Interested Article - Басов, Яков Александрович
- 2021-07-06
- 1
Я́ков Алекса́ндрович Ба́сов ( укр. Басов Яків Олександрович 20 января [ 2 февраля ] 1914 , Симферополь — 16 марта 2004 , Алупка , АР Крым ) — советский и украинский художник. Заслуженный художник Украинской ССР ( 1978 ), Народный художник Украины ( 2004 ) .
Самобытное творчество художника относят к направлениям «претворённого (индивидуально-субъективного) реализма» , романтизма , отмечают тесную связь с импрессионизмом . В центре творчества Я. Басова — человек, его душевные переживания.
Биография
Родился 2 февраля 1914 года в городе Симферополе .
Живописно-художественное образование началось в студии академика живописи Н. С. Самокиша . Вместе с ним в той же студии Самокиша с 1928 по 1934 год учился симферополец Мемет Абселямов .
По рекомендации Н. С. Самокиша продолжал обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1933 по 1937 год. Проходит мастерские Н. Наумова, Д. Н. Кардовского , В. И. Шухаева .
В 1941—1946 годах служил в рядах Советской Армии , участвовал в Великой Отечественной войне .
С 1946 года жил и работал в Крыму — в Алупке и Ялте . Здесь он трудился более 50 лет, выезжая для работы в среднюю полосу России, Карелию, Якутию, Украину. В 1997 году на основе коллекции картин, подаренных городу Алупке, был открыт Городской музей живописи художника .
Произведения художника экспонировались на 63 персональных и многочисленных коллективных выставках на Украине, в России, на 37 выставках в 22 странах мира, в том числе Канаде, Голландии, Норвегии, Австрии, Германии, Японии, Бельгии, Польше, США, Италии, Испании, Англии, Франции .
Более 600 работ были переданы художником в дар музеям Крыма, более 100 работ находятся в собраниях 42 музеев Украины и за рубежом. Коллекции работ Якова Басова являются частью постоянной экспозиции Ливадийского дворца-музея и Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника .
Яков Басов скончался 16 марта 2004 года в Алупке на 91-м году жизни .
Творчество
В основе работ Я. Басова лежит принцип антропоцентризма. Этот принцип — ядро и двигатель эволюции художественной манеры художника, точка отсчета в эстетических рассуждениях. Согласно убеждениям художника, диалогичность и сотворчество — основа современной живописи и искусства в целом: они становятся возможны в произведении благодаря «правильной недосказанности» . Она призвана пробудить в зрителе желание завершить картину, то есть домыслить, дочувствовать. Тем самым картина становится не только предметом отстранённого разглядывания, но и личным творческим объектом. Я. Басов своими работами старается « перевести его [зрителя] на свою орбиту, скорость, ритм и дать возможность тем самым „состыковаться“. Не влиять на него, подавляя ему присущие „скорости“, а увести в свободный полёт прекрасного ощущения жизни » .
Основной живописный жанр, в котором работает художник, — пейзаж. Природа понимается как среда формирования сознания человека, как сущность, через которую наиболее полно можно передать все оттенки чувств, обращенные к человеку. Природа в работах Я. Басова выступает живой, динамической, эстетически совершенной стихией. Эта стихия в своём законченном выражении является символом, формой для выражения внутренней, истинной сущности духовности. « Пейзаж — это святая святых для разговора с человеком. Ему близко и небо, и деревья, и море. Это та область, где в диалоге можно встретиться, ответить на вопросы зрителя посредством живописи. Вне доброты не может быть творчества. Дерево — это величайшее религиозное чувство. Религия — это любовь, пронизывающая взгляд на бытие мира. Это не абстракция, если я его дух поднял из бездны чувств »
В плане осмысления образной сути пейзажей Якова Басова знаменательны его размышления о метафоричности и символическом характере живописного языка. Символ, в трактовке художника, имеет двойственный характер: с одной стороны, — это « символ не предметов, а нашего восприятия жизни со всеми тончайшими оттенками », которые дано увидеть художнику; с другой стороны, каждый пейзаж, каждое его состояние имеет свой символ, свой «знак выражения» — это своеобразный «ключ», раскрывающий состояние пейзажа. Поэтому, утверждает автор, изобразительное искусство — это искусство символов, что дает возможность художнику не имитировать зримый мир, создавать не натуралистическое произведение, а передавать движение, «вечный ток жизни», любовь и отчаяние художника.
Композиции Якова Басова острые и разнообразные. Их построение поневоле привлекает зрителя, заставляя стать "участником изображенного", как к примеру, почувствовать себя на борту рыбацкого судна в открытом море или на берегу северного озера, или на полянке осеннего леса. Такое привлечение художником зрителя и побуждение его к восприятию природы - это отличительная черта творческой манеры Басова .
Основные циклы работ
- Исполненные маслом серии пейзажей Москвы , Ленинграда , Прибалтики , русского Севера , Крыма ( 1946 — 1962 )
- «Сельские мотивы» ( 1962 )
- «По Северу» ( 1964 )
- «Львов» ( 1965 )
- «Моя Украина» ( 1969 )
- «Весна на Украине» ( 1971 )
- «Севастополь» ( 1972 )
- «Керчь рыбацкая» ( 1974 )
- «Весна в колхозе „Украина“» ( 1975 )
- «Земля весенняя» ( 1977 )
- «Черное море» ( 1978 )
- «Якутия» ( 1978 )
- «Земля Украины» ( 1980 )
- «Пейзажи Украины» ( 1981 )
- «Киев сегодня» ( 1982 )
- «Пейзажи Крыма» ( 1984 )
- триптих «Памяти героев Аджимушкая» ( 1984 )
- «Ялта — город у моря» ( 1987 )
- «Земля Тавриды» ( 1991 )
- «Времена года» 1995 )
- «Лики древней земли» ( 1966 — 1998 )
Награды и звания
- Народный художник Украины ( 2004 )
- Заслуженный художник Украинской ССР ( 1978 )
- Лауреат Государственной премии Автономной республики Крым ( 1997 )
- Почётный гражданин Алупки ( 1999 )
- медали
Примечания
- 9 октября 2013 года.
- Солнечный художник. Яков Басов в памяти современников. Сост. А. Я. Басов., В. Н. Голубев. — Симферополь: Сонат, 2007, — С. 20
- Золотухина Н. А. Поэтическая одухотворённость крымского пейзажа в акварелях Якова Басова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 66. — C. 88
- Басов Я. А. Творчество — это судьба [Текст] / Я. А. Басов. — К.: КМЦ Поэзия, 1998 — C. 4
- . Дата обращения: 4 июня 2013. 4 марта 2016 года.
- I. С. Навротська . Басов Яків Олександрович // Енциклопедія Сучасної України: електронна версія [веб-сайт] / гол. редкол.: І.М. Дзюба, А.І. Жуковський, М.Г. Железняк та ін.; НАН України, НТШ. Київ: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2016.
- . Дата обращения: 4 июня 2013. 21 апреля 2016 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано из 15 февраля 2006 года.
- Басов Я. А. Творчество — это судьба [Текст] / Я. А. Басов. — К.: КМЦ Поэзия, 1998. — C.18
- Басов Я. А. Творчество — это судьба [Текст] / Я. А. Басов. — К.: КМЦ Поэзия, 1998. — C.77
- Солнечный художник. Яков Басов в памяти современников. Сост. А. Я. Басов., В. Н. Голубев. — Симферополь: Сонат, 2007, — С. 81
- Ігор Шаров, Анатолій Толстоухов. Художники України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2007. – C. 27-30. ISBN 966-505-134-2 (укр.)
Литература
- I. С. Навротська . Басов Яків Олександрович // Енциклопедія Сучасної України: електронна версія [веб-сайт] / гол. редкол.: І.М. Дзюба, А.І. Жуковський, М.Г. Железняк та ін.; НАН України, НТШ. Київ: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2016.
- Басов Я. А. Творчество — это судьба [Текст] / Я. А. Басов. — К.: КМЦ Поэзия, 1998. — 241 с.
- Золотухина Н. А. Поэтическая одухотворённость крымского пейзажа в акварелях Якова Басова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 66. — c. 88-91
- Солнечный художник. Яков Басов в памяти современников. Сост. А. Я. Басов., В. Н. Голубев. — Симферополь: Сонат, 2007. — 204 с., ил.
- Яков Басов. Живопись, акварель, рисунок : [альбом] / сост. А. Басов — Симферополь: Салта ЛТД, 2009
Ссылки
- 2021-07-06
- 1