Interested Article - Шишкин, Иван Иванович

Ива́н Ива́нович Ши́шкин ( 13 ( 25 ) января 1832 , Елабуга , Вятская губерния 8 ( 20 ) марта 1898 , Санкт-Петербург ) — русский живописец , рисовальщик и гравёр - офортист , один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств . Один из членов-учредителей (1870) Товарищества передвижных художественных выставок .

Биография

Иван Шишкин родился 13 ( 25 ) января 1832 года в городе Елабуга. Происходил из елабужских купцов, сын купца -хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872) . Дед художника — дворцовый крестьянин Василий Афанасьевич Шишкин-Серебряков (~1764—16.11.1827) записался в елабужские купцы 3-й гильдии в 1792 г. . На сегодняшний известно трёхсотлетнее древо Шишкиных .

И. Н. Крамской . Портрет И. И. Шишкина. 1873. Холст, масло. 112 × 80 см. Третьяковская галерея , Москва .
Сосна на скале (Этюд И. Шишкина)

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но проучившись в ней пять классов, вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния , где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Русский музей [ уточнить ] . Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств , где числился учеником профессора-пейзажиста Сократа Воробьёва .

В Академии Шишкин особенно сдружился со своими товарищами по классу профессора Воробьёва, художниками-единомышленниками Александром Гине и Павлом Джогиным . В 1857 году они вместе работали в местечке Дубки на берегу Финского залива около Сестрорецка . В последующие годы они вместе ездили на остров Валаам на Ладожском озере , известный своим богатым монастырём . Благодаря этим поездкам Шишкин улучшил свой навык в области натуры, научился точно передавать её кистью и карандашом.

Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» .

В 1860 году Шишкин, Гине и Джогин обратились в Совет ИАХ с просьбой о выдаче им денежного пособия на издание их этюдов посредством литографии. Совет постановил « за принимаемые ими на себя труды по опытам литографии выдать денежное вознаграждение в количестве 150 рублей серебром на всех трёх и объявить им признательность Совета, а г. профессора Воробьёва благодарить за успехи тех его учеников » .

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии , художник отправился в 1861 году в Мюнхен , где посетил мастерские известных художников братьев Бенно и Франца Адамов , пользовавшихся большой популярностью анималистов . В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих , где под руководством профессора Р. Коллера , считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать « царской водкой ». Отсюда Шишкин совершил экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама . В 1864—1865 годах художник переехал в Дюссельдорф , где посещал Дюссельдорфскую художественную школу . Там же он написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером , которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.

Затосковав по родине, в 1866 году Иван Иванович вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко совершал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок , экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области ).

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской , но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно от разрыва сердца в Санкт-Петербурге 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры .

Дом, в котором жил Шишкин

Творчество

И. Н. Крамской . Портрет И. И. Шишкина. 1880. Холст, масло. 115,5 × 83,5 см. Русский музей , Санкт-Петербург .

Среди русских пейзажистов Шишкин считается одним из величайших .

«Во всех своих произведениях он является знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита , который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , — считают некоторые критики .

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики . Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, Шишкин использует принципы тональной живописи .

Картины Шишкина покупал Александр III («Корабельная роща»), великий князь Павел Александрович («Дубы», рисунок пером) .

Помимо пейзажей Шишкин создавал жанровые работы, менее известные публике ( , ).

Местонахождение работ Шишкина

  • Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге
  • Государственная Третьяковская галерея : «Рубка леса» (1867), «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», « Рожь », «Дебри», «Пасека», «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Еловый лес» и « Утро в сосновом лесу », а также семнадцать мастерских рисунков.
  • Русский музей : «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», а также пять этюдов и два рисунка. Государственный русский музей в Санкт-Петербурге обладает многими картинами, среди которых: «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1856), «Тевтобургский лес» (1865), «За грибами» (1870), «Ручей в берёзовом лесу» (1889), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1889), «Остров Крестовский, погружённый в туман» и другими, также этюдами и рисунками.
  • В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова , картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Кроме того, картины находятся и в других галереях и музеях:

Художник-гравёр

Шишкин был гравёром-профессионалом, исполнившим по исследованиям Д. А. Ровинского , 100 офортов , 68 оригинальных литографий (22 — рисунки пером на камне и 46 — рисунки карандашом на камне), 15 работ отнесены к «Цинкографическим опытам» .

Свой первый офорт «Горная дорога» Шишкин создал в 1853 году, когда учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1863 году он бегло ознакомился с техникой офорта у Рудольфа Коллера (Швейцария), а систематически стал работать в этой технике с конца 1860-х годов. В 1871 году Шишкин стал членом-учредителем «Общества русских аквафортистов», созданного по инициативе Л. М. Жемчужникова и А. И. Сомова . Кроме обычного приёма иглой, Шишкин применял мягкий лак, акватинту , сухую иглу. В 1861 году несколько листов литографий художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Г. Перова, А. Н. Волкова, Н. П. Петрова. В 1868 году был изданы «Этюды с натуры пером на камне» с шестью литографиями. В мае 1873 года Шишкин подготовил и сам напечатал альбом «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина» (титульный лист и 10 офортов, среди такие виртуозные миниатюры, как «У костра», «Задворки», «Лесные цветы», «Перед грозой»), выпущенный как премия Императорского Общества поощрения художеств . Офорты этого альбома выполнены травленым штрихом, акватинтой, рулеткой. В 1870-х годах Шишкин провёл ряд опытов цинкографии — «выпуклого офорта» . В качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива» Шишкин создал более двадцати автоцинкографий (техника «выпуклого офорта»). В 1878 году Шишкин издал второй альбом «25 гравюр на меди И. И. Шишкина», который ему помог подготовить в печати его друг, пейзажист И. В. Волковский.

А. Беггров в 1884—1885 годах издал в двух альбомах сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году художник выпустил в свет третий альбом «Офорты И. И. Шишкина. 1885—1886», состоящий из 26 абсолютно новых гравюр. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Последний альбом («60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина») вышел в свет в декабре 1894 года.

Награды

  • Орден Святого Станислава III степени (1867) — за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
  • Золотая медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург) — за заслуги в области тиражной графики.

«Утро в сосновом лесу»

И. И. Шишкин, К. А. Савицкий . « Утро в сосновом лесу ». 1889. Холст, масло. 139 × 213 см. Третьяковская галерея , Москва .

Среди всех произведений художника наиболее популярна [ источник не указан 759 дней ] картина « Утро в сосновом лесу ». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину Константином Савицким . Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса, посещения острова Городомля на озере Селигер — территории, не тронутой человеческой цивилизацией. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании), мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но со включением жанровой сцены.

Первоначально на панно внушительных размеров (139×213 см) медведей не было. Однако художник Константин Савицкий, хорошо знавший Шишкина, предложил дополнить картину фигурами живых существ — медведей. По просьбе Шишкина, имеющего некоторые сомнения в своих способностях анималиста , Савицкий изобразил семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен, сделав картину динамичнее. До покупки картины Павлом Третьяковым , на ней стояли подписи двух художников: И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины .

В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации — « Красный Октябрь ») решил придать одному из видов продукции парадный вид. С владельцем картины «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив тем самым возможность снять копию с шедевра. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевали Гран-при. Авторство дизайна знаменитых конфет принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обёртку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зелёных еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звёзды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество .

Семья

Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

Первая жена (с 28 октября 1868) Евгения Александровна Васильева (1847—1874), родная сестра художника-пейзажиста Фёдора Васильева . В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), умершие в младенчестве, и дочь Лидия (1869—1931) . Свою жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870).

Вторая жена Ольга Антоновна (урождённая Лагода) (1850—1881) — пейзажистка, ученица Шишкина . У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра Виктория Антоновна Лагода. [ источник не указан 759 дней ]

Племянник Шишкина — купец 1-й гильдии Николай Стахеев (1852—1933), который также родом из Елабуги. Николай Стахеев, как и его отец Дмитрий (1819—1888) оказывали большую поддержку Шишкину, были его близкими друзьями, покупали многие из картин художника . В усадьбе Николая Стахеева в Москве, построенной уже после смерти художника, была галерея картин Шишкина.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Малый проспект В.О., 15;
  • 1880—1882 — 5-я линия Васильевского острова, 10;
  • 1882 — 08.03.1898 года — 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.

Память

Мыс Шишкина — южный мыс бухты Тыртова в заливе Чекина на востоке Северного острова Новой Земли. Назван зимой 1901—1902 гг. художником А. А. Борисовым в честь своего учителя И. И. Шишкина .

В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину . С 1962 года в городе действует Дом-музей И. И. Шишкина , рядом с которым расположены Шишкинские пруды, основанные отцом И. И. Шишкина. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.

В 2008 году Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах» .

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

19 октября 1994 года в честь И. И. Шишкина назван астероид (3558) Шишкин , открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой .

В филателии

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

Галерея

Комментарии

  1. Годом рождения И. И. Шишкина считается 1832-й год — на основании записи отца (РГАЛИ. — Ф. 917. — Оп. 1. — Ед. хр. 68. — Л. 22об. по книге от 3 апреля 2016 на Wayback Machine ). Ряд документов указывают иное: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» даёт 1831-й; а в метрической книге о втором венчании Шишкина в 1880-м году указано, что 28 сентября 1880 года ему было 45 лет, то есть годом рождения следует считать 1835-й.

Примечания

  1. Ivan Ivanovich Shishkin // (нидерл.)
  2. ШИШКИН // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  3. Шишкин Иван Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1903. — Т. XXXIXа. — С. 607—608.
  5. В. К. Магницкий. // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отдел III-й. Исторические сведения. — Вятка: Издание Губернского статистического комитета, 1892. — С. 396—410 . 20 апреля 2021 года.
  6. Ревизские сказки 1795 года по уездному городу Елабуге: Публикация текстов / сост. Л. Р. Мифтахныкы, О. О. Владимиров, Дж. Л. Мифтахныкы; автор предисл., коммент. и приложений Л. Р. Мифтахныкы. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2023. — С. 78, 302-305.
  7. Курылёва Н. И. Трёхсотлетнее древо Ивана Ивановича Шишкина: предки, потомки, ближайшие родственники. — Издание 3-е. — Елабуга, 2012. — 120 с. — ISBN 978-5-601607-006 -4.
  8. (рус.) . Валаам. Виртуальная экскурсия. (2020-2021). Дата обращения: 20 декабря 2020. 20 декабря 2020 года.
  9. Я. А. Гайдукова. (рус.) . Валаам. Виртуальная экскурсия. (7 января 2020). Дата обращения: 8 января 2021. 10 января 2021 года.
  10. Чулков Н. П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  11. от 7 мая 2021 на Wayback Machine . (нем.)
  12. // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1913. — Т. 4 (С—Ѳ). — С. 550.
  13. // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9 .
  14. Кобак А. В. , Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 245. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
  15. (рус.) . rosuchebnik.ru . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 августа 2021 года.
  16. . Крымская художественная галерея . Дата обращения: 27 июля 2019. 3 августа 2020 года.
  17. . runivers.ru . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
  18. (рус.) . rosuchebnik.ru . Дата обращения: 8 августа 2021. 8 августа 2021 года.
  19. // Третьяковская галерея : журнал. — 2010. — № 1 (26) . 14 апреля 2021 года.
  20. . I-Shishkin.ru: Шишкин Иван Иванович . Дата обращения: 30 мая 2020. 5 октября 2018 года.
  21. . Parmaday: Путеводитель по Перми и Пермскому краю (5 февраля 2018). Дата обращения: 30 мая 2020. 30 августа 2019 года.
  22. А. Петракова. . История, культура и традиции Рязанского края (22 марта 2008). Дата обращения: 30 мая 2020. 30 августа 2019 года.
  23. . Музеи России . Дата обращения: 30 мая 2020. 30 августа 2019 года.
  24. Ровинский Д. А. ]. — Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — Т. 2: K — Ѳ. — Стб. 1193—1198. 19 июля 2019 года.
  25. . ARTinvestment.RU . Дата обращения: 24 августа 2019. 2 апреля 2017 года.
  26. Сомов А. И. Шишкин как гравёр // Вестник изящных искусств. — СПб. , 1883. — Т. 1 , вып. 1 .
  27. , с. 16: «Завершает же это десятилетие исполненная в 1889 году картина «Утро в сосновом лесу», пользующаяся наиболее широкой известностью».
  28. Из воспоминаний Н. А. Мудрогеля «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее». . Официальный блог Государственной Третьяковской Галереи (26 июля 2013). Дата обращения: 20 ноября 2019. 7 сентября 2022 года.
  29. divio!a. . Livejournal (5 января 2016). Дата обращения: 20 ноября 2019. 21 января 2017 года.
  30. . Дата обращения: 15 сентября 2017. 15 сентября 2017 года.
  31. Л. И. Шишкина была замужем за крупным землевладельцем Б. Н. Ридингером , которому принадлежал парк близ « Пенат ».
  32. . Дата обращения: 11 февраля 2017. 25 июня 2016 года.
  33. . Дата обращения: 25 января 2022. 25 января 2022 года.
  34. Топономика морей советской Арктики / сост. С. В. Попов, В. А. Троицкий; под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 177. — 300 с.
  35. . lkelabuga.jimdo.com .
  36. . Дата обращения: 7 июня 2020. 21 января 2021 года.
  37. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 1 имени И.И. Шишкина Елабужского муниципального района». . «Электронное образование в Республике Татарстан» . Дата обращения: 20 ноября 2019. 13 августа 2020 года.
  38. Дом-музей И. И. Шишкина. . ГБУК «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (28 марта 2014). Дата обращения: 20 ноября 2019. 29 ноября 2019 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1903. — Т. XXXIXa. — С. 607–608.
  • : [ 15 июня 2022 ] / В. А. Кулаков // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 45. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
  • Булгаков Ф. И. . — СПб., 1892.
  • А. Пальчиков. «Перечень печатных листов И. И. Ш.» — СПб., 1885.
  • Ровинский Д. А. // Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. / составил Д. А. Ровинский. — Посмертное издание, с 720 фототипиями и 210 цинкографиями в тексте. — СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — . — [2] с. — Стб. 1190–1198. — 449–1248 стб. : ил. — OCLC .
  • Шишкин И. И. и др. : Переписка. Дневник. Современники о художнике / [Сост., вступ. ст., с. 3–27, и примеч. И. Н. Шуваловой]. — 2-е изд., доп. — Л. : Искусство, 1984. — 478 с., 21 л. ил. — (Мир художника). — 50 000 экз. OCLC .
  • В. Манин . Иван Шишкин. — М.: Белый город, 2008. — 47 с. — ISBN 5-7793-1060-2 .
  • И. Шувалова . Иван Иванович Шишкин. — СПб.: Художники России, 1993.
  • Ф. Мальцева Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. — М.: Искусство, 1999.
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 224. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • П. М. Дульский. Иван Иванович Шишкин: 1832—1898. — Казань: [б. и.], 1955. — 72 с. : ил.
  • А. Ф. Дмитриенко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н. А. Фёдорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград: Аврора, 1970. — с. 304

Ссылки

  • // Газета «Новая Неделя». — вып. от 17.01.2014 г.
Источник —

Same as Шишкин, Иван Иванович