Кот учёный (скульптура, Обнинск)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Врата ада» ( фр. Portes de l'enfer ) — незавершённая скульптурная группа Огюста Родена , представляющая собой входной портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже . Композиция опиралась на сюжет « Божественной комедии » Данте Алигьери ; другим источником вдохновения для скульптора служили так называемые «Врата Рая» — созданные в XV веке Лоренцо Гиберти для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Шестиметровые «Врата ада» Родена вмещают 186 фигур, многие из которых впоследствии стали самостоятельными скульптурами в мраморе или бронзе: « Мыслитель », « Поцелуй », «Мимолётная любовь» и другие.
Мастер работал над порталом в течение 37 лет, с 1880 год по 1917 годы. После смерти Родена, несколько копий «Врат» были отлиты по незаконченному гипсовому оригиналу. Сейчас они хранятся в разных городах мира: Цюрихе, Стэнфорде, Филадельфии, Мехико, Токио, Сеуле, а гипсовые слепки — в Париже, в музее Родена и в музее Орсе .
В 1880 году Огюст Роден получает свой первый государственный заказ — изготовить роскошные двери главного входа Музея декоративного искусства, который планировали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе. Получив от Департамента изящных искусств аванс и новую мастерскую в здании на Рю л’Юниверсите, скульптур принялся за работу, которую продолжал всю свою оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917 году. За 37 лет он создал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывая рельеф, убирая или возвращая на прежнее место скульптуры .
Роден не успевал закончить врата к 1895 году, планируемой дате открытия музея. Когда власти потребовали ускорить и всё-таки закончить работу, скульптор вернул аванс и занялся дальнейшим усовершенствованием портала. Через какое-то время правительство отказалось и от идеи входной группы и от всего музея в целом. Вместо него в 1900 году открыли вокзал, который обслуживал направление движения Париж — Орлеан . Через 40 лет движение поездов с вокзала практически прекратилось, здание хотели снести, но в итоге сохранили, и в декабре 1986 года в его стенах открыли Музей изобразительных искусств Орсе . В настоящее время гипсовый слепок портала экспонируется в музее Орсе, то есть «Врата ада» находятся сейчас на том самом месте, где предполагалось построить музей декоративных искусств, входной группой которого они должны были являться .
Публике «Врата ада» впервые были продемонстрированы в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Французское правительство предоставило Родену целый павильон, в котором, помимо портала было представлено 136 скульптур и несколько незаконченных работ. В предисловии к каталогу выставки критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером , также не сразу нашедшим ценителей своего таланта .
В настоящее время полноразмерные отливки «Врат» и фигуры портала, ставшие отдельными полноценными скульптурами хранятся в разных музеях и частных коллекциях по всему миру. В 2016—2017 годах в Музее Родена в Париже проходила выставка «Ад по мнению Родена», на которой было представлено около 170 работ (включая 60 рисунков), посвящённых созданию портала . В 2021—2022 годах гипсовый слепок «Врат» открывал выставку, посвящённую 700-летию со дня смерти Данте, которая проходила в Риме в Scuderie del Quirinale (бывших конюшнях Квиринальского дворца) .
В основе композиции портала — сюжет « Божественной комедии » Данте Алигьери . При создании скульптурной группы Роден отталкивался от «Врат рая» Лоренцо Гиберти (см. иллюстрацию) , у которых две створки разделены на квадратные декоративные панели. В процессе работы скульптор немного изменил замысел: он решил создать сплошной рельеф, на котором фигуры будут располагаться в иерархическом порядке. Общий драматизм ансамбля мастер решил усилить за счёт разной глубины рельефа: некоторые детали представляют собой полноценные объёмные фигуры, в то время как другие являются практически плоскими, барельефными.
Известны три прототипа-модели портала. Первая была выполнена около 1880 года в воске. Она напоминает «Врата» Гиберти — каждая створка разделена на 5 квадратных панелей; сами персонажи не читаются. Вторая модель выполнена между 1880—1881 годами. В ней основное внимание уделено тимпану и антаблементу ; присутствуют также несколько групп фигур, но все они выполнены без детализации. Третью модель относят к 1881 году. Она выполнена из глины. В ней уже нет разделений на панели, хорошо виден «Мыслитель» (чьё расположение не поменялось в финальной версии) и ряд других фигур, в том числе «Поцелуй» (не вошедший в финальную версию), «Уголино и его сыновья» и другие. Дальнейшие гипсовые формы врат, с которыми работал Роден имели размер 6,3 х 4 х 0,85 метра.
По первоначальному замыслу по бокам от портала должны были располагаться фигуры Адама и Евы. Роден несколько раз их переделывал, но затем вовсе отказался от этой идеи. Фигура Адама стала основой композиции «Три тени», венчающей «Врата»; фигура Евы впоследствии также стала самостоятельной работой.
С середины 1880-х годов некоторые элементы портала Роден стал перерабатывать в самостоятельные произведения. Так появились « Мыслитель », « Поцелуй », «Мимолётная любовь» и другие.
Скульптурная группа состоит из трёх одинаковых фигур в одной и той же позе, развёрнутых под разными углами. Она венчает «Врата ада», располагаясь непосредственно над «Мыслителем». Левые руки теней сходятся вместе — они должны были указывать на надпись из «Божественной комедии»: «Входящие, оставьте упования» . Бронзовая копия размером 191,5 х 191,8 х 115 см располагается в саду Музея Родена в Париже .
По первоначальному замыслу скульптура называлась «Поэт» и отождествлялась с Данте . Она располагалась в верхнем регистре «Врат». Со временем замысел Родена был усложнён. Скульптор придал образу более универсальные черты, создав обобщённое воплощение поэта, философа и творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело (памятник Лоренцо II Медичи и фреска « Пророк Иеремия » в Сикстинской капелле ), Роден наделил своего героя физической мощью, однако, исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. «Мыслитель» — визитная карточка и наиболее известное произведение Родена. В мире существует более двух десятков бронзовых и гипсовых копий этой статуи. Одна из них установлена на могиле скульптура в Мёдоне .
Ещё одна скульптура, созданная Роденом под влиянием шедевров эпохи Возрождения . В ней прослеживается связь с «Умирающим рабом» Микеланджело, а кисть с вытянутым пальцем отсылает к другой работе итальянского мастера — «Сотворение Адама», написанной для Сикстинской капеллы. Изначально Роден планировал разместить Адама и Еву по бокам «Врат», однако позже отказался от этой идеи. В итоге фигура Адама стала основой для другой композиции портала — «Три тени» .
Известно, что для этого произведения скульптуру позировала Адель Абруццези. Искусствоведы отмечают, что поза фигуры напоминает изображение Евы в «Грехопадении и изгнании из Рая» Микеланджело на своде Сикстинской капеллы . Ева составляет парную композицию с Адамом; статуи должны были стоять по бокам «Врат ада» . В 2016 году малые копии скульптуры (высотой 75 см) были проданы на аукционах Bonhams в Нью-Йорке и Christie’s в Париже за 1 млн и 780 тыс долларов США соответственно, а за большую скульптуру Евы (высотой 173 см) отдали на торгах Christie’s в Нью-Йорке 18,9 млн долларов .
Искусствовед Жорж Грапп датировал эту работу 1889 годом и заявил без указания источника, что она была этюдом для портала «Врата ада». Скульптура представляет собой небольшой законченный этюд сидящей женщины без головы .
Годом позже за «Поцелуй», высотой 83,6 см, специально созданный для «Врат ада» в 1890-х годах было отдано 6,3 млн долларов .
Скульптура из серии лесбийских сцен (наряду с «Проклятые женщины», «Падший ангел», «Триумф юности») .
Два гипсовых слепка хранятся в Музее Орсе и Родена в Париже. В 1925—1945 годах французский литейщик Эжен Рюдье отлил четыре экземпляра «Врат». Ещё четыре экземпляра были созданы после 1977 года плавильней Кубертена . Бронзовые отливки в настоящее время хранятся в Музее Родена (Париж), Музее Родена (Филадельфия), Национальном музее западного искусства (Токио), Кунстхаусе (Цюрих), Центре искусств Кантора (Стэнфорд), галерее Родена (Сеул) и Музее Сумайя (Мексика).