Толстолуцкий, Григорий Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Григо́рьевич Мясое́дов ( 7 [19] апреля 1834 , Паньково , Тульская губерния , Российская империя — 18 [31] декабря 1911 , Полтава , Российская империя ) — русский живописец , один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок . Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.
Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых . Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств , где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков . В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце , в Царском Селе ), а в следующем году большую золотую медаль за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина ; в музее Академии художеств ).
Будучи отправлен за казённый счёт за границу, работал в Париже , Флоренции , Риме и Испании . Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте ). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок . Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.
С конца 1880-х жил в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым , жил в Ялте . Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве . Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом .
Скончался 18 (31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 года здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория .
1888 год — дом Елисеева — Волховский переулок , д. 2, кв. 39.
Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), « Земство обедает » ( 1872 ), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), « Страдная пора » (1887 г.; приобретена государем императором Александром III ). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских , многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты ( Н. Н. Бекетова , Е. С. Гордеенко , И. И. Шишкина ), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием « крепкой водкой » ( офортом ).
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной ). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина « Сам с собою, или Игра в шахматы » (1907).
На известной картине Ильи Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года » Иван Грозный имеет черты Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.