Interested Article - Викторианский безголовый портрет

Оскар Густав Рейландер . Голова святого Иоанна Крестителя на блюде, около 1858 года

Викторианский безголовый портрет ( англ. Victorian headless portrait ) или просто безголовый портрет ( англ. headless portrait ) — особый жанр фотографии, существовавший в Великобритании во 2-й половине XIX — начале XX века . На подобных фотографиях голова модели отделена от тела, часто натурщик сам держит её в своих руках. Хотя за этим жанром закрепилось название «безголовые портреты», именно голова на фотографии всегда присутствует, а тело может отсутствовать.

Возникновение и развитие жанра

В середине XIX века британский фотограф шведского происхождения Оскар Густав Рейландер придумал новый тренд — фотографии, на которых голова человека отделена от его тела. Достигался эффект комбинированием негативов , путём долгой, утомительной работы в лаборатории . Этот вид монтажной фотографии стоил дорого и был весьма популярен во второй половине XIX века в Великобритании .

Одним из подобных успешных снимков Рейландера была «Голова Святого Иоанна Крестителя на блюде» — отпечаток, сделанный с двух негативов. Фотография датируется широким промежутком времени между 1855 и 1860 годами (предположительно — около 1858 года), один из её вариантов в настоящее время находится в собрании (англ.) . Другой известный фотограф Генри Пич Робинсон так описывал настойчивость Рейландера в поиске натурщика для Иоанна Крестителя:

«Рейландер увидел эту голову на плечах некоего джентльмена в городе….Любопытно, что он в этот момент увидел не столько современного джентльмена , как всегда, а именно картину, которую предполагала подобная голова. Прошло несколько месяцев, прежде чем художник осмелился попросить модель одолжить ему свою голову… и несколько лет, прежде чем он добился согласия»

Собрание Дома Джорджа Истмена. История фотографии с 1839 года до наших дней

Эта фотография была задумана Рейландером как часть композиции, которую он так и не завершил. В феврале 1869 года королева Великобритании Виктория купила 22 фотографии Рейландера, в том числе и эту .

Многие фотографы по примеру Рейландера создавали подобные образы мужчин и женщин с отрубленными головами, которые надеты на штырь в их руках, они несут их перед собой на блюде, или держат за волосы в собственной руке. Часто в другой руке у жертвы — орудие её убийства. Спрос на подобные фотографии был настолько высок, что многие викторианские фотографы открыто рекламировали именно этот вариант фотосъёмки и взимали за него солидные деньги .

Самая ранняя сохранившаяся и сознательно созданная в рамках жанра «безголовая фотография» была сделана в 1875 году Уильямом Генри Уилером ( англ. William Henry Wheeler ), который владел фотосалоном на High Street ( Брайтон , графство Суссекс ) .

Наиболее известным и плодовитым представителем этого жанра стал британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни ( англ. Samuel Kay Balbirnie ). 23 мая 1878 года он разместил в газете «Brighton Daily News» объявление:

«Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Meghan MacRae. An Executioner's Photo Album Victorian Headless Portraits

Балбирни в своих фотографиях использовал метод Рейландера, основанный на совмещении нескольких негативов . Сэмюэл Кей Балбирни родился в Лондоне в 1855 году, он — второй ребёнок Сэмюэла Балбирни Старшего и Марии Энн Стаббс. В 1865 году, когда ребёнку было всего пять лет, его мать умерла. Отец снова женился в 1873 году, к этому времени он был человеком уважаемым и состоятельным. В момент открытия фотостудии Сэмюэл Кей Балбирни был молодым человеком 23 лет. Хотя он обучался медицине, но решил испытать себя в сфере фотоискусства; средства на собственную мастерскую он получил у отца. Он приобрёл выставленную на продажу фотостудию Роберта Пратчетта на 33 Western Road в Брайтоне, которая прежде делала портреты в популярном тогда жанре визитная карточка ( фр. carte-de-visite ). Студия Балбирни, специализировавшаяся исключительно на спецэффектах, не имела коммерческого успеха. Через два года она закрылась, а сам фотограф стал армейским врачом. «Безголовые портреты», тем не менее, стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х годов .

Чарльз Беннетт (?, 1840—1927), фотография из «Scientific American» 1881 года

Существует снимок безголового животного, неоднократно привлекавший внимание специалистов по истории фотографии. Сделал его британский фотограф (фр.) 6 июня 1881 года. Беннетт был сыном суррейского шляпника, в 1870-х он открыл бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач (англ.) , уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином . Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды. Беннетт решил продемонстрировать технологию и нуждался в эффектном способе демонстрации. Он привязал к шее мула динамит , установил фотоаппарат на штатив , а затем взорвал голову животного. Снимок он успел сделать в тот момент, когда голова уже разлеталась на куски, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это продемонстрировало скорость фотосъёмки. Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в журнале « Scientific American » . Технология была успешно внедрена, а Беннетт получил патент . Пресса обрушила на него критику за жестокое обращение с животным. Так как отец Беннета был шляпником, газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из « Алисы в Стране чудес » . По другой версии, эксперимент проводился по инициативе генерала армии США (англ.) и ещё нескольких военных с базы (англ.) ( Нью-Йорк ), а фотограф прямого отношения к нему не имел .

Популярность безголовых портретов в конце XIX века вышла за пределы Великобритании, однако там подобные портреты утратили свой статичный портретный характер и превратились в жанровые сценки. До нашего времени дошли подобные фотографии, созданные американцем Уильямом Робертом Боулзом ( англ. William Robert Bowles ). На одной из них, выполненной около 1900 года, в представленной впервые широкой публике на выставке в музее Метрополитен в 2013 году, в коллекции которого она и хранилась длительное время, слуга-афроамериканец подаёт на завтрак своим хозяевам отрезанную голову . На другой, созданной во французской фотостудии «Saint Thomas D’Aquin» , натурщик жонглирует отрубленными головами .

Изучение викторианских безголовых портретов

Исследователи утверждают, что эти фотографии являются одним из первых примеров массового использования фотомонтажа . Обычно они воспринимаются современными искусствоведами как проявление специфического чувства юмора в викторианскую эпоху . По другой версии, подобные фотографии могли вызывать у современников ужас и были рассчитаны именно на такое воздействие . В некоторых работах историков подобными фотографиями иллюстрируются разделы о представлениях англичан викторианской эпохи о смерти и ритуале прощания с покойником, с которыми они соотносятся авторами .

Большое количество подобных фотографий принадлежит в настоящее время (англ.) . Значительное число викторианских безголовых портретов было представлено на выставке в музее Метрополитен « Faking It: Manipulated Photography before Photoshop », которая состоялась в октябре 2012 — январе 2013 года в Нью-Йорке . В издательстве музея вышла книга куратора этой выставки Мии Финман под этим же названием .

Интерес к данному жанру не остался без последствий. С безголовыми фотографиями связана известная фальсификация — так называемая «Фотография семьи Бакли». По устоявшейся традиции соседские дети к празднику Хэллоуин в 1890 году решили изготовить чучела людей. Согласно городской легенде , Сьюзан и Джон Бакли решили превзойти их и вместо работы над чучелом убили собственную мать. Сами они исчезли, но остался этот снимок, якобы сделанный ребёнком, который пришёл за конфетами к дому Бакли. Тело миссис Бакли нашли позже, оно было наполовину съедено. Было установлено, что фотография никак не связана с конкретным преступлением, она — типичный «безголовый портрет», но выполненный в наше время (2006 год), автором монтажа был опубликован даже оригинальный позитив, где дети представлены без топора, а мисс Бакли с головой на плечах. Фотомонтаж получил название «Убийство матери на Среднем Западе» ( англ. «Midwestern Matricide» ) и был создан Эдди Алленом ( англ. Eddie Allen ) для « Haunted Memories Changing Portraits ». Он взял старое семейное фото двух подростков и их матери и смонтировал «фотодокумент» в стиле американского многофигурного варианта викторианского безголового портрета, будто бы они убили её .

См. также

Примечания

  1. MacRae, Meghan. (англ.) . CVLT Nation (16 апреля 2013). Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано из 18 января 2017 года.
  2. Johnston, Kaitlyn. . Twisted Trick Photography from the Victorian Era (англ.) . The Lineup. Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  3. (англ.) . Art Museum Images from Cartography Associates. Дата обращения: 17 января 2017. 22 июня 2016 года.
  4. Собрание Дома Джорджа Истмена. История фотографии с 1839 года до наших дней. — Кёльн: Taschen GmbG, 2010. — С. 360. — 766 с. — ISBN 9-785-404-00156-3.
  5. . Study of the Head of John the Baptist in a Charger (англ.) . Royal Collection Trust. — c. 1855; Albumen print , RCIN 2906274 . Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  6. MacRae, Meghan. (англ.) . Brighton Photographers (Ba) (16 апреля 2013). Дата обращения: 17 января 2017. 22 февраля 2017 года.
  7. (англ.) // Scientific American : газета. — 1881. — 24 September. — P. 194 . 2 августа 2016 года.
  8. Скоренко, Тим. // Мир фантастики : журнал. — 2016. — Сентябрь ( т. 157 , № 9 ). — С. 110—115 . — ISSN . 18 января 2017 года.
  9. Достопримечательности мира (25 августа 2010). Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  10. . [Man Serving Head on a Platter] (англ.) . The Metropolitan Museum of Art ( N. Y. ). Дата обращения: 17 января 2017.
  11. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art ( N. Y. ). Дата обращения: 17 января 2017.
  12. . Новые открытия каждый день (19 января 2016). Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  13. (англ.) // Daily Mail Reporter : газета. — 2012. — 5 August. 18 января 2017 года.
  14. Так это сделано к примеру в книге: Коути Е., Харса Н. Суеверия викторианской Англии. — М. : Центрполиграф, 2012. — 480 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-227-03681-0 .
  15. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art ( N. Y. ). Дата обращения: 17 января 2017. 31 января 2017 года.
  16. Mia Fineman. (англ.) . — N. Y. : Metropolitan Museum of Art, 2012. — 288 p. — ISBN 978-0300185010 . (англ.) . books.google.com . Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  17. Buckley Family Photo (англ.) . Waffles At Noon (28 февраля 2016). Дата обращения: 17 января 2017. 3 июля 2017 года.
  18. (англ.) . Haunted Memories Changing Portraits (28 февраля 2016). Дата обращения: 17 января 2017. 21 апреля 2017 года.

Литература

  • Mia Fineman. (англ.) . — N. Y. : Metropolitan Museum of Art, 2012. — 288 p. — ISBN 978-0300185010 .
Источник —

Same as Викторианский безголовый портрет