Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Антони́на Леона́рдовна Рже́вская ( 12 [24] февраля 1861 , Ржев, Тверская губерния — 15 июля 1934 , Таруса , Калужская область ) — русская художница , одна из двух женщин-живописцев, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок .
Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась 12 (24) февраля 1861 года в городе Ржеве , Тверской губернии в богатой, но потом обедневшей дворянской семье помещиков Поповых Зубцовского уезда . Её дедом со стороны отца был отставной полковник Николай Попов, бабушкой Анна Егоровна. Со стороны мамы дедушкой был камергер и майор Иван Дмитриевич Нарышкин, а бабушкой — хоровая цыганка Раиса Николаева. После разорения отец Леонард Николаевич и мама Александра Ивановна с тремя детьми переезжают в 1875 году в Тверь , где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву , в московскую четвертую женскую гимназию . С 1880 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Е. Маковского . В это же время брала частные уроки у живописца Н. А. Мартынова . В 1886 году вышла замуж за представителя древнего рода Николая Федоровича Ржевского (1861—1928). В браке родила дочерей Елену и Антонину. Мастерская Антонины Ржевской находилась сначала в старом, а потом в новом шестиэтажном доходном собственном доме № 13 в Селезневском (Сущёвском) тупике в Москве .
Начала выставляться на различных художественных выставках с 1892 года. В 1893 году картину «Сироты» приобретает для своей галереи известный московский книгоиздатель К. Т. Солдатенков .
С 1897 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок . Выставленная на юбилейной, XXV выставке ТПВХ картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой успех . Ещё до выставки картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков . Картина выставлялась без указания авторства. По признанию внучки Ржевской Ирины Ватагиной, она боялась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время дворянских предрассудков. На XXVI выставке ТПХВ 1898 года экспонировалась ее картина «Да исправится молитва моя!», местонахождение которой неизвестно. В 1899 году Ржевская была принята в члены Товарищества и стала второй и последней женщиной-живописцем, принятой в Товарищество. В 1913 году вышла из Товарищества, объяснив свой поступок в письме тогдашнему руководителю ТПХВ Н. Н. Дубовскому тем, что отдалилась от товарищей..
В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой успех полотно «Музыка». Картину приобретает для своей коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников .
Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине :
Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место...
С 1915 года художница каждое лето приезжала в Тарусу к своему зятю, скульптору и художнику-анималисту В. А. Ватагину , после путешествия по Индии построившему по собственному проекту дом в Тарусе. Дом Ватагина запечатлен на картине Ржевской «Дом в Тарусе» После смерти жены Нины (второй дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин женился на первой её дочери Елене . Свою жизнь при большевиках художница оценивала, как «абсолютную обособленность» при полном «разорении семейного гнезда».
C 1920 года вместе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным , организовавшим художественную просветительную студию для детей, тяжело больных костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Московской области ). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети — цветы жизни» . Подрабатывала заказами в кооперативе «Художник». Писала портреты (актрис Малого театра Н. Смирновой, Е. К. Лешковской , Е. Д. Турчаниновой ), Любови Бялыницкой-Бирули, акварели. Замечательны картина «Девочка у окна» и акварель «Дом в Тарусе», экспонированные в Тарусской картинной галерее, а также акварель «Дедушка и внучка». Своим внучкам Людмиле, Ирине и Наташе художница посвятила воспоминания, написанные в 1931—1933 годах. Они так и называются «Мои внучки».
Умерла в 1934 году, похоронена на городском кладбище в Тарусе , где рядом также похоронены дочери Елена Польстер и Антонина Ватагина, зятья Адольф Польстер и Василий Ватагин, внучки Людмила Польстер и Ирина Ватагина, муж Людмилы Александр Файншмидт.
В Москве художница жила в собственном усадебном доме, купленном её супругом в 1895 году у А. П. Бессоновой, а с 1910 года — в новом шестиэтажном доходном, построенном Н. Ф. Ржевским в 1910 году в Селезневском ( Сущёвском) тупике (совр. адрес Сущёвская улица , дом 16, стр. 8) по проекту архитектора Э. К. Нирнзее. Специально для неё Николай Фёдорович устроил на верхнем этаже дома остеклённую художественную мастерскую. Здесь на чаепитиях у Ржевской бывали многие известные художники того времени. Фрагмент интерьера этой мастерской запечатлён на картине художницы Надежды Бом-Григорьевой .
В советское время шестиэтажный доходный дом был надстроен двумя этажами. В марте—апреле 2015 года собственник здания, ВНИИА имени Духова , устроил его самовольный снос .