Про-лига Узбекистана по футболу
- 1 year ago
- 0
- 0
Согдиа́на , также Со́гд ( согд. Soɣd, swγδykstn [Səγʷδī́kstən] ) — древняя историческая область в Центральной Азии , в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья), в центре Зарафшанской долины . С IX века стала частью Мавераннахра и государства Саманидов . Ныне на бывшей территории Согда существуют Узбекистан (где располагался центр Согдианы — город Самарканд ) и Таджикистан (территория Согдийской области ). Некоторые исследователи считают, что Согд состоял из трёх частей: Бухарского, Самаркандского и Кашкадарьинского Согдов .
В VIII веке до н. э. здесь была основана столица государства — Мараканда ( Самарканд ). Вторая столица Согда находилась на месте нынешнего городища Кук-тепа в Пайарыкском районе Самаркандской области .
Согдийские купцы и дипломаты путешествовали так далеко на запад, как Византия . Они играли важную роль в качестве посредников на торговом пути Великого шёлкового пути . Хотя первоначально согдийцы и их потомки следовали верованиям зороастризма , манихейства , буддизма и, в меньшей степени, несторианства из Передней Азии , постепенное обращение в ислам среди согдийцев и их потомков началось с арабского завоевания Средней Азии в VIII веке. Обращение согдийцев в ислам было практически завершено к концу эпохи Саманидов в 999 году, что совпало с упадком согдийского языка , поскольку он был в значительной степени вытеснен персидским .
Название Согд ( авест. Gāum yim suγδō.šaiianəm , « Оседлое поселение, обиталище согдийцев ») впервые упоминается в перечне « 16 наилучших стран » в священной книге « Авеста », созданной Ахура Маздой для человечества , как вторая наилучшая страна после Аирйанэм-Ваэджа ( авест. Airiianəm vaējah , « Прародина ариев »), что указывает на важность этого региона с древних времен .
Этноним «Сугд», сопровождающий в текстах Авесты топоним «Гаум», исследователи возводят либо к общеиран. *suxta- «очищенный огнём» ( ср. осет. sugdæg « чистый, святой »), либо, по другому мнению, к самоназванию согдийцев ( swγδ , swγδ’k ), восходящему к этнониму « сака », « скиф », « ашкузаи » . Обельченко утверждает, что древнее население Согда — это те же саки , но ведущие оседлый образ жизни и поддерживающие теснейшие связи со своими соплеменниками .
В той же Авесте в Мехр-яште (Yt. 10.14), где описывается регион, в котором обитают арии , Согд наряду с Хорезмом и четырьмя другими странами указаны как страны « Аирьяшаяны » ( авест. Airiiō.šaiiana- , « Обиталища ариев ») .
Согдиана обладала городской культурой бронзового века : первоначальные города бронзового века появляются в археологических записях, начиная с поселения в Саразме , Таджикистан , датируемого 4 тысячелетием до н. э.
Ахеменидский правитель Кир II Великий покорил Согдиану во время кампании в Центральной Азии в 546—589 годах до н. э. Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда — сатрапии империи Ахеменидов , девятнадцатой в надписи царя Дария I Великого на скале Бехистун, которая занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира ) и Узбекистана (кроме Хорезма ). Согдиана лежала к северу от Бактрии .
Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI—IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II . Вместе с Парфией , Хорезмом и Согд был включен в её 11-ю сатрапию . Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей воинские контингенты.
Согдийцы , наряду с другими иранскими народами Средней азии, активно участвовали в греко-персидских войнах и были важной частью ахеменидского войска .
В 329—327 годах до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 году до н. э. ) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Одним из решающих событий стала битва у Политимета (река Зерафшан), в которой греко-македонские войска впервые за семилетнюю военную кампанию потерпели поражение. Тем не менее в итоге восстание согдийцев было подавлено. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, правителем которой был назначен Филипп III Арридей . По некоторым данным, Худжанд ( Кирополь ) был переименован Александром Македонским в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя), а сам греческий завоеватель женился на местной аристократке, дочери Оксиарта — Роксане .
После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) спустя два года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арианы (переименованной в Дрангиану ) Стасанору . В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов во главе с Селевком I , который был женат на дочери Спитамена — Апаме . В середине III века до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство , которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено кочевыми племенами ( скифами и юэчжи ) и подчинено Хорезму . В первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства , включавшего территории от Средней Азии до Индии.
Наконец, Согдиана была оккупирована кочевниками, когда саки захватили Греко-Бактрийское царство около 145 года до н. э., вскоре за ними последовали юэчжи , кочевые предшественники кушанов . С тех пор примерно до 40 года до н. э. юэчжи вяло чеканили монеты, имитирующие и до сих пор несущие изображения греко-бактрийских царей Эвкратида I и Гелиокла I .
Юэчжи были посещены в Трансоксиане китайской миссией во главе с Чжан Цянем в 126 году до н. э. , которая стремилась заключить наступательный союз с юэчжи против хунну .
С 1-го века нашей эры юэчжи превратились в могущественное Кушанское царство , охватывавшее территорию от Согда до восточной Индии . Кушанская империя стала центром прибыльной центральноазиатской торговли. Они начали чеканить уникальные монеты с лицами своих собственных правителей . Считается, что они сотрудничали в военном отношении с китайцами против вторжения кочевников, особенно когда они объединились с генералом империи Хань Бань Чао против согдийцев в 84 году, когда последние пытались поддержать восстание короля Кашгара .
Государство Сасанидов завоевало и включило Согдиану в качестве сатрапии в 260 году , надпись, датируемая правлением Шапура I , утверждает, что «Согдиана, до гор Ташкента», как его территория, и отмечает, что её пределы образовывали северо-восточные сасанидские пограничные земли с Кушанским царством . В 350—375 годах Согд был завоёван племенами хионитов .
К V веку регион был захвачен племенами эфталитов .
Согдийцы активно взаимодействовали с ханьцами на протяжении многих веков на шёлковом пути . Согдийские диаспоры считаются одними из древнейших в Китае — это подтверждается археологами, нашедшими на территории нынешнего Китая огромное количество согдийских монет, писем и изделий, а также гробниц.
В конце IV—V веках н. э. Согд был покорён хионитами, кидаритами и эфталитами . В 457—509 гг. Согд был частью Кидаритского государства . В VI—VII веках Согд вошёл в состав Тюркского каганата . Китайские хронисты во время правления Тоба Вэй оставили описание Согдианы (Сутэ 粟特). Рассказывали о вторжении хунну (неясно когда и каких именно) в Согдиану, где они убили князя. Четвёртым после вторжения был князь Хуни (忽倪). Согдийские купцы приходили торговать в Лянчжоу . При покорении Увэй войска Тоба Вэй захватили согдийских купцов. Князь Согда согласился выкупить их, вэйцы согласились, но после освобождения купцов дипломатические отношения прервались. Отношения возобновились при Бэй Чжоу в 564 году .
В источниках есть сведения о городах Согда: Иштихане , Кушании , Дабусии .
Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. Известно, что в 587 году, после подавления восстания Абруя войсками тюркского принца, сына Кара Чурина Янг Соух тегина , он был утвержден владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в 589—603 годах правил его сын Нили . Затем правил его сын Басы тегин (603—604 гг.) .
Тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет, с надписью «владыки хакана деньга» .
При Тон-ябгу-кагане (618—630 годах) власть тюрков усилилась в Согде. Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей — тудунов — в области, в том числе в Согд, для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с надписью «Тун ябгу каган».
Известными правителями согдийского Пенджикента в VII—VIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич . Здесь же был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш .
Китайская энциклопедия Туньдянь (VIII век н. э.) содержит информацию, согласно которой страна под названием Су-де (Suk-tak, Согдак согласно Хирту , что вероятнее всего соответствует Согду (Согдиане)), которая имела торговые и политические отношения с Китаем в V веке н. э., также называется T'ö-kü-Möng (страна туркмен ) . В согдийских хозяйственных документах первой четверти VIII века также упоминаются туркмены .
С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком . Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва . С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир , Вархуман , Мастан-Навиан , Тархун , Гурек , Тургар .
Согласно словарям Самани и Йакути, в самой населённой и цветущей части Согда, между Иштыханом и Кушанией , в местности, считавшейся лучшей в крае по климату, находилось Согдийское храмовое селение Хушвагн .
В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā 'l-nahr, « заречье »), как они называли согдийские земли за Амударьёй . Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII века, Согд был завоёван арабами .
Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента — Деваштич , поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг , где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление . Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.
Династия согдийских ихшидов была ликвидирована персидским полководцем Абу Муслимом в 750 году, через несколько лет после смерти которого, в Мавераннахре начинается очередное восстание , которое возглавляет Муканна .
Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков , когда она была известна как Согд Самаркандский . В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.
Согд окончательно исчезает в эпоху Саманидов , когда новые арабские и персидские топонимы начинают вытеснять согдийские , бактрийские и сакские , например, Бактрия становится Тохаристаном , а сама Согдиана — Мавераннахром .
Ленинабадская область была одной из первых четырёх областей Таджикской ССР вместе с Сталинабадской , Кулябской и Гармской областями, образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1939 года. 19 января 1945 года из южных районов области выделена созданная Ура-Тюбинская область (административный центр — город Ура-Тюбе ), которая была ликвидирована через 2 года — 23 января 1947 года, все районы последней вернулись в состав Ленинабадской области. Сама область была ликвидирована 28 марта 1962 года, а восстановлена 23 декабря 1970 года (в этот период в Таджикской ССР временно не было областного деления).
После распада СССР , в Таджикистане начинается национализация государства: отказ от советского наследия в пользу собственного. Возводятся статуи национальным героям и переименовываются сёлы, города и области. Это не обходит и Ленинабадскую область, которая 10 ноября 2000 года была переименована в Согдийскую .
О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории ( Афрасиаб , Пенджикент , Варахша, Калаи-Муг и др.).
Искусство и культура древнего Согда изучалось такими исследователями как Б. Маршак , А. М. Беленицкий , Л. Альбаум , В.Распопова .
Об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. — первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба — первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III—I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и образов.
Основной религией был зороастризм , но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе — буддизму , манихеизму , несторианству .
Раннесредневековые согдийские костюмы можно разделить на два периода: эфталитский (V и VI века) и тюркский (VII и начало VIII веков). Последний стал обычным явлением не сразу после политического господства гёктюрков , а только ок. 620 г., когда, особенно после реформ западнотюркского кагана Тун-Джабгу , Согд был тюркизирован и местная знать была официально включена в управление каганата .
Для обоих полов одежда была облегающей, ценились узкие талии и запястья. Силуэты для взрослых мужчин и молодых девушек подчёркивали широкие плечи и сужались к талии; силуэты женщин-аристократок были более сложными. В последующие века согдийская одежда подверглась тщательному процессу исламизации, и от первоначальных элементов осталось немногое. Вместо них более распространёнными стали тюрбаны, кафтаны и пальто с рукавами .
Согдиана лежала к северу от Бактрии , к востоку от Хорезма и к юго-востоку от Кангюй между Амударьёй и Сырдарьёй , включая плодородную Зеравшанскую долину ( древние греки называли ее Политиметом) . Территория Согдианы соответствует современным областям Самарканда и Бухары , а также Согдийской области . В эпоху Высокого Средневековья согдийские города включали в себя объекты, простиравшиеся до Иссык-Куля , например, археологические раскопки в Суябе .
Имя | Годы правления |
---|---|
Шишпир | 642–655 |
Вархуман | 650–690 |
Тукаспадак | 696–698 |
Мастан-Навиан | 698–700 |
Тархун | 700–710 |
Гурек | 710–718 и 722–738 |
Деваштич | 718–720 |
Баничур | 731–738 |
Тургар | 738–750 |
Имя | Примечания | Годы правления |
---|---|---|
Кана | первый известный худат , сын или внук Янг-соуха | 604–630 |
Макат | родственник Кана | 630–659 |
Бидун | муж Хутак-хатун , сверг Маката и первым начал использовать титул бухархудат и создал одноимённую династию | 659–681 |
Хутак-хатун | жена Бидуна, мать Туксбады I | 673–692 |
Туксбада I | сын Бидуна и Хутак Хатун | 681–724 |
Хунук | варданхудат , правитель Варданы | 706–709 |
Туксбада II | сын Туксбады I | 724–739 |
брат Туксбады II | 739–753 | |
Туксбада III | неизвестный бухархудат, имя условно | 753–? |
Сукан | сын Тукбада III | ?–775 |
Буньят | брат Сукана, поддержал Муканну в его восстании против арабов | 775–782 |
родственник Буньята | 782–809 |
Имя | Годы правления |
---|---|
?–650 | |
Чекин Чур Бильге | 693–709 |
Деваштич | 708–722 |
739–795 | |
Кавус ибн Карабугра | 802–830 |
Хайдар ибн Кавус | 830–841 |
There is further geographical interest to be found in another passage from the Avesta Yt. 10.13-14, where the whole region inhabited by the Aryans (airyō.šayana-) is described. The description begins with Mount Harā, the peak of which is reached by Mithra as he precedes the immortal sun: The entire Aryan homeland, according to this passage, consisted of the districts of Iškata and Peruta, Margiana and Areia, Gava, Sogdiana, and Chorasmia.