Кузнецов, Владимир Дмитриевич (археолог)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в ( 2 [14] декабря 1850 , Степановка , Херсонская губерния — 2 марта 1929 , Сараево ) — русский и югославский портретный и жанровый живописец , действительный член , академик, профессор Императорской Академии художеств , член Товарищества передвижных художественных выставок , один из основателей Товарищества южнорусских художников .
Родился в семье крупного землевладельца Херсонской губернии , помещика, штаб-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова.
Семейство Кузнецовых обосновалось в Одесском уезде. Братья Дмитрия Михайловича — подпоручик Лев Михайлович, штаб-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович были военными и землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу в этом уезде принадлежали деревни: Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное.
Образование Николай получал в Одесской гимназии. Учение тяготило его. Склонности к наукам он не проявлял и в 7-м классе оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука, а охота является его любимым занятием.
Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урождённая Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику , одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы.
Мальчик проявил при этом завидные способности, но изобразительным искусством тогда не увлекался .
Когда Николаю исполнилось 26 лет, он будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк. Командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен. Николай Дмитриевич не попал к нему на прием.
Под влиянием увлечения передвижными художественными выставками , стал упражняться в живописи и скоро поступил в ученики Императорской Академии художеств , от которой получил три серебряных медали.
В 1879 году по настоянию И. Н. Крамского и И. И. Шишкина он оставляет Академию и возвращается в Степановку, где вместе с А. П. Размарицыным, продолжает заниматься живописью.
В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане» . Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую жену .
Официально Николай Дмитриевич венчался А. Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви г. Одессы 5 февраля 1888 года их брак был оформлен когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей был Кирияк Костанди.
В 1880 году побывал в Германии и Франции, где познакомился с И. П. Похитоновым. В этом же году, у него родилась первая дочь Маруся.
Начал выставлять свои произведения с 1881 году на выставках товарищества передвижных художественных выставок .
В 1887 году стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К. К. Костанди совершают поездку по Европе.
В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Демонстрируя свою силу перед братом и знакомыми он держа на плечах двух человек, поднял лежащую на земле тридцати двух пудовую бабу. В результате растянул связки. Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Работать приходилось сидя.
В 1900 году открыта Картинная галерея. В её собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.
В 1891 году у него родилась вторая дочь Людмила.
1893 году он переезжает для работы в Одессу.
В 1897 году был назначен профессором — руководителем мастерской батальной живописи , но занимал эту должность только два года .
Часто ездил за границу, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась у него галерея, одна из лучших на юге России. Революцию Николай Кузнецов не принял, места для себя в постреволюционной России он не видел и в 1920 году эмигрировал. Поселился художник в Югославии , где осела тогда значительная часть российских эмигрантов .
Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).
В феврале 1929 года художник Николай Кузнецов умер. Похоронен в Сараево.
Из картин Кузнецова более других обращали на себя внимание: «Объезд владений», «Малороссиянка, отдыхающая на траве» (или «В праздник»), «Охота с борзыми», «После обеда», «Ключница», «Стадо свиней» (все шесть в Третьяковской галерее , в Москве), «Прогулка в деревне», «Старый помещик», «Стадо волов», «Мировой посредник», «Натаскивание собак», «Спящая девочка» (приобретена императором Александром III ) и портреты: естествоиспытателя А. О. Ковалевского (в Государственном Русском музее ), И. Е. Репина , В. М. Васнецова , графа М. М. Толстого , П. И. Чайковского (в Третьяковской галерее , в Москве), госпожи Терещенко , певца Шаляпина и другие .
Обладая незаурядными физическими данными, Кузнецов послужил прототипом изображённого на картине Ильи Репина « Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых » палача, а также старшего сына Тараса Бульбы — Остапа (казак с перебинтованной головой) на картине « Запорожцы пишут письмо турецкому султану » .