Interested Article - Афинская школа

«Афинская школа» ( итал. La Scuola d’Atene ) — фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Зале указов») Ватиканского дворца . Выдающееся произведение искусства эпохи Высокого Возрождения , или римского классицизма, начала XVI века.

История

В 1508—1517 годах Рафаэль вместе с учениками по поручению папы Римского Юлия II расписывал четыре станцы (комнаты) Ватиканского дворца в Риме . Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете: Станца делла Сеньятура ( итал. Stanza della Segnatura — Комната знаков; итал. segnatura — отметка, знак). Этому помещению придавалось особое значение, именно его папа пожелал видеть готовым в первую очередь. О том же говорит величественная программа росписей. Название « Camera della Segnatura » привёл в своих «Жизнеописаниях» Дж. Вазари и его обычно переводят как «Комната подписей». Однако большинство специалистов считает такое название неправильным, поскольку в отношении этой комнаты в то время не использовали латинское слово signatura (подпись), а итальянское segnatura означает «отметка, знак», но не подпись. Версия Джона Ширмена, американского исследователя творчества Рафаэля, о том, что комната была папской библиотекой, не подтверждается документально. В настоящее время на основе исторических данных об использовании этого помещения в качестве места заседаний папского трибунала, а также подписей указов, принято обобщающее название: Зал указов. Назначение комнаты косвенно подтверждается программой росписей, главной темой которых является идея божественного правосудия, гармонии власти земной и небесной .

Комната расписана Рафаэлем в 1509—1511 годах, о чём свидетельствуют надписи на северной и южной стенах. Декоративную разбивку свода делал живописец Содома в конце 1508 года. Композиции росписей отражают четыре области духовной деятельности человека: «Афинская школа» — Философию, « Диспута » — Теологию, « Парнас » — Поэзию, «Мудрость, умеренность и сила» ( итал. Virtù e la Legge ) — Правосудие. Первой, вероятно, была написана «Диспута», второй — «Парнас», а третьей — «Афинская школа» (1510—1511) .

Фигуры, изображённые Рафаэлем в «Афинской школе», достаточно условны и в разное время их называли и трактовали по-разному. Дж. Вазари интерпретировал эту композицию как «изображение теологов, согласующих богословие с философией и алхимией» . Многие считали эту композицию аллегорией «Семи свободных искусств». Название «Афинская школа» придумал Джованни Пьетро Беллори в 1672 году ( итал. Le vite de' pittori, scultori et architetti moderni ).

Композиция и стиль

Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений эпохи Возрождения и, бесспорно, самой впечатляющей композицией ватиканских Станц. Она занимает целую стену относительно небольшого помещения (8 х 10 м). Ширина фрески по основанию: 7,7 м.

Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля», сложившегося не без влияния его дяди, выдающегося архитектора, создателя «римского классицизма» Донато Браманте . По сообщению Дж. Вазари именно Браманте является автором архитектурного фона фрески: полукружие арки, статуи Аполлона и Минервы по сторонам в нишах. На фоне фантастической и величественной архитектуры, придуманной архитектором Браманте, выступают философы древности, скомпонованные Рафаэлем в выразительные группы. Фигурам приданы портретные черты и человек эпохи Возрождения легко распознавал в этих персонажах лица своих современников.

В подчёркнуто монументальных фигурах действующих лиц очевидно влияние могучих фигур фрески Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы , расположенной рядом со Станцами (деревянные леса в Сикстинской капелле были временно сняты в 1509 году и все желающие могли видеть ещё не оконченное произведение Микеланджело). Сидящую на переднем плане фигуру Гераклита , мрачного и нелюдимого, погружённого в свои мысли, Рафаэль изобразил последней. Она была вписана в 1511 году, после окончания фрески, и следы врезки (швы штукатурки) видны до сих пор. В этой фигуре все увидели портретное сходство с Микеланджело, а в самой фигуре — стилизацию манеры великого мастера, — дань уважения и признательности сильному сопернику, завершившему через год гениальный «Сикстинский плафон». В образе Эвклида заметны портретные черты архитектора Браманте.

М. Дворжак писал об этом шедевре , что в нём «проявляется новое чувство монументальности и идеализма», художественный принцип, согласно которому «случайностям реальной действительности противопоставляется их переработка в духе универсальности и художественно усиленного воздействия. Высокий стиль Рафаэля основывается, следовательно, на предпосылках, далёких от новизны, — и всё же он воздействует как нечто новое» . Русский живописец А. А. Иванов , изучавший картон «Афинской школы» в миланской библиотеке Амброзиана , отмечал, что образам Рафаэля свойственны «одновременно грациозность и грандиозность» .

Г. Вёльфлин в книге «Классическое искусство» посвятил фреске «Афинская школа» отдельную главу и писал, что Рафаэлю свойственно искусство «гармонично вести линии и уравновешивать массы… заполнять пространство и соединять группы» . Рассматривая фигуры, отражающие столкновение двух мировоззрений: фигуру Платона с перстом, указующим в небо, и Аристотеля, указывающего на землю, Вёльфлин отмечал выразительность, внутреннее богатство и пластическую определённость движений, ранее не встречавшихся в творчестве Рафаэля. «Отношение фигур к пространству, — писал Вёльфлин, — выражено здесь вообще совершенно по-новому» . Огромная арка, подобно небесному своду, как бы примиряет разные взгляды и споры философов.

И. А. Смирнова подчеркнула ещё одну важную особенность: «Афинская школа» как бы замыкает пространственную композицию зала. «Движение в этой фреске развивается из глубины к первому плану». Прекрасный храм, открывающийся за спинами беседующих философов, «лишён пространственной активности». Фигуры выходят из арки и по ступеням спускаются к зрителям. Философы на первом плане кажутся расположенными рядом с нами. В «Диспуте», фреске напротив «Афинской школы», пространство величественно и плавно уходит по ступеням алтаря в глубину и вверх. Таким образом возникает ось движения от «Афинской школы» (мира земного) к «Диспуте» (миру небесному) .

Примечательно, что дабы подчеркнуть монументальность и значимость фигур, Рафаэль «вывел» их из системы прямой линейной перспективы на передний план, формально нарушив масштабность (иначе бы они выглядели слишком мелкими), придав архитектурной перспективе вместо одной три линии горизонта и две точки схода перспективных линий. От этого и возник мощный «эффект присутствия»: будто в небольшом помещении великие философы древности находятся совсем рядом с нами .

Список персонажей

Фрагменты

См. также

Примечания

  1. Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
  2. Raphael, Marcia B. Hall (ed.), The Cambridge Companion to Raphael , Cambridge University Press, 2005, p. 195.
  3. Roger Jones and Nicholas Penny, Raphael , p. 74, Yale, 1983, ISBN 0300030614
  4. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Искусство. — Т. III. — 1970. — С. 160—165
  5. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. В 2-х т. — М.: Искусство, 1978. — Т. 2. — С. 47—48
  6. Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка. 1806—1856 гг. Издал М. Боткин. — СПб., 1880. — С. 74
  7. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. — СПб.: Алетейя, 1997. — С. 91
  8. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. — С. 102
  9. Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура» — С. 61
  10. Фёдоров М. В. Рисунок и перспектива. — М.: Искусство, 1960. — С. 14. — Рис. 6
  11. от 20 августа 2019 на Wayback Machine , Michael Lahanas, hellenicaworld.com (Дата обращения: 14 октября 2010)
  12. единое мнение большинства искусствоведов
  13. Phil Norfleet (c) 18 мая 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Афинская школа