Атрибуция
(
лат.
attributio
, от
at-tributum
— приданое, присовокуплённое, наделённое, предназначенное)
— в
филологии
— определение подлинности или подложности
рукописного текста
и установление его
автора
. Атрибуция в
искусствоведении
— определение места и времени создания художественного произведения, принадлежности его конкретному историческому периоду (датировка), художественному направлению, течению, стилю (стилевая атрибуция), школе, создавшему его мастеру (установление авторства)
. Атрибутирование может производиться устно или письменно, в формах аннотации, исторической справки, биобиблиографического поиска.
Атрибуцией произведения церковного канонического искусства, например
иконы
или росписи храма, является обоснование принадлежности письма к определённой школе или мастерской. Датировка и имя мастера важны, но не имеют того решающего значения, которое придаётся авторству произведения станкового искусства, поскольку церковное искусство не персонифицируется и каждое повторение (список) считается оригиналом, перенимающим все чудотворные свойства
протографа
.
Атрибуция в
музееведении
— описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, назначение,
форма
,
конструкция
,
материал
, размеры, техника изготовления, авторство
. Музейная атрибуция оформляется в формах карточки хранения, аннотации экспоната, музейного или выставочного каталога.
Методы атрибуции в искусствоведении
-
Знаточеская
атрибуция. Основывается на доскональном знании множества произведений, особенностей почерка, конкретного мастера, его техники, используемых материалов. Знаточеский метод предполагает «вживание в мироощущение автора» произведения, мгновенное схватывание сути, интуитивную догадку. Первое впечатление, как правило, самое сильное и верное. Оно редко подводит знатока. Далее оно только уточняется, проверяется либо отвергается другими методами
.
-
Технико-технологическая экспертиза предполагает физико-химический анализ материалов (холста и красочного слоя в живописи, состава графических материалов, свойств и времени изготовления бумаги), анализ процесса старения (
кракелюры
и потемнение покрывного лака в живописи, изменения цвета акварели и так далее). В такой экспертизе используют фотоувеличение, рентгеновский анализ,
компьютерную томографию
. Результатом являются многие неожиданные открытия
.
-
Искусствоведческий анализ включает множество способов и приёмов: соотнесение произведения с историческим контекстом, изучение специальной литературы, использование косвенных данных и материалов по изучению схожих произведений автора, его школы, учеников и последователей. Искусствовед анализирует композиционные и колористические особенности манеры автора, его технику (характер мазка в живописи или штриха в рисунке). Отдельное значение имеют описания художников собственного творчества и произведений своих коллег. Среди подобных текстологических источников есть подлинные шедевры
.
-
Историко-архивные и библиографические изыскания. Работа в архивах, изучение документов, составление исторических справок позволяет уточнить датировки и обстоятельства создания того или иного произведения искусства. Важное значение имеет работа библиографа — составление списков литературы по теме искусствоведческих исследований.
-
Графологические
исследования подписи автора позволяют во многих случаях отличить подлинную подпись художника от подделки.
-
Историко-предметный метод, основанный на сведенияx из истории материальной культуры (об одежде, орденах, геральдике, предметах интерьера и т.п.) в совокупности с данными биографического и исторического характера. Наиболее востребован при экспертизе портретной живописи
.
Направления атрибуции в филологии
Атрибуцией текста называют как исследование по определению его авторства, так и результат этого исследования. Проблема установления авторства в литературе связана с существованием анонимных и псевдонимных текстов и представляет собой одну из древнейших
филологических
задач, входящих в область
текстологии
. В последние десятилетия в задачах атрибуции применяются математические методы, предпринимаются попытки автоматизировать эксперимент по определению авторства.
Атрибуции подвергаются:
-
литературные
произведения (в филологии и искусствоведении — определение авторства; в музееведении — описание произведения искусства как предмета хранения);
-
предметы материального быта (в музееведении);
-
изображения материальных бытовых предметов (в музееведении).
Атрибуция
произведения искусства
(
текста
в
семиотическом
понимании этого термина, то есть любого связанного набора знаков, в том числе
фильма
,
картины
,
аудио-произведения
,
письма
) ставит задачу нахождения следующих данных:
-
авторство этого произведения;
-
место и время создания произведения;
-
обнародование (
публикация
) произведения;
-
провенанс
— история владения произведением.
Исследования
В
СПбГУ
под руководством
М. А. Марусенко
выполняются исследования, основанные на идеях теории распознавания образов
. В лаборатории общей и компьютерной
лексикологии
и
лексикографии
МГУ
разработана методика атрибуции, основанная на представлении элементов текста как реализации
цепи Маркова
. Методы иерархического
кластерного анализа
применяются для атрибуции в исследованиях, выполненных в
ПетрГУ
под руководством В. Н. Захарова
.
См. также
Примечания
-
Дворецкий И. Х.
Латинско-русский словарь. —
М.
: Русский язык, 1976. — С. 113.
-
, с. 524.
-
(недоступная ссылка)
-
Виппер Б. Р.
Статьи об искусстве. —
М.
: Искусство, 1970. — С. 541—560.
-
Лазарев В. Н.
О знаточестве и методике атрибуций // Искусствознание. —
М.
, 1998. — № 1. — С. 43.
-
Фридлендер М.
Знаток искусства. —
М.
: Дельфин, 1923.
-
Фридлендер М.
Об искусстве и знаточестве. —
СПб.
: Андрей Наследников, 2013.
-
Немилова И. С.
Загадки старых картин. —
М.
: Изобразительное искусство, 1974; 1989.
-
Фромантен Э.
Старые мастера. —
М.
: Советский художник, 1966.
-
Павлинов П. Я.
Для тех, кто рисует: советы художника. —
М.
: Советский художник, 1965.
-
Кибовский А.
500 неизвестных. —
М.
: Фонд «Русские витязи», 2019.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 апреля 2013.
3 апреля 2013 года.
-
(неопр.)
.
philol.msu.ru/
.
Филологический факультет МГУ
. Дата обращения: 13 апреля 2013.
2 февраля 2014 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 апреля 2013.
30 октября 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 апреля 2013.
16 мая 2014 года.
Литература