских росписей, фресок, тканей, вполне закономерно встретить характерную деталь национального орнамента «бута».

  10. Г. А. Гулиев. Об азербайджанской набойке. — Советская этнография: Издательство Академии наук, 1964. — № 2 . — С. 134 .

    Мотив бута, известный у других народов Востока на обширной территории, можно считать древнейшим в национальном орнаменте Азербайджана; он занимает видное место среди узоров набойки. Хотя никакого отношения к тюркам этот орнамент не имеет и никогда не имел. Имеются набивные изделия, украшенные только бута.

  11. Н. Самгина. Ковры типа Фахралы. — Сообщения Государственного Эрмитажа: Искусство, 1995. — Т. 56. — С. 59.

    Следует выделить мотив бута, имеющий вид миндали с заострённым загнутым верхним концом, который хорошо известен в странах Ближнего Востока и в Европе. Этот мотив часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много разновидностей бута, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение бута получила в Гянджинской зоне, где они становятся почти неотъемлемой деталью коврового узора.

  12. Лятиф Керимов . Азербайджанский ковёр. Том III. Б.: «Гянджлик», 1983.
  13. . Дата обращения: 19 июля 2013. 31 мая 2013 года.
  14. . Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано из 9 сентября 2013 года.
  15. от 25 февраля 2011 на Wayback Machine
  16. . Дата обращения: 3 мая 2015. 24 июня 2012 года.
Источник —

Same as Бута