Верещагин, Василий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Петрович Верещагин ( 1 [13] января 1835 , Пермь — 9 [22] октября 1909 , Санкт-Петербург ) — русский исторический живописец и портретист , профессор Императорской Академии художеств . Действительный статский советник .
Родился 1 ( 13 ) января 1835 года в Перми , его отец Пётр Прокопьевич (1795—1843) и дед Прокопий Данилович (1764 — после 1811) Верещагины были иконописцами. Также художниками стали его братья Пётр (1834—1886) и (1842—1894) Верещагины.
Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучился у деда Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова . В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. За программу « Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного… » удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.
Отправившись за границу пенсионером Академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме , изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862; ГРМ ), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868; ГТГ , повторение — ПГХГ ), «Ночь на Голгофе » (1869; ГРМ), «Молитва святой Анны , матери пророка Самуила » (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже — 1867 ; ПГХГ), три портрета (в том числе, портрет Александры Николаевны Якоби ), две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.
В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины « Илья Муромец на пиру у князя Владимира » (1872), « Алёша Попович » , «Бой Добрыни со Змеем Горынычем » , «Деву-зарю» и « Овсень » , в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам ; — получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873) .
К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: «Крещение святого Владимира» , «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви» . Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина являются работы его в храме Спасителя в Москве (1875—1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры . Также выдающиеся его картины: «Снятие со креста» , «Римские девочки» , «Чучар» , «Ау!» . В 1891 году Верещагин издал «Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей». На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина « Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891; ГРМ). Им исполнено несколько литографий , а именно: « Святополк Окаянный , преследуемый тенями своих братьев» , «Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя» , «Три львиные головы» .
В 1896 году Верещагин издал альбом « История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом », включающий в себя около 70-и изображений русских правителей от Рюрика до Николая II.
При содействии Василия Петровича Верещагина были открыты Художественно-промышленное училище в Екатеринбурге и Пермская рисовальная школа .
Умер 9 ( 22 ) октября 1909 года. Похоронен на Успенском кладбище Санкт-Петербурга. Вместе с ним — жена Агрипина Александровна (23.06.1854—14.12.1901) и сын Владимир (21.06.1887—30.05.1905) .