Interested Article - Пир Валтасара (Рембрандт)
- 2021-06-19
- 1
Пир Валтасара ( нидерл. Het feestmaal van Belsazar ) — картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна , созданная в 1635 году. Основой послужил библейский сюжет из Книги пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет . Картина находится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).
История создания
В отличие от итальянских, фландрийских и испанских художников, которые преимущественно изображали религиозные сюжеты, голландские живописцы принялись за написание картин в светской тематике. При этом, если они брались за написание картины с изображением религиозного сюжета или деятеля, то работа выполнялась в «протестантском стиле», где принято изображать мистическое в обыденном представлении. В XVII веке барокко перестало существовать лишь в рамках католической церкви, и художники протестантских стран северной Европы использовали этот стиль при выполнении своих работ. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы заказчиков, но сохранявших при этом общие для барокко принципы. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн . Завершив работы в Лейденской мастерской, он в 1631 году перебирается в Амстердам, где свойственная ему манера написания картин пользовалась спросом. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Начиная с таких работ, как « Валаамова ослица », «Воздвижение креста», « Урок анатомии доктора Тульпа » прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал и его тесть — бургомистр города Леуварден , — и открыл новые возможности для сбыта картин . В этот период заказы следовали один за другим. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника (по-видимому, из числа хорошо образованных евреев ). Работа над этой картиной заняла два года (с 1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама .
Сюжет картины
Сюжет картины с непосредственным появлением мистической руки был взят Рембрандтом из ветхозаветной книги пророка Даниила ( Дан. ) . После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну — Валтасару . По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. Когда для всего множества наложниц, вельмож и гостей не хватило посуды, царь распорядился принести золотые ритуальные приборы из разграбленного ещё Навуходоносором храма в Иерусалиме. После такого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал гадателей, мудрецов и чернокнижников и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил . Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин . Даниил поведал, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь Валтасара настигнет погибель, а царство его будет разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым .
Описание
Полотно выполнено в свойственных творчеству художника жёлтых, коричневых и золотистых тонах. Группу пирующих он специально выделил с помощью придания им свечения, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники. Достаточно реалистично изображены изумление и страх, подчёркнутость выражения лиц динамичным фоном. Рембрандт, например, изобразил вино выплескивающимся из священных сосудов, добавив тем самым символизма своей работе. В свойственной ему классической манере исполнения художник выстраивает композицию, где в центре картины — Валтасар, а вокруг него жена, наложницы, слуги, жрецы и охранники. Появление мистической руки вызывает неподдельный глубокий ужас на лицах всех присутствующих, а сам царь словно прикрывается рукой от опасности . Следуя моде тех времён, Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга) .
Особенное расположение букв знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен-Израиль , которого художник часто изображал на своих этюдах. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне . Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским толкователям не стоило бы труда прочесть их. Однако в самой Библии указано, что надпись была зашифрована, а тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу . Избранный Рембрандтом способ шифрования описан уже в Санхедрине .
Материалы для рисования
Материалы и техника рисования Рембранта в «Пире Валтасара» исключительны и не идут ни в какое сравнение ни с одной из его других работ . Палитра картины необычайно богата и включает в себя такие пигменты, как киноварь , смальта , свинцово-оловянно-желтый, желтый и красный лак , охра и азурит .
Примечания
- ↑
- Ходж, Сюзи. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать / Пер. с англ. М. Александровой. — М. : Фантом Пресс, 2014. — С. 41. — 208 с. — ISBN 978-5-86471-679-3 .
- . Культура . mybiblioteka.ru (18 сентября 2015). 13 апреля 2016 года.
- ↑ Hausherr, Reiner. // Oud Holland, vol. 78, no. 3/4, 1963, pp. 142—149. (нем.)
- Аграновская М. : [ 16 марта 2018 ] // Партнер. — Дормунд, 2006. — № 100 (январь).
- Иванова Е. В. : [ 9 сентября 2017 ]. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 250. — 728 с. — ISBN 9785373005517 .
- // Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — 4-е изд. — М. : ДАРЪ, 2009. — Т. V: Пророческие книги. — 992 с. — ISBN 9785040372454 .
- Немировский А. Мифы и легенды Древнего Востока. — Мифы. Легенды. Эпос, Детская образовательная литература. — М. : Просвещение, 1994. — 567 с. — ISBN 5-09-004296-9 .
- // Шедевры Северной Европы. — М. : Русское энциклопедическое общество, 2001. — 32 с. : ил. — (Детский музей. Живопись Северной Европы). — ISBN 9785901227053 .
- ↑ Hagen, Rose-Marie and Hagen, Rainer. : [ англ. ] . — Taschen, 2003. — Vol. 1. — 514 с. — ISBN 9783822821008 .
- Харменс Ван Рейн Рембрандт. — Серия: Великие художники мира. — Рипол Классик, 2014. — С. 21. — 40 с. — ISBN 978-5-386-07844-7 .
- Аграновская М. : [ 19 июня 2018 ] // Партнер. — 2006. — № 1 (100).
- Art in the making: Rembrandt / David Bomford, Jo Kirby, Rembrandt, National Gallery Company, The National Gallery. — New ed., 1. publ. — London: National Gallery Company [u.a.], 2006. — С. 110—117. — 256 с. — (Art in the making). — ISBN 978-1-85709-356-8 .
- (амер. англ.) . ColourLex . Дата обращения: 2 января 2024.
Ссылки
- . Лондонская национальная галерея (12 сентября 2017). — профиль картины. 9 ноября 2017 года.
- . ColourLex (12 сентября 2017). — разбор и анализ картины. 3 июля 2015 года.
- 2021-06-19
- 1