Interested Article - Осроена
- 2021-03-16
- 2
Эде́сское ца́рство , также Орроенское или Осроенское ; Осрое́на ( др.-греч. Ὀσροήνη ), — государство, существовавшее на территории западной, преевфратской области Месопотамии в 132 до н. э. — 244 гг., населённое преимущественно арамеями с примесью греков и парфян [ уточнить ссылку 441 день ] [ привести цитату? 440 дней ] [ уточнить ссылку 441 день ] . Большинство правителей Осроены были арабского происхождения [ привести цитату? 440 дней ] .
Основание
Осрое́ной в древности называлась западная часть Месопотамии, главным городом которой была Эдесса . После распада империи Александра Македонского Осроена вошла в состав царства Селевкидов . В 132 году до н. э. она провозгласила свою независимость от Антиоха VII Сидета , а в 127 году до н. э. была завоёвана арабским племенем оррои, образовавшем здесь своё царство . Вместе с тем, что касается этнического происхождения царей Абгаридов , не представляется возможным установить, были ли они арабами (на что могут указывать некоторые имена), арамеями , парфянами или армянами . Независимой Осронена была совсем недолго. Местные властители из династии Абгара и Ма’ну вынуждены были признавать над собой власть Великой Армении , Парфии и Римской империи .
Римское владение
При Абгаре I Осроена некоторое время входила в состав армянской державы Тиграна II Великого . Его преемник, Абгар II , поддерживал римлян в их войне против Парфии , которая вспыхнула в 54 году до н. э. Римские источники утверждали, что именно он был главным виновником тяжелого поражения Красса летом 53 года до н. э. в битве при Каррах . Вопреки мнению армянского царя Артавазда II , который предлагал для вторжения в Парфию окружный путь через Армению , Абгар советовал, чтобы римская армия шла напрямик — через безлюдную месопотамскую степь. В результате римская армия была окружена парфянской конницей и полностью уничтожена. После этой победы Абгар II был казнён по приказу парфянского царя.
При Абгаре VII, который правил в начале II века , при императоре Траяне , началась новая римско-парфянская война . Абгар один из первых перешёл на сторону римлян и выслал навстречу Траяну своего сына Ерванда. Этот юноша снискал расположение императора, и Траян решил сохранить Эдесское царство. Однако когда в 116 году Траян покинул Месопотамию, здесь вспыхнуло антиримское восстание. Абгар VII, как союзник Рима, был убит своими подданными. В 117 году Эдесса была захвачена римским войском, которое сильно разрушило город. По решению римлян царём был поставлен римский союзник — парфянский царевич Парфамаспат.
В 123 году по требованию своего отца Ороза Парфамаспат должен был оставить Эдессу , в которой (в лице Ману VII) была восстановлена прежняя арабская династия. Следующий царь, Ману VIII, во время новой римско-парфянской войны в 163 году перешёл на сторону римлян. Когда римляне смогли завладеть городом, он был отстранён от власти. Царский престол был передан арабу Ваилу . Он правил в 163— 165 годах .
В 165 году Ману VIII смог вернуть власть и правил до 177 года . По мирному договору 166 года Осроена попала в вассальную зависимость от Рима. Следующий царь Абгар VIII во время гражданской войны в Риме 193 — 194 годов принял сторону Нигера . Когда власть досталась императору Септимию Северу , Абгар признал его власть и сохранил свой престол, однако вынужден был отправить в Рим своих детей в качестве заложников.
Преемник Абгара VIII, Абгар IX Великий , в 216 году был вызван императором Каракаллой в Антиохию , заключён в кандалы и отправлен в Рим. Осроена была превращена в римскую провинцию . Однако вскоре римляне потерпели поражение от парфян , и в Эдессе воцарился сын Абгара IX, Ману IX.
Христианство
С принятием христианства связан апокрифический факт переписки Абгара V с Иисусом Христом . Христианство стало распространяться в Эдессе с конца II века н.э . и в результате, в начале IV века н. э. , стало доминирующей религией . Впоследствии Эдесса стала важным центром раннего христианства.
Существует апокрифическая легенда , что Эдесское царство (Осроена) — первое государство в мире, принявшее христианство как государственную религию , однако для такой точки зрения не имеется достаточных оснований .
Персидское владение
Когда в Парфии утвердилась новая персидская династия Сасанидов , они начали серию новых упорных войн с римлянами. В 242 году Осроена была захвачена Сасанидами . В том же году император Гордиан III смог отобрать у персов страну и поставил на престол Абгара X. Однако когда в 244 году Гордиан был убит, его преемник, Филипп Араб , уступил шаху Шапуру I всю римскую Месопотамию, включая и Осроену. После этого Эдесское царство прекратило своё существование.
Цари Осроены
- Арью (132—127 гг. до н. э.)
- Абду бар Мазур (127—120 гг. до н. э.)
- Фрадхашт бар Джебар (120—115 гг. до н. э.)
- Бакру I бар Фрадхашт (115—112 гг. до н. э.)
- Бакру II бар Бакру I (112—92 гг. до н. э.)
- Ману I (4 мес. 94 гг. до н. э.)
- Абгар I Пика (94—68 гг. до н. э.)
- Абгар II Ариамн бар Абгар I (68—52 гг. до н. э.)
- Ману II Аллаха (Бог) (52—34 гг. до н. э.)
- Пакор (34—29 гг. до н. э.)
- Абгар III (29—26 гг. до н. э.)
- Абгар IV Сумака (Красный) (26—23 гг. до н. э.)
- (23—4 гг. до н. э.)
- Абгар V Уккама (Чёрный) бар Ману III (4 г. до н. э. — 7 г.)
- Ману IV бар Ману III (7—13 гг.)
- Абгар V Уккама бар Ману III (13—50 гг.), вторично
- Ману V бар Абгар V (50—57 гг.)
- Ману VI бар Абгар V (57—71 гг.)
- Абгар VI (71—91 гг.)
- Санатрук (91—109 гг.)
- бар Изад (109—116 гг.)
- междуцарствие (116—118 гг.)
- Ялур (118—122 гг.)
- сын Хосроя (118—123 гг.)
- Ману VII бар Изад (123—139 гг.)
- бар Ману VII (139—163 гг.)
- Ваил бар Сахру (163—165 гг.)
- Ману VIII бар Ману VII (165—177 гг.), вторично
- Абгар VIII Великий бар Ману (177—212 гг.)
- Абгар IX Великий (Северус) бар Абгар (212—216 гг.)
- Ману IX бар Абгар IX (217—240 гг.)
- Фрахад бар Ману IX (240—242 гг.)
- Фрахат (242—244 гг.)
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- .
- ↑ .
- , p. 174—175.
- Абрамзон М. Г. Осроена в римской восточной политике в I в. до н. э. — III в. н. э. , от 13 марта 2014 на Wayback Machine
- Syriac Historiography and Identity Formation , Muriel Debié, Church History and Religious Culture, Vol. 89, No. 1/3, Religious Origins of Nations? The Christian Communities of the Middle East (2009), p.100.
- Дата обращения: 6 декабря 2012. 12 декабря 2012 года.
-
от 27 декабря 2017 на
Wayback Machine
Оригинальный текст (англ.)It was around 200 c.e. that Abgar IX adopted Christianity, thus enabling Edessa to become the first Christian state in history whose ruler was officially and openly a Christian.
-
от 28 декабря 2017 на
Wayback Machine
Оригинальный текст (англ.)By the late third century, Edessa was already being called the first Christian kingdom.
-
от 28 декабря 2017 на
Wayback Machine
Оригинальный текст (англ.)This Abgar was probably the "Bar Manu" who reigned at Edessa from 202 to 217 a.d.; in the second year of his reign the Church at Edessa was destroyed by a flood, and in 216 he was overthrown by Caracalla, who thus put an end to the first Christian State.
-
Victoria Urubshurow
. Introducing World Religions — JBE Online Books, 2008 — p. 187 —
ISBN 978-0-9801633-0-8
:
Оригинальный текст (англ.)And sometime between 170 CE and 214 CE the kingdom of Edessa was the first Christian state under the rule of Abgar IX.
-
— статья из
Encyclopædia Iranica
. J. B. Segal
Оригинальный текст (англ.)The fame of Edessa in history rests, however, mainly on its claim to have been the first kingdom to adopt Christianity as its official religion. According to the legend current for centuries throughout the civilized world, Abgar Ukkama wrote to Jesus, inviting him to visit him at Edessa to heal him from sickness. In return he received the blessing of Jesus and subsequently was converted by the evangelist Addai. There is, however, no factual evidence for Christianity at Edessa before the reign of Abgar the Great, 150 years later. Scholars are generally agreed that the legend has confused the two Abgars. It cannot be proved that Abgar the Great adopted Christianity; but his friend Bardaiṣan was a heterodox Christian, and there was a church at Edessa in 201. It is testimony to the personality of Abgar the Great that he is credited by tradition with a leading role in the evangelization of Edessa.
-
от 28 декабря 2017 на
Wayback Machine
Оригинальный текст (англ.)Modern scholars have taken basically two very different approaches to this legend (which obviously reflects the general search for apostolic origins, characteristics of the fourth century), Some would dismiss it totally, while others prefer to see it as a retrojection into the first century of the conversion of the local king at the end of the second century. In other words Abgar (V) the Black of the legend in fact represents Abgar (VIII) the Great (c. 177-212), contemporary of Badaisan. Attractive though this second approach might seem, there are serious objections to it, and the various small supportive evidence that Abgar (VIII) the Great became Christian disappears on closer examination.
-
от 27 декабря 2017 на
Wayback Machine
Оригинальный текст (англ.)More significant than Bardaisan's conversion to Christianity was the conversion -reported by Bardaisan - of Abgar the Great himself." The conversion is controversial, but whether or not he became a Christian, Abgar had the wisdom to recognise the inherent order and stability in Christianity a century before Constantino did. Ho encouraged it as essential for maintaining Edessa's precarious balance between Rome and Iran. Thus, it is Abgar the Great who lays claim to being the world's first Christian monarch and Edessa the first Christian state. More than anything else, a major precedent had been set for the conversion of Rome itself. // The stories of the conversions of both Abgar V and Abgar VIII may not be true, and have been doubted by a number of Western authorities (with more than a hint at unwillingness to relinquish Rome's and St Peter's own primogeniture?). But whether true or not. the stories did establish Edessa as one of the more important centres for early Christendom.
Литература
- Заболотный Е. А. Осроена // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIII : « Онуфрий — Павел ». — С. 449-450. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8 .
- Drower, Margaret Stephana; Gray, Eric William; Sherwin-White, Susan Mary. Osroëne // The Oxford Classical Dictionary (4 ed.) / Hornblower, Simon; Spawforth, Antony; Eidinow, Esther (eds.). — Oxford University Press, 2012. — ISBN 978-0-19-954556-8 .
- Lieu, Samuel. EDESSA // Encyclopædia Iranica, Volume VIII/2: Economy V–Education XX / Yarshater, Ehsan (ed.). — London and New York: Routledge & Kegan Paul, 1997. — P. 174–175. — ISBN 978-1-56859-051-6 .
- The Arabs and the desert peoples // The Cambridge Ancient History: Volume 12, The Crisis of Empire, AD 193-337. — Cambridge University Press, 2005. — ISBN 978-0521301992 .
- 2021-03-16
- 2